Фото: Andrew Milligan/TASS
После 20 месяцев планирования и споров правительство Норвегии 17 июня с заметным опозданием представило долгосрочный план развития вооруженных сил королевства. Несмотря на сложную ситуацию в экономике страны, вызванную падением цен на углеводороды, а, соответственно, и бюджетных доходов, кабмин предлагает в ближайшие 20 лет направить на оборону дополнительные 165 млрд крон (19,5 млрд долларов по текущему курсу) при том, что сейчас годовой оборонный бюджет королевства равен 49,1 млрд крон (5,8 млрд долларов) и был увеличен на 9,4% по сравнению с прошлым годом.
Хотя речь идет о весьма существенной сумме, итоговый объем трат окажется на 10 млрд крон меньше рекомендаций главнокомандующего ВС королевства адмирала Хокона Бруун-Ханссена. Вместе с тем, за счет сокращения издержек и оптимизации оборонных расходов за 20-летний период правительство планирует высвободить и перераспределить в рамках оборонного бюджета больше средств, чем предполагал адмирал - 40 млрд крон против 22 млрд. Дополнительные вливания не позволят довести оборонные расходы до 2% от ВВП страны к 2024 году, как того требует НАТО, членом которой Норвегия является с момента основания Организации. Однако и Бруун-Ханссен, и генсек альянса Йенс Столтенберг заявляют, что довольны предложениями правительства, в особенности стремлением получить все 52 заказанных у американской Lockheed Martin ("Локхид-Мартин") истребителя F-35, несмотря на то, что из-за падения курса кроны они грозят обойтись Норвегии на 15-30% дороже запланированной суммы в 70 млрд крон или 8,3 млрд долларов. В настоящий момент в распоряжении ВВС стоят 57 поставленных в 1980-х годах F-16, однако по неофициальным данным боевую задачу способны выполнять лишь 10-20 из них.
План предполагает существенное обновление норвежского парка военной техники в целом.
Помимо F-35, решение по которым принималось еще правительством Столтенберга, занимавшего пост премьер-министра Норвегии в 2005-2013 годах, предполагается заменить устаревшие самолеты морской разведки Lockheed P-3 Orion ("Локхид Пи-3 Орион") на новые, предположительно Boeing P-8 Poseidon ("Боинг Пи-8 Посейдон"), а также закупить 4 новые подлодки, которым предстоит заменить 6 дизель-электрических субмарин класса Ula ("Ула"), стоящих на вооружении ВМС страны в настоящий момент. Кроме того, значительные средства должны быть вложены в совершенствование средств наблюдения и разведки, а также систем ПВО. Стоящие на вооружении сейчас модульные ЗРК NASAMS 2 норвежской разработки получат новые ракеты большей дальности взамен американских AIM-120 AMRAAM. Планируется также приобретение ЗРС большой дальности "для защиты критически важных регионов" - баз ВВС и зон высадки натовских подкреплений.
Новый план, представленный правительством меньшинства во главе с Эрной Сульберг, должен получить одобрение парламента, и в нем могут произойти определенные изменения. Однако они, по всей видимости, будут касаться деталей, например, судьбы конкретных баз, которые планируется закрыть, а не концепции в целом. К 2020 году оборонный бюджет будет увеличен до 56,3 млрд крон (6,6 млрд долларов), будет проведено обслуживание и модернизация техники, устранена нехватка запасных частей и боеприпасов. Дополнительные деньги будут выделены в 2021-2026 годах для осуществления запланированных инвестиций - преимущественно в новую технику. Сосредоточить усилия планируется также на обучении и подготовке солдат и офицеров. Все 6 военных учебных заведений страны будут объединены в единую структуру, что должно повысить качество обучения, снизив его стоимость.
Усиление России
Кабинет Столтенберга принял предыдущий план лишь 4 года назад, однако новое руководство страны решило его обновить в связи "с ухудшением ситуации в сфере безопасности как в глобальном масштабе, так и непосредственно в регионе". В документе прямо говорится о том, что эти изменения вызваны ослаблением европейского единства под влиянием внешних и внутренних причин, усилением конфликтов на Ближнем Востоке и в Африке, а также более жесткой и непредсказуемой внешней политикой России.
"Для Норвегии наиболее существенным изменением в сфере безопасности является увеличение военного потенциала РФ и применение ею силы. В результате военной реформы в России были модернизированы обычные вооруженные силы, а также усилен ядерный потенциал. Присоединение Россией Крыма в 2014 году и дальнейшая дестабилизация востока Украины представляют собой нарушение международного права и существенно повлияли на европейскую безопасность. Россия последовательно показывает свою готовность использовать целый ряд мер, включая применение военной силы, для поддержания своего политического господства и влияния, - говорится в тексте представленного плана.
- Несмотря на то, что Россия не представляет военной угрозы для Норвегии, сочетание модернизации ее ВС с готовностью влиять на ситуацию посредством военной силы делают РФ центральным фактором в норвежском оборонном планировании.
Области в непосредственной близости от Норвегии имеют центральное значения для российской стратегии ядерного сдерживания, российское военное присутствие и активность на Севере за последние годы увеличились. Высокие широты остаются зоной стабильности и сотрудничества, и в российской арктической стратегии по-прежнему делается упор на международное взаимодействие. В то же время мы не можем исключать возможности того, что РФ в определенной ситуации посчитает использование военной силы уместным и в Арктике. Кроме того, хотя потенциальный кризис едва ли начнет развиваться в непосредственной близости от норвежских границ, конфликт, возникший в другом месте, может напрямую повлиять на нас".
В связи с этим помимо укрепления ключевого оборонного потенциала (истребители, субмарины, наблюдение и разведка, ПВО), планируется создать и новое подразделение егерей в составе 150 человек, которыми будет усилен пограничный гарнизон в коммуне Сёр-Варангер, непосредственно граничащей с Мурманской областью. На эти цели планируется выделить 100 млн крон (12 млн долларов), увеличив число норвежских военных на границе до 800 человек.
"Изменение ситуации в сфере безопасности означает, что усиление присутствия сухопутных сил на территории (приграничной) губернии Финнмарк необходимо и является приоритетом, независимо от будущих изменений в концепции сухопутных войск", - говорится в плане. Новое пограничное подразделение должно быть высокомобильным, при этом имея солидный боевой потенциал за счет противотанковых вооружений и ПЗРК.
В целом норвежская сторона полагает, что ВС королевства, которые были существенно сокращены после окончания холодной войны и многие годы не получали достаточного финансирования, в настоящий момент не могут адекватно отвечать на текущие и потенциальные вызовы, стоящие перед страной и ее союзниками по НАТО. Основным приоритетом названо укрепление национальной обороны, которое включает: поддержание ситуационной осведомленности и возможности осуществлять кризисное регулирование, повышение уровня готовности и скорости реагирования войск, а также их боевых возможностей, расширение возможностей для получения военной помощи от стран-союзников, увеличение военного присутствия союзников, более частое проведение совместных учений. Другие приоритетные направления - усиление коллективной обороны НАТО, участие в международных операциях и усиление взаимодействия между гражданскими властями и военными.
Как отмечает известный норвежский журналист, писатель и эксперт по вопросам обороны и безопасности Четиль Стурмарк, отнюдь не питающий теплых чувств к России, новый план имеет куда более агрессивное звучание, чем принимавшиеся ранее. По мнению Стурмарка, вполне можно говорить о существенных изменениях в норвежской политике безопасности, концепция которой со времен холодной войны строилась на том, чтобы обеспечивать сдерживание большого восточного соседа при одновременном поддержании с ним стабильных и спокойных отношений, что среди прочего выражалось в негласном запрете на проведение военных учений в Финнмарке, отказе от размещения ядерных вооружений в Норвегии и т.д. Второму компоненту - заверениям в норвежском миролюбии - практически не уделяется внимания в новом плане, отмечает Стурмарк.
Масштабные сокращения
Согласно докладу норвежского генштаба за 2015 год, численность ВС страны составляет 17,2 тыс. человек, включая 5,3 тыс. гражданских и 7,7 тыс. призывников. На сухопутные войска (СВ) приходится 9 тыс. человек (против 19 тыс. личного состава и 146-тысячного резерва в 1989 году), 3,4 тыс. - на ВМС, 3,5 тыс. - на ВВС. Численность ВС планируется сократить на 1,4 тыс. человек, Национальной гвардии (Хемверна) - на 7 тыс. Если еще в 2005 численность Хемверна составляла 83 тыс. готовых к быстрой мобилизации резервистов, то теперь ее планируется сократить до 38 тыс. Вместе с тем, изменения в структуре и базировании ВС должны позволить даже при сокращении их численности, которое затронет прежде всего гражданских и штабистов, увеличить число военнослужащих в боевых подразделениях. Так, количество меняющихся на ротационной основе экипажей норвежских фрегатов будет увеличено с 3 до 5, что позволит обеспечивать постоянное дежурство 4 из 5 кораблей. Кораблей противоминной обороны останется 4 против нынешних 6 при сохранении текущих 5 экипажей.
В целях экономии и оптимизации структуры ВС планируется также закрыть 11 военных баз (первоначально речь шла о 15), в том числе военный аэродром на острове Андойа, где сейчас базируются норвежские "Орионы", тренировочный центр ВВС Чевик близ Кристиансанна и базу спецподразделения "береговых егерей" в Тронденесе, которое планируется упразднить полностью. Необходимо отметить, что закрыты будут преимущественно небольшие базы, а крупнейшие планируется дополнительно усиливать.
Пока что окончательно не решен обсуждавшийся вопрос о переводе 2-го батальона сухопутных войск (600 человек), базирующегося в Шольде (губерния Тромс), на базу Порсангмуэн в Западном Финнмарке, которая сейчас используется лишь во время учений. В плане эти базы обозначены белым цветом, обозначающим статус "изменений не планируется". Однако большая часть того, что касается будущего СВ, в том числе и вопрос о приобретении новой бронетехники, будет обсуждаться отдельно и не входит в представленный план.
Критика плана
По словам целого ряда экспертов, часть этих шагов подрывают обороноспособность Норвегии, причем не только в краткосрочной перспективе. Так, в задачи высокомобильного егерского подразделения, в составе которого чуть более 100 человек, включая офицеров штаба, входит сбор информации, разведка, наблюдение и определение целей в прибрежной зоне на севере Норвегии, а в случае необходимости и их уничтожение с помощью ЗРК переносного типа или размещенных на высокоскоростных шведских катерах CB90 (буквы латинские). Хорошо подготовленных морпехов должны будут сменить дроны и спутниковое наблюдение. Однако ветераны и нынешние военнослужащие подразделения отмечают, что к 2020 году, когда подразделение "береговых егерей" будет окончательно расформировано, только вводящиеся в строй беспилотники (в генштабе планируют внедрять дроны с 2020 по 2025) еще не смогут полноценно его заменять, и в результате 5-6 лет задачи подразделения выполнять будет просто некому. Это не единственный пример, который приводят критики реформы, в том числе старшие и высшие офицеры ВС королевства - уже вышедшие в отставку и еще продолжающие служить.
Отставной армейский полковник и бывший глава оружейного концерна Nammo ("Наммо") Эдгар Фоссхейм серьезно озабочен тем, что минобороны и генштаб намерены сосредоточиться на усилении ВВС, ВМС и разведывательного потенциала королевства, при том, что будущее сухопутных сил в настоящий момент туманно.
Минобороны признает важность СВ, однако для определения концепции их развития и будущей структуры считает необходимым дополнительно провести подробный экспертный анализ, что, скорее всего, займет многие месяцы.
"Если мы сложим все (норвежские наземные) силы вместе, у нас едва наберется одна полноценная бригада, - заявил Фоссхейм в недавнем интервью интернет-порталу aldrimer.no. - У нас есть спецподразделения, кое-какие погрансилы и гвардия при королевском дворце. Когда же речь заходит непосредственно о боевых возможностях, то все ограничивается тремя батальонами в составе единственной бригады. Это не армия в полном смысле слова".
Дальнейшее сокращение численности ВС и особенно Хемверна беспокоит и главу Союза офицеров Норвегии (профсоюза) Эгиля Андре Оса, который заявил Норвежскому телеграфному бюро, что данный шаг грозит уничтожить саму структуру национальной обороны, в которой Хемверну отводится важная роль. Ветераны норвежских ВС практически в один голос говорят, что из-за сокращений Национальная гвардия потеряет право называться "национальной" в полном смысле этого слова, так как обеспечить присутствие Хемверна во всех населенных пунктах страны будет уже нельзя. Часть состоящих в Хемверне резервистов даже намерены устроить серию демонстраций против представленного властями плана.
Скептический настрой демонстрирует и часть партийных лидеров в норвежском Стортинге (парламенте). Болезненным для кабмина является вопрос о поддержке плана либеральной партией Венстре, которая является одним из двух союзников действующего правительства меньшинства, способных обеспечить ему большинство голосов в парламенте. Руководство партии говорит о необходимости усиления СВ и Хемверна. В Венстре полагают, что на приобретение сверхсовременной военной техники, обладающей наступательным потенциалом, выделяется непропорционально много средств в ущерб чисто оборонным нуждам. Крупнейшая в парламенте Рабочая партия социал-демократов, находящаяся в оппозиции, в целом одобряет план, однако считает необходимым дополнительно прояснить довольно много деталей. Как правительство, так и большинство фракций в Стортинге считают необходимым заручиться как можно более широкой поддержкой плана, чтобы защитить его концепцию от изменений в долгосрочной перспективе. Однако без оглашения намерений по реформированию СВ договоренности между всеми партиями достичь будет сложно.
Примечательно, что с точки зрения правительства приоритет в плане отдан нуждам Норвегии, которым в последние годы уделялось слишком мало внимания, а не Североатлантического альянса. В то же время многие военные эксперты говорят о том, что масштабные закупки техники, в первую очередь истребителей, соответствуют именно интересам альянса. Как говорит аналитик Йон Берг, Норвегия поддерживает размещение батальонов НАТО в Польше и странах Балтии, но у собственных границ с Россией по-настоящему масштабного усиления не планирует, по сути еще больше отдавая задачи по обороне страны на откуп Организации. Берг указывает на сильно ограниченные возможности по переброске норвежских войск вертолетами внутри страны, что делает крайне сложной задачу по защите Финнмарка. При этом следует отметить, что норвежская военная доктрина никогда не предполагала, что 49 тысяч кв. км. малонаселенной заполярной губернии удастся отстоять в случае гипотетического восточного вторжения, и основные силы на севере всегда были сосредоточены в губернии Тромс к западу от Финнмарка.
Несмотря на звучащую критику, главные положения плана все же не являются спорными, и генштаб доволен предлагаемыми изменениями. Таким образом, можно ожидать, что план будет принят с не слишком значительными изменениями. Продолжительность парламентской дискуссии будет во многом зависеть от того, когда правительство представит свою концепцию развития сухопутных войск и какой она будет. Вопрос о численности ВС и в особенности Хемверна обещает вызвать самые сильные споры. Вместе с тем правительство готово к торгу и допускает возможность сократить число приобретаемых F-35 до 46 с 52, чтобы высвободить средства. Кабмин будет стремиться завершить переговоры и принять план до предстоящих в сентябре 2017 года парламентских выборов.