Фото: shutterstock
Почти месяц назад в результате 48-часовых переговоров на саммите в Брюсселе лидеры 28 стран Евросоюза и Турция достигли соглашения, которое, по мнению сторон, должно было положить конец небывалым миграционным потокам. ЕС удовлетворил главные требования Анкары, пообещав ей 6 млрд евро, отмену визового режима к лету и открытие новой главы в переговорах о вступлении Турции в европейское сообщество. Все это - в обмен на обещание уменьшить поток беженцев в Европу по схеме "один на одного", что начало реализовываться с 4 апреля.
Однако сразу после саммита и политики, и эксперты, и журналисты во всех странах сообщества начали говорить о том, что заключенное с Турцией соглашение противоречит нормам ЕС и международного права. В СМИ появилась шокирующая информация о том, что турецкие пограничники расстреливают беженцев, пытающихся перейти границу этой страны со стороны Сирии. В Брюсселе все громче стали звучать голоса, предупреждающие о том, что ЕС готов закрыть глаза на защищаемые им ценности, лишь бы убедить Турцию остановить миграционные потоки в Европу.
Деньги вперед
Начиная с ноября прошлого года, Анкара выдвигала два главных требования к Брюсселю. Первое - выделить средства для содержания сирийских беженцев. Сначала Турция попросила 3 млрд евро, что ЕС не без труда утвердил 29 ноября. Утвердил, но не предоставил, так как не все страны соглашались с этим решением. К примеру, Италия в течение долгого времени блокировала начало выделения средств, упрекая Анкару в том, что та так и не начала сокращать поток беженцев в ЕС. Позиция других государств, до сих пор не внесших свой вклад в "общий котел" для Анкары, привела к тому, что обещанную сумму пока так и не удалось собрать. А ведь решение было принято, как всегда в ЕС, единогласно всеми 28 государствами.
Очевидно, поняв слабость позиции Брюсселя, Анкара решила потребовать увеличения финансирования в два раза - то есть захотела получить уже 6 млрд евро. Евросоюз согласился и на это, однако заявил, что даст Турции дополнительные 3 млрд только после того, как будут потрачены первые 3 млрд.
Каждый раз, когда кто-то из европейских лидеров упоминает во время выступлений о 6 млрд евро, тут же автоматически подчеркивается, что "эти деньги не для Турции, а для беженцев".
И каждый раз складывается впечатление, что он оправдывается. А происходит это потому, что практически во всех СМИ Европы ситуация трактуется так, будто Анкара вымогает у ЕС все больше и больше денег под предлогом помощи беженцам.
О том, как воспринимается европейским обществом финансирование Евросоюзом Анкары, известно и в самой Турции. "Я читал много материалов в СМИ о том, что якобы это соглашение - о деньгах. Это не так. Эти деньги - не для Турции, а для беженцев", - указал премьер Ахмет Давутоглу.
Впрочем, подобные заявления мало что меняют. Тем более, когда глава Европарламента Мартин Шульц сам говорит о том, что "бюджет ЕС - не волшебный ящик с неограниченными суммами денег".
Согласно источникам в ЕС, собрать эти 6 млрд евро будет трудно. "У Турции позиция одна: деньги вперед. Но это проблематично, так как денег нет. И найти их будет далеко не просто. Поэтому есть вероятность того, что Анкара просто не будет сдерживать потоки беженцев в Европу, давая, тем самым, понять, что ждет обещанных миллиардов", - пояснил в беседе с корр.ТАСС источник, близкий к дипломатическим кругам ЕС.
А также визы и процесс вступления в ЕС
Впрочем, той же позиции Анкара придерживается и по другим требованиям, выдвинутым Евросоюзу в обмен на обещание остановить поток беженцев. Речь идет, в частности, о заключении договоренности о безвизовом режиме уже этим летом, хотя Турция пока выполнила только 37 из 72 условий по данному направлению. Взятое на себя Брюсселем обязательство сразу же вызвало бурную реакцию абсолютно у всех в ЕС. Так, Мартин Шульц немедленно заявил, что Европарламент не будет упрощать процедуру по отмене виз для Турции. По его словам, нельзя забывать, что ЕС ведет диалог о визовой либерализации и с другими странами.
Но по мнению европейских дипломатов, Брюссель все-таки может сделать исключение для Анкары в процедуре отмены виз.
"Все понимают, что невозможно за месяц или два выполнить почти половину требований. Однако обещание было дано. Из этого можно сделать вывод, что руководство ЕС готово пойти на уступки Анкаре", - считает источник в ЕС.
Наконец, еще одно требование Турции - ускорение переговорного процесса по вступлению страны в ЕС. Турция с 1974 года оккупирует северную часть Кипра, что осложняет ее отношения с Республикой Кипр и Евросоюзом. И Никосии важно, чтобы Анкара не смогла добиться у Брюсселя изменения общеевропейской позиции по вопросу непризнания турецкой оккупации северной части острова. А такая возможность реально существует в связи с тем, что Турция настаивает на активизации переговоров о вступлении в ЕС.
"Да, Брюссель пообещал открыть новую главу в долгом переговорном процессе, но на практике это мало что значит. Все понимают, что на сегодняшний день конца этого процесса не видно", - подчеркнул европейский дипломат.
Расстрел беженцев
После публикации британской газетой "Таймс" сообщения о том, что турецкие пограничники расстреливают сирийских беженцев, европейские СМИ неустанно интересовались у Еврокомиссии, какова позиция ЕС на этот счет. И каким образом ЕС собирается выполнять с Турцией подписанное соглашение, когда миграционная политика этой страны не соответствует международным нормам по правам человека? Однако они слышали один и тот же ответ: "Еврокомиссия поднимет этот вопрос в своих контактах с властями Турции".
Тем временем 4 апреля ЕС и Турция, как ни в чем не бывало, запустили схему обмена беженцев по принципу "один на одного". "Сложившаяся ситуация - достаточно неудобная в свете реализации соглашения. Брюссель предпочитает не замечать вопросы, касающиеся возможного расстрела беженцев, так как если это правда, то достигнутое с большим трудом соглашение можно считать провальным. Ведь в соответствии с ним ЕС обязался обеспечивать безопасность сирийских беженцев", - поясняет европейский источник.
У Брюсселя есть два выхода. Первый - продолжать закрывать глаза на действия Турции, нарушающие принципы ЕС, но надеяться на уменьшение миграционных потоков в сообщество. Второй - попытаться найти рычаги воздействия на Турцию, от которой во многом зависит, спасет ли ЕС свою Шенгенскую систему.