18+
beta
Регистрация прошла успешно
Дополнительная информация отправлена вам на почтовый ящик
Продолжить
07:12, 27 2016

Расовая дискриминация в США: миф или реальность?

Автор: Павел Попов
Расовая дискриминация в США: миф или реальность?

Фото: shutterstock

Соединенные Штаты, будучи одним из самых развитых государств мира, традиционно считаются страной свободной, с безграничными равными возможностями для каждого её гражданина в независимости от цвета кожи, расовой принадлежности, религиозных воззрений или образа жизни. Такое мнение бытует, пожалуй, в любом уголке земного шара, но только не в самой Америке. На деле ситуация выглядит немного иначе.

США продолжают оставаться довольно сложным образованием, состоящим из множества составных элементов, которые вряд ли смогут сделать страну единой монолитной структурой. Конечно, можно вспомнить расхожую идею об «американской мечте», но сплачивающим звеном она быть уже не в состоянии. Америку раздирают внутренние общественные конфликты и противоречия. И наиболее ярким из них стала расовая дискриминация.

Обыватель заметит, что президент – символ всей нации, является чернокожим. Даже при поверхностном поиске можно без труда выяснить, что генеральный прокурор, множество губернаторов и сенаторов также черные. А как же многочисленные спортсмены, спортивные функционеры, медиа персоны, артисты и бизнесмены? Среди них немало успешных, влиятельных афроамериканцев.

Однако как представляется, проблема намного шире и сложнее, поскольку не укладывается в привычную плоскость, разделяющую общество на белых и черных. Хотя именно она является основной. Но далеко не единственной. Сформировавшееся из переселенцев, иммигрантов и колонизаторов, американское общество вмещает представителей всех рас и очень большого числа национальных групп (латиноамериканцы, азиаты). И современное его расслоение вряд ли может оправдать характерный слоган «единство в многообразии» (Unity in Diversity).

Афроамериканцы: США «откатились» на 50 лет назад

На протяжении всей второй половины 20 в. американское общество предприняло немало усилий, чтобы уравнять чернокожих в правах с белыми. А ведь не так давно афроамериканцы были на особом положении чуть ли не рабов. Попытки отхода от многолетней политики сегрегации оказались для Белого Дома весьма трудными и ресурсозатратными. Одно дело законодательно отменить расово дискриминирующие акты и совершенно другое искоренить их в умах граждан (например, законы Джима Кроу Сегрегация (от лат. - разделение) Особый вид дискриминации и политика принудительного отделения представителей одной расы или этнической группы от другой. Ограничение мест и территорий для поселений, строго раздельное обучение, воспитание или армейская служба, создание преград для социального общения, разграничение посадочных мест в общественном транспорте – подобные меры были узаконены в США вплоть до середины 1960-х годов. В общем виде весь перечень законодательных актов о расовой сегрегации (особенно в южных штатах) получил широко распространенное, но неофициальное наименование Законов Джима Кроу (Jim Crow laws). ).

shutterstock_213974782

И даже сегодня, в пору президенства чернокожего Барака Обамы, волнения, массовые акции протестов и беспорядки на фоне расовой дискриминации остаются нормой для США. Хорошо известные печальные события в Цинциннати (2001 г.), Фергюсоне (2014 г.) или Балтиморе (2015 г.) показали, что Америка далека от расового равенства. Если ты черный и вызываешь малейшие подозрения у представителей правопорядка, на тебя можно вполне безнаказанно открыть огонь на поражение. Излишняя жестокость и безнаказанность полицейских вызывает широкую волну негодования среди цветного населения. И стереотипы, а также пресловутая расовая почва играют здесь далеко не последнюю роль.

Показательным в этом плане является доклад одного из гарвардских руководителей Проекта по защите гражданских прав профессора Гэри Орфилда. Еще в 2006 г. исследователь отмечал, что по уровню сегрегации страна буквально вернулась в 1960-е годы. Сегодня это очень наглядно представлено в американских школах. Чернокожие и цветные посещают школы, в которых белые учащиеся составляют менее 10%. Причем школы с высокими долями национальных меньшинств относятся к учебным заведениям с очень высоким уровнем бедности. И за прошедшее десятилетие ситуация практически не изменилась.

Хотя сообщения об успехах по преодолению расовой дискриминации в американском обществе делаются с завидной регулярностью, к реальному положению вещей они имеют мало отношения. Сфера высокой политики, качественного образования, открывающего солидные перспективы, все еще закрыты для широких слоев афроамериканцев. А «вкрапления» чернокожих в политическую или бизнес элиту являются не более чем ширмой или прикрытием перед сохраняющимся доминирующим положением белых и их «россказнями» о демократии.

В последнее время тематика дискриминации и ущемления прав на почве расы все чаще находит отражение в американском киноискусстве. Нашумевший фильм 2004 года «Столкновение» (Crash) наглядно обрисовал существование непримиримых конфликтов и расизма в обществе. Другой знаковой кинопремьерой 2016 г. стал 1-й сезон сериала «Американская история преступлений» под названием «Народ против О. Джея Симпсона». Здесь в полной мере отразились все спекуляции общественным мнением, связанные с цветом кожи. К другим характерным кинолентам последних лет можно отнести «Прислугу» (The Help) и «12 лет рабства» (12 Years a Slave).

Вместе с, казалось бы, пристальным вниманием к проблеме в американском обществе, местная киноиндустрия сама чуть не оказалась втянутой в довольно громкий скандал. Так, по итогам 2015 года среди номинантов на главную Премию Американской академии кинематографических искусств и наук (Оскар) не оказалось ни одного чернокожего. После чего ее руководство обвинили в скрытом расизме, а часть гостей даже отказались от посещения мероприятия. Напомним, что за все время существования кинопремии (с 1929 года) только 15 афроамериканцев удостоились высших наград.

Латиноамериканцы и азиаты: новые вызовы американского общества

Соединенные Штаты, тем не менее, нельзя разделять только на белых и черных. Черный расизм является уже далеко не единственной проблемой, преследовавшей Америку на всех этапах ее становления и развития. За последние десятилетия в страну переехали на постоянное место жительства огромное число представителей других национальных групп, которые также отчасти стали новой «головной болью» как для местных, так и федеральных властей.

Меньшинства селятся компактными группами, которые довольно медленно и крайне неохотно интегрируются в общество. Языковые и тем более культурные барьеры так просто не стираются. Характерным явлением особенно для крупных городов стали внушительные латиноамериканские или азиатские кварталы или даже целые районы. А в отдельных частях страны они уже стали доминирующей этноязыковой группой (южные и приграничные с Мексикой штаты). Но о плюрализме культур речь по сути даже не ведется.

По разным оценкам латиноамериканское население США составляет почти 50 млн. человек, что приравнивается к 16% всех жителей.

Политики активно спекулируют этой частью населения, преследуя не более чем свои меркантильные цели, завоевывая лишь новые голоса в свою пользу. А по факту положение национального меньшинства остается прежним. Сохраняется сегрегация, имеют место случаи бытовой дискриминации и бытового расизма, а также незаконных арестов, депортаций и многих других злоупотреблений на почве расы.

Определенное внимание заслуживает и ситуация с выходцами из стран Азии. Характерный цвет кожи и разрез глаз сделали свое дело. Азиаты, к которым без особого разбора относят и китайцев, и японцев и корейцев и т.д., также сталкиваются с расовой дискриминацией на бытовом уровне. И хотя эта часть населения самая безобидная, война во Вьетнаме (1965 – 1973 гг.) или в Корее (1950 – 1953 гг.), в которые ввязалась Америка, сделали свое дело. Зачем искать какие-то особенности или различия, когда можно просто обвинить человека в том, что его потомки убили его деда или отца?

«Белый» расизм существует?

В последнее время появилось такое понятие как расовая дискриминация белой части американского населения, доля которого продолжает снижаться. Новое исследование, проведенное институтом Public Religion Research, показало, что белый расизм такая же крупная проблема, как и расовая дискриминация чернокожих. Существование предубеждения перед былыми подтвердили 45% всех опрошенных респондентов. Такого же мнения придерживаются 50% белых, 29% латиноамериканцев и 25% черных.

Действительно отрицать существование обратного расизма довольно сложно. Если чернокожий переедет в район с преимущественно былым населением он автоматически столкнется с предвзятым отношением и косыми взглядами. Но разве ждет что-то другое белого человека, если он окажется среди чернокожих, или в окружении представителей любого другого национального меньшинства? Предрассудки и сложившиеся стереотипы по-прежнему господствуют даже в самом прогрессивном обществе. Цвет кожи, вероисповедание, образ жизни не могут не влиять на суждения окружающих.

Сегодня США испытывают трудности и обратного порядка. Белые граждане устали чувствовать вину или оправдываться только за то, что родились белыми. Вся система, построенная для преодоления сегрегации и дискриминации в отношении цветных, совершенно не учитывает интересы белого населения. Хотя именно англосаксы все еще составляют доминирующую часть американского общества (около 60%).

Против расовых преференций выступает все больше американцев.

Верховный суд оказался буквально завален исками от белых студентов, которые не смогли попасть в ВУЗы только из-за существования расовых квот, которые были поставлены вне закона еще в 1978 г., но до сих пор являются устоявшейся нормой. Этническое происхождение или цвет кожи учитываются приемной комиссией наравне с такими показателями как результаты экзаменов или внеучебная деятельность. Так, в 2013 году Абигейл Фишер подала иск против Техасского университета, который, по ее словам, отказался принять ее из-за белого цвета кожи.

В сфере трудовых отношений проблема с цветом кожи также существует. По данным Комиссии по равенству возможностей при устройстве на работу, за период с 2002 по 2011 год количество исков, поданных белыми на почве расовой нетерпимости, возросло с 9,7% до 13%. Соответственно увеличилось количество судебных разбирательств, связанных с обратной дискриминацией. Так, в 2011 году суд признал правоту почти 50 блюстителей правопорядка из Мичигана, которые заявили, что не могут продвинуться по карьерной лестнице опять же из-за белого цвета кожи.

Как видно, расовые противоречия и трения в США сегодня действительно продолжают существовать, становясь заметной проблемой для полиэтнического и мультикультурного американского общества. Свои сложности наблюдаются и у черных, и у латиноамериканцев, и у выходцев из Азии, и даже у белого большинства. Как неправильно определять каждого мусульманина в качестве террориста или любого чернокожего как преступника и наркоторговца, так и в корне неверно считать, что белый цвет кожи делает человека априори лучше других или его проблемы первостепенными. Для настоящего искоренения расизма активисты призывают прекратить использование этнической и расовой принадлежности людей в качестве любого предлога, преимущества или оправдания.

Теги: расизм США,

Комментарии (0)

Вход

Вход через социальные сети

Регистрируясь через социальные сети, вы даете согласие на получение рассылки портала.
Зарегистрироваться

Новости партнера:

Читайте также из данного раздела:

Facebook
Вконтакте
Twitter
Твиты от @OxpahaRU
Почта для запросов на удаление информации:
[email protected]

Смотреть онлайн бесплатно

Смотреть kino онлайн