Японские моряки во время визита в РФ двух эскадренных миноносцев Морских сил самообороны Японии «Исоюки» и «Сираюки».
Фото: ИТАР-ТАСС/ Юрий Белинский
История
После поражения во Второй мировой войне (акт о капитуляции подписан 2 сентября 1945 г.) Япония "на веки вечные" отказалась от "угрозы и применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров", и, как следствие, от создания собственных сухопутных войск, флота и военно-воздушных сил. Это положение было закреплено в 9-й статье конституции, принятой 24 августа 1946 г. и вступившей в силу 3 мая 1947 г.
В 1950 г. главнокомандующий американскими оккупационными войсками в Японии генерал Дуглас Макартур в обращении к японскому народу заявил, что страна имеет "право на самооборону". 8 июля того же года им был издан приказ о формировании Полицейского резервного корпуса (численность 75 тыс. человек). В августе 1952 г. японское правительство преобразовало его в Корпус национальной безопасности (110 тыс. человек). 1 июля 1954 г. парламент страны принял закон о создании на его основе Сил самообороны Японии (Japan Self-Defense Forces, JSDF; это название сохраняется за японскими вооруженными силами до сегодняшнего дня).
Однако фактически в вопросах обороны японское правительство полагалось на США, которые полностью обеспечивали безопасность страны в обмен на предоставление и обслуживание американских военных баз на ее территории. Это позволило Японии сконцентрировать усилия на послевоенном экономическом восстановлении ("доктрина Ёсида"). Правовой базой японо-американских отношений стали договоры 1951 и 1960 гг.
Современное состояние
Функции верховного главнокомандующего выполняет премьер- министр Японии. Непосредственное управление войсками и флотом осуществляют министерство обороны (до января 2007 г. Управление национальной обороны) и Объединенный штаб, в который входят штабы сухопутных, военно-воздушных и военно- морских сил. По данным министерства обороны Японии на 2014 г.:
- в Сухопутные силы самообороны входят 5 армий, численность личного состава - около 150 тыс. человек; на вооружении состоят около 700 боевых танков: Тип-10, Тип-90 и Тип-74 производства Mitsubishi Heavy Industries, около 750 боевых бронемашин и 1350 систем артиллерии;
- Морские силы самообороны (ВМС) располагают 4 вертолетоносцами, 29 эсминцами, 14 фрегатами, 6 корветами, 19 многоцелевыми подводными лодками, 30 кораблями противоминной обороны, 3 танкодесантными кораблями, 6 сторожевыми кораблями и несколькими десятками судов обеспечения; численность личного состава - около 50 тыс. человек;
- Воздушные силы самообороны (ВВС) Японии насчитывают порядка 43 тыс. человек личного состава; на вооружении состоят тактические истребители F-4 и F-15 производства США, а также истребитель-бомбардировщик Mitsubishi F-2. В общей сложности 370 боевых самолетов.
В марте 2014 г. в вооруженных силах Японии было создано первое специализированное подразделение компьютерной безопасности. Планируется создание сил морского десанта.
Силы самообороны комплектуются на добровольной основе.
На сегодняшний день их общая численность составляет 243 тыс. человек, около 13 тыс. из них - женщины (примерно 5% всего личного состава). Министерство обороны планирует снять ограничения для женщин по ряду военных специальностей.
Еще 56 тыс. человек в возрасте от 16 до 49 лет (из 126 млн населения страны) состоят в резерве.
Военные расходы составляют около 1% ВВП. В 2016 г. военный бюджет Японии запланирован в размере 5,05 трлн иен, или 41,7 млрд долларов США.
Расширение полномочий
До последнего времени 9-я статья конституции трактовалась правительствами Японии как право на индивидуальную самооборону в случае совершения нападения на страну.
При этом в июле 1992 г. парламент принял закон, разрешающий отправку японских военнослужащих за рубеж для участия в миротворческих операциях ООН, не связанных с ведением боевых действий (грузовые перевозки, восстановление разрушенной инфраструктуры, наблюдение за ходом выборов, гуманитарные миссии и полицейские операции). С этого времени примерно 50 тыс. японских военных принимали участие почти в 30 миротворческих миссиях. Кроме того, в начале 2000-х гг. они обеспечивали логистическую и тыловую поддержку коалиционных сил в Афганистане (2001-2009) и в Ираке (2004-2008).
В 2010 г. правительством Японии были приняты Основные направления развития вооруженных сил на 2011-2015 гг., а в 2013 г. - Стратегия национальной безопасности. Эти документы ориентированы на усиление военного потенциала страны и снятие ряда прежних ограничений в сфере обороны. Это связано с растущей активностью вооруженных сил КНР в прилегающих к Японии водах и с обострением конфликта с Пекином вокруг островов Сенкаку (Дяоюйдао) в Восточно- Китайском море. Еще одной угрозой для Японии были названы ядерная и ракетная программы КНДР.
В 2014 г. правительство Синдзо Абэ приняло решение "о переосмыслении" послевоенной конституции страны и инициировало законопроекты, расширяющие полномочия Сил самообороны. Эти документы дают новое юридическое толкование 9-й статьи конституции (без ее изменения, т.к. процедура пересмотра основного закона достаточно сложная):
- они снимают запрет на применение оружия японскими военнослужащими в ходе международных миротворческих операций за рубежом и предусматривают возможность их участия в операциях для защиты японских граждан в других странах (например, по освобождению заложников);
- кроме того, они допускают использование Сил самообороны за пределами японской территории для защиты союзников от нападения общего врага (право на "коллективную самооборону"). Однако речь идет только о прямом военном нападении на "страны, имеющие тесные связи с Японией". Таким образом, Силы самообороны могут быть использованы только в случае нападения на США, с которыми Японию связывают союзнические обязательства;
- согласно документам, упрощается процедура принятия решения об использовании Сил самообороны. Теперь решения будут приниматься кабинетом министров. Ранее было необходимо принятие специального закона, определяющего жесткие временные и географические границы военной миссии.
В мае 2015 г. законопроекты были переданы на рассмотрение парламента. Нижняя палата приняла их в июле 2015 г., верхняя - в сентябре 2015 г. Принятие законов спровоцировало многотысячные протесты в Токио. По данным японского информационного агентства Киодо, против них выступают 58,7% населения. По мнению противников новых законов, они являются прямым нарушением конституции Японии. Опасения также связаны с тем, что расширительная трактовка 9-й статьи основного закона может спровоцировать вовлечение страны в военные действия, в которых Япония не принимала участия после окончания Второй мировой войны.