07:43, 09 ноября 2016

Жесткий Brexit выгоден европейской бюрократии

Автор: Денис Дубровин
Жесткий Brexit выгоден европейской бюрократии

Фото: shutterstock

Выход Великобритании из Европейского союза, как ожидают аналитики, произойдет в течение полутора-двух лет, пока Брюссель и Лондон не определятся с условиями "развода". Переговоры еще не начались, и в Брюсселе сейчас активно просчитывают различные сценарии.

Британский премьер-министр Тереза Мэй заявила на саммите ЕС в Брюсселе 20 октября, что рассчитывает запустить эти переговоры "до марта 2017 года". Для этого ей предстоит направить в Брюссель официальное письменное уведомление о намерении покинуть ЕС.

Несмотря на попытки Лондона организовать с Еврокомиссией предварительные экспертные консультации, чтобы еще до уведомления о выходе наметить основные положения предстоящего "бракоразводного процесса", Брюссель остается непреклонен. "Нет уведомления - нет переговоров", - эту формулу в очередной раз повторил по итогам прошедшего саммита ЕС председатель Европейского совета Дональд Туск.

Причину непреклонности Брюсселя пояснил в беседе с корр. ТАСС немецкий дипломатический источник. "Без этого документа результаты британского референдума о выходе из ЕС с юридической точки зрения вообще не имеют никакого отношения к ЕС, он является исключительно внутренним делом Великобритании, - отметил он. - Пока правительство не сделало заявления о выходе в соответствии с требованиями 50-й статьи Лиссабонского договора, государство остается одним из 28 членов сообщества со всеми правами, обязанностями и возможностями. При этом все знают, что Великобритания идет на выход. Получается двойственная ситуация, когда все игроки - политики, бизнесмены, дипломаты, военные - начинают готовиться к изменению ситуации, которая пока остается прежней, и это состояние затягивается. Это та самая неопределенность, которая, в частности, подрывает экономические перспективы как Великобритании, так и ЕС, а также не способствует росту престижа и влияния Лондона и Брюсселя на мировой арене. Любые предварительные консультации могут лишь отсрочить момент официального объявления о выходе Великобритании из ЕС, и именно этого Брюссель старается избежать".

По словам собеседника, один из главных вопросов, который обсуждают сегодня политики, дипломаты и эксперты как на британских островах, так и на континенте, - будет ли выход Британии реализован в жестком или мягком варианте.

Как отметил в беседе с корр. ТАСС брюссельский аналитик Жан-Люк Бари, "Тереза Мэй делает сейчас заявления, которые можно расценить как прямой путь к жесткому выходу". "Она настаивает на праве Лондона остановить трудовую миграцию между континентальной Европой и островами, - продолжил эксперт. - Если Великобритания хочет покинуть единый европейский рынок, она может придерживаться этого пути. Европейский рынок основан на четырех базовых свободах: свободе передвижения товаров (торговли), услуг, капиталов, а также людей (трудовых ресурсов). Если страна не соблюдает хоть одно из этих положений, она не может быть частью европейского единого рынка. То есть, это приведет Великобританию и ЕС к отказу от свободной торговли и переходу на нормы ВТО, к введению таможенных тарифов, что грозит существенными потерями как для британской, так и для европейской экономики".

"Вопрос о контроле над миграцией, в первую очередь трудовой, из государств ЕС, о предотвращении социального туризма является для Великобритании ключевым, ведь именно эта проблема была одной из главных причин Brexit. Требовать отказа от этого несерьезно - с тем же успехом можно было бы предложить Великобритании забыть об итогах референдума", - указал в конфиденциальной беседе с корр. ТАСС британский дипломат в Брюсселе. "ЕС и Великобритания заинтересованы в организованном и неэмоциональном решении всех существующих проблем. С экономической точки зрения обе стороны только выиграют, если Лондон останется частью единого европейского рынка. Это не только сохранит объемы торговли, но и придаст уверенность инвесторам в сохранении незыблемой европейской экономической системы без крупных потрясений", - добавил он.

"Мягкий Brеxit, сохранение Великобритании в качестве части единого европейского рынка при согласовании новых и взаимоприемлемых условий доступа рабочей силы стран ЕС и Великобритании на рынки друг друга - это оптимальный сценарий. Да, Великобритания вернет себе полномочия по контролю над границами, и полной свободы перемещения не будет. Но это не означает, что границы закроются. Речь идет о создании приемлемой системы предоставления трудовых прав в Великобритании гражданам государств ЕС, которые удовлетворяют всем необходимым критериям, и введении аналогичной системы на континенте для граждан Великобритании", - заметил дипломат.

Если многие британские специалисты и дипломаты предпочитают сводить Brexit к экономической проблематике, подчеркивая отсутствие выгод для обеих сторон от жестких решений и торгово-экономических ограничений, то брюссельские эксперты отмечают наличие у европейских институтов политических приоритетов, противоречащих экономическим интересам.

"Институтам ЕС сегодня не нужна успешная Великобритания. Европе нужен экономический спад в этой стране, инфляция фунта и падение уровня жизни людей. Эта страна должна стать предостережением для других государств ЕС, у которых может возникнуть идея последовать британскому примеру. Жесткий Brexit выгоден европейской бюрократии именно тем, что он нанесет дополнительный ущерб британской экономике", - отметила в беседе с корр. ТАСС один из специалистов Центра европейской политики.

"Это, конечно, не политика репрессий или санкций в отношении Великобритании. Это скорее политический саботаж, когда британцев заведомо ставят в неприемлемые для них условия. Более того, экономические трудности в государствах ЕС, вызванные жестким Brexit, адептов данного подхода совершенно не пугают по очень простой причине - всю ответственность за это можно будет списать на Великобританию. Ведь именно ее выход стал первопричиной всех бед", - подчеркнула эксперт.

Она же дала ответ и на вопрос, кто именно из лидеров ЕС сегодня придерживается такой позиции. "Эта логика действий близка всем без исключения руководителям институтов ЕС, а также многим еврофилам из числа национальных европейских политиков. Никто публично не признается в этом, однако многие действуют именно в этом ключе. Впрочем, сейчас поля для "действий" нет, сейчас возможны лишь только заявления. Но как только начнутся реальные переговоры об условиях выхода, многое прояснится", - указала она.

Есть еще одна проблема, суть которой озвучил глава Евросовета Дональд Туск: если Великобритания хочет оставаться членом европейского единого рынка, она должна вносить взнос в бюджет ЕС.

"На это можно ответить - дайте Великобритании голос в принятии решений при определении европейской экономической политики или резко сократите ее взнос в бюджет ЕС после выхода из состава сообщества. Все понимают, что дать право голоса в ЕС стране, не являющейся членом этой организации, невозможно, поэтому данная проблема - это еще одна мина замедленного действия под будущий переговорный процесс", - отметила эксперт.

Последствия Brexit в сфере европейской обороны и безопасности также активно обсуждаются в Брюсселе. И здесь за последние полгода произошла резкая смена настроений. На стадии подготовки к британскому референдуму многие аналитики высказывали мнение, что в случае выхода Великобритании из ЕС вырастут шансы на появление собственных оборонных структур Евросоюза (против чего Великобритания всегда выступала и продолжает выступать), и, как следствие, может снизиться роль и значение НАТО в Европе. Однако после референдума в Брюсселе стало доминировать противоположное мнение - выход Великобритании из ЕС лишь усилит влияние НАТО.

"Континентальные европейцы во второй половине 20-го века предпочли во всем полагаться на военную мощь США и прятаться за спину американцев в НАТО. После голосования (в Великобритании) европейцы испугались не только политической и экономической эрозии европейского проекта. Они испугались угрозы разрушения европейской системы безопасности. Теперь они держатся за НАТО с удвоенной силой. И этот страх тем больше, чем выше нестабильность на южных и восточных окраинах ЕС. Кстати, за это НАТО может поблагодарить Россию, - отметил в беседе с корр. ТАСС на условии конфиденциальности один из офицеров штаба Объединенных вооруженных сил НАТО в Монсе. - "Старые европейцы" боятся остаться с этими проблемами один на один. Поэтому следует ожидать в ближайшие месяцы новых объявлений об увеличении военных бюджетов европейских стран. Этого Вашингтон от них не мог добиться в течение 20 лет после окончания холодной войны".

Комментарии (0)

Вход

Вход через социальные сети

Регистрируясь через социальные сети, вы даете согласие на получение рассылки портала.
Зарегистрироваться

Читайте также из данного раздела:

Почта для запросов на удаление информации:
[email protected]

Смотреть видео онлайн

Смотреть видео онлайн