18+
beta
Регистрация прошла успешно
Дополнительная информация отправлена вам на почтовый ящик
Продолжить
18:59, 04 декабря 2015

Перераспределить затраты

Автор: Вячеслав Маликов

Система “Платон”, которая в последнее время у всех на слуху, запущена 15 ноября 2015 года.

Итоги первых нескольких недель работы новой системы “Платон” внушительные. За это время удалось собрать более полумиллиарда рублей в дорожный фонд.

“Платон” — российская система взимания платы с грузовиков, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн. Название «Платон» является сокращением от словосочетания «плата за тонны». С момента запуска в эксплуатацию системы 15 ноября 2015 года деньги взимаются с перевозчиков в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования.

Оплата проезда осуществляется двумя способами — с помощью маршрутной карты или бортового устройства. Расчет производится в зависимости от фактического пробега транспортного средства по тарифу 3,73 руб. за километр. Часть собранных средств должна быть направлены в Дорожный фонд РФ на приведение федеральных автомобильных трасс в надлежащее состояние.

Оператором системы является компания «РТ-Инвест транспортные системы», 50 % в которой принадлежит Игорю Ротенбергу, 50 % — государственной корпорации «Ростех».

За свои услуги оператор системы получит от 10,6 млрд руб. в год. Оставшиеся средства будут направлены в Федеральный дорожный фонд.

Министерство подчёркивает, что до запуска системы “Платон” ремонт и строительство дорог оплачивалось исключительно из кармана владельцев легковых автомобилей, и система как раз призвана изменить эту ситуацию в сторону оплаты бизнесом за использование транспортных артерий страны. Однако слов о том, что с автолюбителей будет снято это налоговое бремя или что оно будет уменьшено, речи не идёт.

В то время как за рубежом транспортная инфраструктура в большинстве своём платная, в России она всегда была фактически бесплатной, никто не учитывал, какой износ вносит то или иное транспортное средство. Новая система призвана исправить это положение. При этом в ведомстве подчёркивают, что это касается не только и не столько автомобильных дорог, здесь следует понимать всю транспортную систему страны в целом, это и водные пути, и аэропорты для грузовых перевозок, и железнодорожные магистрали. Дороги строятся на народные деньги, идущие из бюджета разных уровней, и если кто-то использует их для бизнеса, то, соответственно, бизнес должен возместить хотя бы затраты, идущие на обустройство и эксплуатацию дорог.

Тем не менее, у новой системы есть и противники. 23 ноября 2015 года глава Сбербанка Герман Греф на съезде лидеров «Опоры России» заявил, что введение платы с большегрузов приведет к росту цен в магазинах, общий вклад в инфляцию составит 1,5 %.

Сами дальнобойщики повсеместно устраивают акции против введения данной системы. Основная причина забастовки, которую называют участники акций, это убыточность грузоперевозок в России. Главными требованиями протестующих являются отключение системы «Платон» и введение моратория на его дальнейшее использование на ближайшие три года и тестирование в течение хотя бы одного года. Они считают ее в данный момент неработоспособной и не готовой к использованию, а размер сбора грозит банкротством, особенно малому и среднему бизнесу.

Основным методом борьбы с системой является итальянская забастовка, в виде блокирования автомобильных дорог длинными колонами тягачей и прицепов или передвижение по ним со скоростью 10 км/ч. Также протестующие массово паркуются вдоль трасс, например, колонна фур возле дагестанского поселка Ачи-Су стоит с 17 ноября под охраной бронетранспортеров с автоматчиками.

При этом из-за акций появились первые жертвы. 19 ноября в толпу бастующих вдоль трассы М-10 под Тверью въехал седельный тягач с прицепом, один человек погиб, и трое пострадали. Росавтодор направил в МВД РФ официальный запрос с требованием проверить «организаторов подобных акций по всей стране, которые проводят несанкционированные митинги вблизи дорог, подвергая опасности жизни не только самих участников забастовок, но и простых автомобилистов». Уже звучат предложения приравнять автопробеги к митингам и публичным акциям.

Дальнобойщики озвучивали своё желание дойти до Москвы и по состоянию на 4 декабря 2015 года часть уже достигла МКАД. Пока сложно сказать, как обернётся ситуация дальше.

Водители на форумах пишут примерно следующее: “За что мы все платим транспортный налог? С Камаза минимум 20-25 тысяч в год, плюс весной платные пропуска на проезд по дорогам для большегрузов. Как раз транспортный налог и должен идти на ремонт и строительство дорог. Зато по всем телеканалам говорится об облегчении налоговой нагрузки для малого и среднего бизнеса. Добавьте ещё скрытый дорожный налог в 7-8 рублей с литра топлива.”

В связи с ростом недовольства среди представителей бизнеса и водителей большегрузного транспорта, российские парламентарии во втором чтении в пятницу снизили практически в сто раз штрафы за проезд с грузовиков массой свыше 12 тонн без оплаты по федеральным трассам. Как считают в Думе, данные поправки являются шагом вперед навстречу перевозчикам. Санкции снижаются многократно, с 500 тыс. рублей до 5-10 тыс. рублей. Законопроектом так же введено понятие однократности - не более одного штрафа в сутки при любом количестве фиксации нарушения, а также разрешена постоплата вместо предоплаты.

В связи с этим можно отметить любопытную статистику. Если принять во внимание, что за первые две недели системой было собрано 550 миллионов рублей, то путём нехитрых вычислений получается, что за год система способна собрать чуть более 14 миллиардов рублей. При этом в министерстве указывают, что на ремонт дорог тратится в год триллион рублей. Как уже сказано выше, оператор за свои услуги будет получать около 10 миллиардов в год. Итого в федеральный бюджет за год поступит не более 5 миллиардов рублей, то есть треть от собранной суммы, или полпроцента от суммы, которая тратится в год на дороги.

Если же брать в расчёт прогнозируемую Министерством цифру в 40 миллиардов рублей сборов в 2016 году, то в таком случае за вычетом доли прибыли, которая положена оператору системы, сумма поступлений в бюджет будет равна 30 миллиардов рублей, или 3% от годовых трат на ремонт дорог.

Будет ли в таком случае кардинально изменён подход к дорожному строительству, увидят ли владельцы бизнеса и граждане улучшение дорог и строительство новых, покажет время.

Так же важно понимать, что система так или иначе повлияет на весь бизнес грузоперевозок, а уплату новых налогов сами предприятия вынуждены будут переложить на плечи покупателей.

Теги: большегруз, Греф, грузовик, Дальнобойщик, деньги, плата, Платон, пробег, Ростех,

Комментарии (0)

Вход

Вход
через социальные сети

Регистрируясь через социальные сети, вы даете согласие на получение рассылки портала.
Зарегистрироваться

Новости партнера:

Читайте также из данного раздела:

Facebook
Вконтакте
Twitter

Видео

Больше видео
stat