Регистрация прошла успешно
Дополнительная информация отправлена вам на почтовый ящик
Продолжить
06:38, 20 мая 2016

Газопровод Иран-Пакистан: где заканчивается экономика?

Автор: Денис Борисов
Газопровод Иран-Пакистан: где заканчивается экономика?

Фото: shutterstock

Проект газопровода "Мир" из Ирана в Пакистан, который имел все шансы стать одним из самых больших долгостроев в мире, получил новый инвестиционный и политический импульс со стороны Китая. Завершение начатого строительства и дальнейшее развитие проекта может существенно изменить баланс сил в Азии.

"Иран обязуется обеспечить энергетическую безопасность Пакистана", - заявил президент ИРИ Хасан Роухани в ходе своего визита в Исламабад в конце марта этого года. "Мы проложили газопровод до границы с Пакистаном и готовы расширять сотрудничество", - отметил он. "Граждане Пакистана могут быть уверены, что Иран, как стратегический партнер, будет прилагать все усилия для удовлетворения потребностей соседней страны в нефти, газе и электричестве", - подчеркнул Роухани.

Вопрос энергетической безопасности Пакистана, ощущающего большую нехватку электроэнергии, безусловно, важен для Исламабада. Но он не менее важен и для Ирана, который рассматривает соседнее государство в качестве потенциального транзитера для выхода на азиатские рынки углеводородов, особенно в Китай.

Визит Роухани и договоренности, достигнутые во время переговоров с премьер-министром Навазом Шарифом, стали важной вехой на пути иранского прорыва на рынки Азии.

Проект с 60-летней историей

Впервые идея строительства газопровода была высказана в конце 1950-х годов в научной статье, опубликованной одним из преподавателей пакистанского Военно-технического колледжа "Рисалпур". Но предметом переговоров проект стал лишь в 1989 году, когда в Пакистане начали испытывать дефицит газа. В 1995 году было подписано предварительное соглашение между Тегераном и Исламабадом, к которому спустя четыре года присоединилась и Индия. Газопровод получил название "Мир". По трубопроводу общей протяженностью около 1,8 тыс. км газ с крупнейшего в мире месторождения Южный Парс в Иране должен транспортироваться до города Навабшах близ Карачи в Пакистане. Этим топливом будут обеспечены, в частности, пакистанские электростанции. Общая стоимость проекта оценивается в 7,5 млрд долларов.

Однако стратегические последствия его реализации были с самого начала невыгодны Вашингтону и монархиям Персидского залива. С вводом в эксплуатацию газопровода Иран усилит свое экономическое и политическое влияние в Южной Азии. Снизится зависимость Пакистана от помощи США и Саудовской Аравии, являющейся одним из основных поставщиков углеводородов Исламабаду. Индия получит дополнительные возможности для промышленного развития.

Под давлением США в 2009 году Нью-Дели вышел из проекта. Официально Индия объяснила свое решение принципиальными расхождениями с Тегераном в вопросах ценообразования на экспортируемый газ и отсутствием гарантии непрерывных поставок со стороны Пакистана. В то же время Белый дом поддержал альтернативу "Миру" - идею строительства газопровода ТАПИ (Туркменистан - Афганистан - Пакистан  Индия).

Реализация проекта "Мир" была начата в марте 2013 года. Иран завершил строительство своего участка газопровода. Пакистан, несмотря на давление со стороны Вашингтона и Эр- Рияда, стремился придерживаться своих обязательств. Но ни правительство, ни пакистанские подрядные строительные компании не смогли найти средства или получить кредиты международных финансовых институтов на прокладку своего участка газопровода. Речь шла о сумме примерно в 2 млрд долларов.

Будучи под санкциями и не имея дополнительных средств, ИРИ оказалась не в состоянии потянуть еще и финансирование пакистанского участка. Возможно, проекту так и не суждено было бы сбыться, если бы не подоспел Пекин.

Китайские инвестиции с геостратегическим оттенком

Китай, внимательно наблюдавший за развитием событий, к весне 2015 года решил, что сейчас самое время подключаться к проекту. Определяющим стал визит председателя КНР Си Цзиньпина в Исламабад в апреле прошлого года. Тогда Китай и Пакистан подписали соглашение, в соответствии с которым 85% финансирования строительства пакистанского участка газопровода будет осуществляться за счет китайского кредита. В настоящее время Китай ведет строительство 200-километровой ветки от Навабшаха до порта Гвадар на побережье Индийского океана. Пакистан обещал построить оставшийся участок газопровода в 70 км от иранской границы до Гвадара после завершения прокладки китайской стороной ветки Навабшахр-Гвадар. В порту не позднее конца 2016 года должно начаться строительство завода по производству сжиженного природного газа (СПГ), финансирование чего также предусмотрено Пекином.

Одновременно начались проектные работы по строительству НПЗ в Гвадаре. Расходы составят почти 4 млрд долларов. Нефть для НПЗ будет поставляться и из Ирана.

Не обошлось и без окрика со стороны США. Госдепартамент не преминул напомнить, что закон от 1996 года, предусматривавший введение экономических санкций против фирм, сотрудничающих с Ираном и Ливией в области добычи нефти и газа, никто не отменял. Так что у компаний, участвующих в реализации проекта газопровода, в любой момент могли возникнуть проблемы. И это напоминание прозвучало уже после того, как в июле прошлого года было заключено соглашение по ядерной проблеме между Тегераном и "шестеркой" (пять постоянных членов СБ ООН и Германия), предусматривавшее снятие санкций, в том числе в отношении нефтегазовой отрасли Ирана.

Подключившись к проекту "Мир", Пекин фактически стал его третьей стороной. Причем газопровод может иметь и логическое продолжение - от пакистанского Гвадара до Кашгара в Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР  параллельно 1300-километровому стратегическому Каракорумскому шоссе, которое связывает Китай с Пакистаном. В этом случае значительно сокращается маршрут доставки углеводородов из Ирана в КНР по сравнению с морским путем. Альтернативный маршрут транспортировки газа в Китай также снижает риск от гипотетического закрытия Ормузского и Малаккского проливов в случае блокирования их потенциальными противниками Ирана или КНР.

"Слабыми" точками проекта остаются места компактного проживания белуджей в Пакистане и Иране, через которые может пройти газопровод. Ведь там действуют террористические группировки исламистского толка. Так, со стороны Пакистана в иранскую провинцию Систан и Белуджистан регулярно устраивают вылазки банды группировок "Джундалла", "Джейш аль-Адль" и "Джейш ан-Наср". Иран обвиняет ряд спецслужб иностранных государств в поддержке террористов. Так, газете "Иран дейли" (16 апреля) стало известно, что Саудовская Аравия "поставляет в больших количествах боеприпасы антииранской группировке боевиков" в соседнем Пакистане. "Эр-Рияд направил пять партий боеприпасов военно- транспортным самолетом C-130 террористам в юго-западную пакистанскую провинцию Белуджистан, граничащую с Ираном. Самолеты были разгружены в аэропорту Далбандина, построенном при финансовой поддержке Саудовской Аравии в 1980-х годах", - привела подробности газета.

"Мир", меняющий политический ландшафт

В соответствии со скорректированным графиком пакистанская часть проекта должна быть завершена примерно через 2,5 года. Его реализация позволит Исламабаду ежесуточно получать 21,5 млн кубометров газа. Это поможет Пакистану увеличить выработку электроэнергии на 5 тыс. МВт.

Как отмечают многие аналитики, газопровод позволит Ирану вернуть себе прежний статус одного из основных мировых экспортеров энергоносителей и, тем самым, усилит его политическое влияние в регионе. Газовая отрасль ИРИ получит доступ к огромным рынкам сбыта энергоносителей в Южной Азии. О том, насколько велико значение проекта для Тегерана, свидетельствует и высказывание министра нефти Бижана Намдара Зангане, подчеркнувшего, что "главным приоритетом в этом вопросе руководство Исламской Республики считает не Европу, а азиатские рынки". Вступление в строй ветки "Мир" станет важным шагом на пути Ирана в экономическое пространство проекта "Нового Шелкового пути", реализуемого Китаем.

КНР, в свою очередь, заинтересована в газопроводе как в составляющей транспортного коридора, соединяющего западный Китай со странами Ближнего Востока и способного обеспечивать товарооборот в 46 млрд долларов, отмечало в этой связи агентство ШАНА.

Источник: ТАСС

Комментарии (0)

Вход

Вход через социальные сети

Регистрируясь через социальные сети, вы даете согласие на получение рассылки портала.
Зарегистрироваться

Читайте также из данного раздела:

Почта для запросов на удаление информации:
[email protected]

Смотреть видео онлайн

Смотреть видео онлайн