Подлодка Shortfin Barracuda Block 1A
Фото: DCNS
Франция стала победителем тендера на строительство нового подводного флота Австралии, который вскоре пополнится 12 новыми неатомными субмаринами. Об этом объявил 26 апреля австралийский премьер-министр Малколм Тернбулл. "После тщательного рассмотрения всех предложений мы пришли к однозначному выводу, что вариант, предложенный французской судостроительной корпорацией DCNS, наилучшим образом отвечает интересам нашей национальной безопасности", - отметил он, уточнив, что "это будут самые совершенные в мире подлодки".
Среди участников тендера также фигурировали Германия и Япония, предлагавшие свои модели неатомных подлодок (НАПЛ), которые должны прийти на смену устаревшим субмаринам класса Collins ("Коллинз"). Строительство новых подлодок оценивается в 50 млрд австралийских долларов (около 40 млрд долларов США) и будет проходить главным образом на верфях города Аделаиды (юг Австралии), что позволит создать 2,8 тыс. рабочих мест. Фактически это крупнейший оборонный заказ в истории страны. Премьер также уточнил, что подлодки будут исключительно из австралийской стали.
Одно из главных требований заказчика касалось водоизмещения субмарин: оно должно превышать 4 тыс. тонн. Заявка DCNS была рассмотрена на основе уже имеющейся подлодки класса "Барракуда" водоизмещением 4,7 тыс. тонн. Инженерам придется внести конструкторские изменения, чтобы сделать из нее неатомную (дизель-электрическую) субмарину. DCNS обещает спроектировать подлодку Shortfin Barracuda Block 1A длиной 97 метров и водоизмещением 4,5 тыс. тонн, что сделает ее одной из крупнейших в мире субмарин подобного рода. Численность экипажа составит 60 человек. Отличительная особенность французского предложения - подлодки оборудованы водометными, а не винтовыми движителями. Максимальная глубина погружения остается засекреченной.
Ожидается, что первые субмарины поступят на вооружение австралийских ВМС к 2030 году. Тем временем будет проведена модернизация всех шести подлодок класса "Коллинз", чтобы продлить срок их эксплуатации.
Сильной стороной заявки была репутация DCNS - в прошлом эта судостроительная корпорация строила субмарины не только для Франции, но и для других стран, в том числе Бразилии, Индии, Испании, Малайзии, Португалии, Чили, ЮАР. Компания также ведет переговоры с Норвегией и Польшей.
В качестве недостатка французского предложения некоторые независимые обозреватели называли недостаточно широкое, на их взгляд, сотрудничество Парижа и Вашингтона в области безопасности. Однако официальные представители руководства Франции и ключевые фигуры в корпорации DCNS такие оценки категорически отвергают, называя их абсолютно безосновательными.
ФРГ в тендере представлял концерн ThyssenKrupp Marine Systems, планировавший построить австралийские НАПЛ на основе своей модели 212А, которая имеет гораздо меньшее водоизмещение (около 2 тыс. тонн). Главным достоинством немецкой заявки стала репутация компании, поставляющей субмарины для многих других стран, а недостатком - отсутствие опыта в строительстве столь больших подлодок.
Наконец, правительство Японии, партнером которого выступал концерн Mitsubishi Heavy Industries, предложило Австралии субмарины класса Soryu ("Сорю"), которые имеют меньшую длину, чем требуется австралийцам. В связи с этим японцы даже соглашались изменить конструкцию своей подлодки, что, по мнению экспертов, по сути неизбежно означало бы создание принципиально нового корабля. К тому же Япония никогда прежде не экспортировала свои субмарины.
Правительство Австралии объявило о проведении тендера в прошлом году - это сделал теперь уже бывший премьер-министр Тони Абботт, который не скрывал, что расценивает организованный конкурс как чисто формальную процедуру, поскольку предпочитает японский вариант. О том, что Токио получит контракт практически без всякой конкуренции, свидетельствовали и активные лоббистские усилия США. По данным австралийских СМИ, Вашингтон оказывал сильное давление на Канберру, поскольку считал, что оснащение австралийского флота именно японскими подлодками станет существенным элементом укрепления трехстороннего стратегического партнерства Соединенных Штатов, Австралии и Японии по обеспечению безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Тем не менее после прихода в сентябре прошлого года к власти Тернбулла стало ясно, что тендер окажется не протокольным, а содержательным процессом, и Австралия будет учитывать не только геополитические реалии, но и технические особенности предлагаемых вариантов субмарин. После продолжавшихся несколько месяцев консультаций с министерством обороны и ведущими международными специалистами, правительство сделало выбор в пользу Франции.
Как полагают местные обозреватели и эксперты, проигрыш Японии способен серьезно осложнить отношения между Токио и Канберрой (министр обороны Гэн Накатани уже обратился к австралийскому правительству с требованием "предоставить разъяснения" итогов тендера). Как отмечает газета "Острэлиан", Тернбуллу "будет очень трудно убедить премьер- министра Синдзо Абэ в том, что австралийско-японское партнерство в области безопасности продолжит успешно развиваться, невзирая на победу Франции".
"Никто не может оспаривать, что Япония крайне разочарована итогами тендера, - пишет в свою очередь "Сидней морнинг геральд". - Пожалуй, одна из главных причин болезненной реакции Токио кроется в работе экс-премьера Абботта, который убедил Абэ в том, что победа японцам гарантирована. Да, она не была закреплена ни в каких документах, однако в японской культуре, равно как и у ряда других азиатских наций, устные обязательства имеют огромное значение. Можно назвать подобные традиции наивными, но именно они во многом объясняют раздающиеся сейчас многочисленные кулуарные заявления Японии о том, что "Австралия не вела себя абсолютно честно".
"Итоги тендера существенно понижают уровень сотрудничества между Австралией и ее главным стратегическим союзником в Азии, - полагает ведущий обозреватель газеты "Острэлиан" Грег Шеридан. - Мнение японской политической элиты и широких кругов общественности о нас резко ухудшилось. Многие японцы подозревают, что Тернбулл просто уступил давлению Китая, почти открыто лоббировавшего против токийской заявки. Они также не исключают, что их страна стала "побочной жертвой" враждебного отношения Тернбулла к своему предшественнику на посту премьер-министра Абботту, не скрывавшему желания отдать контракт Токио. Возможно, такие подозрения безосновательны, однако они широко распространены. Некоторые авторитетные японские политики даже начали ставить под сомнение надежность Австралии как стратегического партнера и в частном порядке называют ее "несерьезной страной".
Ухудшение отношений Канберры с Токио сопровождается ее заметным сближением с Парижем. В начале мая в австралийской столице с незапланированным визитом побывал премьер- министр Манюэль Вальс, который на переговорах с Тернбуллом заверил, что его правительство намерено выполнить все обязательства по новому контракту. На состоявшейся совместной пресс-конференции Вальс заявил, что реализация контракта знаменует "упрочение промышленных, экономических и стратегических двусторонних отношений по меньшей мере на ближайшие 50 лет". В свою очередь Тернбулл в очередной раз подчеркнул, что Франция одержала победу в тендере, поскольку ее предложение наилучшим образом соответствует потребностям австралийских ВМС. Премьер также отверг предположение, согласно которому победа Франции свидетельствует о планах Австралии оснастить свой флот в отдаленной перспективе атомными подлодками. "Вопрос под таким углом вообще никак не учитывался при нашем выборе", - подчеркнул он.
"Решение австралийского правительства опиралось не на какие-либо политические соображения, но исключительно на скрупулезный анализ и мнение экспертов", - утверждает директор Австралийского института стратегической политики Питер Дженнингс. - Не думаю, что Соединенные Штаты испытывают столь уже большое разочарование по поводу выбора Австралии. Трехстороннее американо-австралийско-японское партнерство продолжит успешно развиваться, поскольку его участники разделяют общие стратегические интересы, а главное: Вашингтон не стремился к тому, чтобы подлодки непременно были построены в Японии. Главная задача - наша страна должна получить по-настоящему хорошие субмарины. США поставят для них вооружения и не откажутся от сотрудничества с Францией - одним из своих ближайших союзников по НАТО. Отношения с Токио восстановятся, поскольку важны для обеих сторон, которые просто не могут позволить одному, пусть и крупному, контракту их испортить. Полагаю, для Тернбулла настала пора отправиться в Японию, чтобы лично изложить Абэ позицию своего правительства. Лидеры двух стран, безусловно, заинтересованы в дальнейшем укреплении отношений в области обороны и безопасности".