Фото: Jordan Tan / Shutterstock
19 марта 2016 г. пассажирский самолет Boeing 737-800 эмиратской авиакомпании Flydubai ("Флайдубай", регистрационный номер A6-FDN), следовавший рейсом FZ-981 из Дубая в Ростов-на-Дону, столкнулся с землей вблизи взлетно-посадочной полосы аэропорта назначения и разрушился. Погибли все находившиеся на борту 62 человека - 55 пассажиров (в т.ч. 45 граждан РФ) и семь членов экипажа. Посадка проходила в условиях плохой видимости и сильных порывов ветра.
Согласно данным открытых источников, с самолетами Boeing 737 произошла в общей сложности 171 катастрофа (с учетом ЧП 19 марта 2016 г.), в результате чего погибли 4 тыс. 597 человек. За время эксплуатации Boeing 737 в России с самолетами этого типа произошло три катастрофы, в которых погибли в общей сложности 200 человек. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила хронологию всех катастроф самолетов Boeing 737 с 2006 г.
29 сентября 2006 г. Boeing 737-800 (регистрационный номер PR-GTD) бразильской авиакомпании Gol ("Гол"), следовавший регулярным внутренним рейсом 1907 по маршруту Манаус - Рио-де-Жанейро, столкнулся с легкомоторным самолетом Embraer Legacy 600 ("Эмбраер Легаси 600", регистрационный номер N600XL) американской авиакомпании ExcelAire ("ЭкселЭйр") и разрушился в воздухе над джунглями штата Мату-Гросу. Погибли 154 человека. N600XL получил повреждения крыла и хвостового оперения, но смог совершить посадку, и находившиеся на его борту семь человек не пострадали. Происшествие расследовали комиссии ВВС Бразилии и Национального совета по безопасности на транспорте США. По общему мнению экспертов, причиной катастрофы стали ошибки бразильских авиадиспетчеров, однако бразильская комиссия возложила часть вины за столкновение на пилотов американского самолета.
29 октября 2006 г. Boeing 737-200 (регистрационный номер 5N-BFK) нигерийской авиакомпании ADC Airlines ("Эй-ди- си эйрлайнз"), следовавший регулярным внутренним рейсом 053 по маршруту Лагос - Абуджа - Сокото, при взлете из Абуджи попал зону так называемого микровзрыва (действие сильного нисходящего потока воздуха), столкнулся с землей, разрушился и сгорел. В катастрофе погибли 97 из 105 человек на борту самолета и один человек на земле. В числе погибших пассажиров лайнера были духовный лидер мусульман Нигерии Мухаммаду Мачидо (Muhammadu Maccido) и его сын Бадамаси Мачидо (Badamasi Maccido), сенатор от штата Сокото. Причиной катастрофы стали действия пилота, который принял решение взлетать в сложных погодных условиях и не справился с управлением воздушным судном.
1 января 2007 г. Boeing 737-400 (регистрационный номер PK-KKW) индонезийской авиакомпании Adam Air ("Адам эйр"), выполнявший регулярный внутренний рейс DHI 574 по маршруту Сурабая - Манадо, в тяжелых метеоусловиях упал в воды Макасарского пролива у острова Сулавеси. Погибли все 102 человека на борту. Причинами катастрофы стали ошибки экипажа в сочетании с неисправностью навигационной системы.
7 марта 2007 г. Boeing 737-400 (регистрационный номер PK-GZC) индонезийской авиакомпании Garuda Indonesia ("Гаруда Индонезия"), следовавший регулярным внутренним рейсом 200 по маршруту Джакарта - Джокьякарта, при посадке в аэропорту назначения выкатился за пределы взлетно- посадочной полосы, получил повреждения и сгорел. Погиб 21 человек из 140 находившихся на борту. Причиной катастрофы стали ошибки пилотов. Командир воздушного судна Марвото Комар (Marwoto Komar) выжил, в апреле 2009 г. индонезийский суд признал его виновным в халатности и приговорил к 2 годам тюремного заключения. В сентябре 2009 г. верховный суд страны отменил приговор.
5 мая 2007 г. Boeing 737-800 (регистрационный номер 5Y-KYA) кенийской авиакомпании Kenya Airways ("Кения эйруэйз"), выполнявший регулярный рейс 507 по маршруту Абиджан (Кот-д'Ивуар) - Дуала (Камерун) - Найроби (Кения), после вылета из Дуалы вошел в правый крен, врезался в землю и разрушился. Погибли все находившиеся на борту - 108 пассажиров и шесть членов экипажа. Причиной катастрофы стала потеря пилотами пространственной ориентации в условиях ночного полета над местностью без видимых наземных ориентиров.
28 июня 2007 г. Boeing 737-200 (регистрационный номер D2-TBP) ангольской авиакомпании TAAG Angola Airlines ("ТААГ Ангола эйрлайнз"), следовавший регулярным внутренним рейсом по маршруту Луанда - Мбанза-Конго, совершил жесткую посадку в аэропорту назначения. Лайнер преждевременно снизился, не долетел до взлетно-посадочной полосы и столкнулся с малоэтажными постройками и автомобилями. На борту находились 78 человек, пять из них погибли, еще один человек погиб на земле.
24 августа 2008 г. Boeing 737-200 (регистрационный номер EX-009) киргизской авиакомпании Itek Air ("Итек Эйр"), выполнявший чартерный рейс 6895 из Бишкека в Тегеран, потерпел крушение в районе бишкекского международного аэропорта Манас. После взлета экипаж запросил возврат из-за разгерметизации кабины, при заходе на посадку воздушное судно опустилось ниже минимальной высоты снижения, столкнулось с землей, разрушилось и сгорело. На борту находились 83 пассажира и семь членов экипажа, в катастрофе погибли 65 человек. Расследовавшая происшествие комиссия Межгосударственного авиационного комитета возложила вину на экипаж.
30 августа 2008 г. Boeing 737-200 (регистрационный номер YV102T) венесуэльской авиакомпании Conviasa ("Конвиаса"), выполнявший технический рейс по маршруту Майкетия (Венесуэла) - Латакунга (Эквадор), врезался в склон вулкана Ильиниса в эквадорской провинции Котопахи. Погибли все трое находившихся на борту членов экипажа. Крушение произошло из-за ошибок пилотов, которые неправильно оценили положение лайнера в пространстве.
14 сентября 2008 г. Boeing 737-505 (регистрационный номер VP-BKO) российской авиакомпании "Аэрофлот-Норд", выполнявший совместный с материнской компанией "Аэрофлот" рейс SU821 по маршруту Москва - Пермь, при заходе на посадку перевернулся через левое крыло, резко снизился, столкнулся с землей и полностью разрушился в 11 км от взлетно-посадочной полосы аэропорта назначения, в районе железнодорожного перегона Пермь II - Бахаревка. Погибли 88 человек: шесть членов экипажа и 82 пассажира (в их числе - советник президента РФ генерал-полковник Геннадий Трошев). Причиной крушения стала потеря пространственной ориентации командиром воздушного судна, пилотировавшим самолет в условиях облачности, системной причиной ЧП комиссия МАК назвала недостаточный уровень организации летной и технической эксплуатации Boeing 737 в авиакомпании. С 1 декабря 2009 г. перевозчик "Аэрофлот-Норд" сменил название на "Нордавиа - региональные авиалинии".
25 февраля 2009 г. Boeing 737-800 (регистрационный номер TC-JGE, собственное имя Tekirdag, "Текирдаг") турецкой авиакомпании Turkish Airlines ("Теркиш Эйрлайнз"), выполнявший регулярный рейс TK1951 по маршруту Стамбул - Амстердам, потерпел крушение при заходе на посадку в амстердамском аэропорту Схипхол. Лайнер опустился ниже глиссады, столкнулся с землей и развалился на три части в 1,5 км от торца взлетно-посадочной полосы. На борту находились 135 человек, из них погибли девять, 86 человек получили ранения. К катастрофе привели сбой в работе радиовысотомера и ошибки экипажа.
29 апреля 2009 г. Boeing 737-275 (регистрационный номер TL-ADM) центральноафриканской авиакомпании Bako Air ("Бако эйр"), выполнявший технический перелет по маршруту Банги (ЦАР) - Браззавиль (Республика Конго) - Хараре (Зимбабве), потерпел крушение в районе дер. Массамба (провинция Бандунду, Демократическая Республика Конго). Погибли все находившиеся на борту семь человек - двое членов экипажа и пятеро инженеров. В Хараре самолет должен был пройти плановый ремонт.
25 января 2010 г. Boeing 737-800 (регистрационный номер ET-ANB) эфиопской авиакомпании Ethiopian Airlines ("Эфиопиан эйрлайнз"), выполнявший регулярный рейс ET 409 по маршруту Бейрут (Ливан) - Аддис-Абеба (Эфиопия), упал в Средиземное море через несколько минут после взлета. Погибли все находившиеся на борту 90 человек: восемь членов экипажа и 82 пассажира (в том числе одна гражданка России - проживавшая в Ливане Анна Абс). Расследовавшая происшествие комиссия ливанских властей назвала причиной катастрофы дезориентацию пилотов, вызванную недостатком отдыха перед полетом. Компания Ethiopian Airlines не согласилась с таким выводом, приведя показания очевидцев, утверждавших, что на борту самолета перед его падением произошел взрыв.
22 мая 2010 г. Boeing 737-800 (регистрационный номер VT-AXV) авиакомпании Air India Express ("Эйр Индия экспресс"), следовавший регулярным рейсом 812 из Дубая (ОАЭ) в Мангалор (Индия), при посадке в аэропорту назначения выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы и сгорел. Из находившихся на борту 166 человек погибли 158. Причиной катастрофы стали ошибочные действия командира воздушного судна, который допустил заход на посадку по нестандартной траектории, из-за чего касание взлетно- посадочной полосы произошло на 600 м дальше расчетной точки.
20 августа 2011 г. Boeing 737-200 (регистрационный номер C-GNWN) канадской авиакомпании First Air ("Ферст эйр"), выполнявший внутренний чартерный рейс FAB6560 по маршруту Йеллоунайф - Резольют, при заходе на посадку в условиях тумана столкнулся с землей и разрушился в 8 км от аэродрома назначения. Из находившихся на борту 15 человек погибли 12. Причиной катастрофы стали ошибки экипажа.
20 апреля 2012 г. Boeing 737-200 (регистрационный номер AP-BKC) пакистанской авиакомпании Bhoja Air ("Бходжа эйр"), следовавший регулярным внутренним рейсом B4-213 из Карачи в Исламабад, при заходе на посадку в сложных метеоусловиях из- за ошибок экипажа (пилоты не смогли выдержать нужные параметры скорости полета и снижения) столкнулся со зданиями в 5 км от аэропорта назначения, разрушился и сгорел. Погибли все находившиеся на борту 127 человек - шесть членов экипажа и 121 пассажир.
17 ноября 2013 г. Boeing 737-500 (регистрационный номер VQ-BBN) авиакомпании "Татарстан", выполнявший регулярный рейс U9363 по маршруту Москва (Домодедово) - Казань, при посадке в аэропорту назначения потерял высоту, упал, разрушился и сгорел. Погибли все находившиеся на борту 50 человек - 44 пассажира и 6 членов экипажа. В числе погибших был сын президента Татарстана Рустама Минниханова Ирек Минниханов и глава Управления Федеральной службы безопасности (УФСБ) республики Александр Антонов. 16 сентября 2014 г. инженерно-техническая комиссия, расследовавшая обстоятельства ЧП, сделала вывод об исправности самолета перед катастрофой.