Фото: shutterstock
Вопрос, насколько эффективно работают спецслужбы той или иной страны, редко поднимается в обычное время. Считается, что чем менее они на виду, тем более эффективна их работа. До недавнего времени Франция не была исключением из этого правила. Однако события 2015 года показали, что вопросы к национальным спецслужбам все-таки есть и очень серьезные.
Как оказалось, январские теракты в Париже - нападение на редакцию сатирического еженедельника "Шарли эбдо" и последовавший за этим захват заложников в еврейском супермаркете - стали лишь первым звонком. "Мы должны сделать все возможное, чтобы избежать подобных трагедий в будущем", - заявлял тогда премьер-министр Манюэль Вальс. Через два месяца после этого правительство Франции внесло на голосование в парламент законопроект, существенно расширяющий полномочия спецслужб.
В СМИ он получил название "закон о прослушке", поскольку после его принятия - в поддержку документа проголосовали 438 депутатов Нацсобрания и лишь 86 высказались против - правоохранительные органы получили возможность прослушивать телефоны любых лиц без какого-либо действенного контроля со стороны судебных органов. Разрешения на "прослушку" стала выдавать специальная комиссия. Вальс заверял, что она "будет полностью независимой". Однако премьер умолчал о том, что члены комиссии должны назначаться по представлению Генеральной прокуратуры и утверждаться самим главой правительства.
Результаты действия "закона о прослушке" - более, чем спорные. Не прошло и года после январских терактов, как Франция вновь погрузилась в национальный траур. 13 ноября страну потрясли очередные теракты, однако на этот раз их последствия оказались гораздо более трагичными. Если в редакции "Шарли эбдо" и супермаркете орудовали трое террористов, от рук которых погибли 17 человек, то в новой вылазке в Париже осенью 2015 года участвовали уже около десятка экстремистов - их жертвами стали более ста человек.
Новая серия терактов, ответственность за которые взяла на себя радикальная группировка "Исламское государство", произошла в Париже и столичном пригороде Сен-Дени.
У стадиона "Стад де Франс", где проходил футбольный матч между сборными Франции и Германии, прогремели взрывы - трое смертников подорвали пояса со взрывчаткой. Почти одновременно вооруженные нападения были совершены возле оживленных заведений на бульварах Шарон и Вольтер, на улице Фонтен-о-Руа и на улице Алибер. После этого террористы ворвались в расположенный в том же районе концертный зал "Батаклан", где в тот момент выступали музыканты американской рок-группы Eagles of Death Metal. В результате в общей сложности погибли 130 человек, 90 из них - в "Батаклане". Еще 350 человек получили ранения.
Хроника январских, а затем ноябрьских событий показала, что в работе спецслужб имеются серьезные бреши. В стремлении их залатать президент Франсуа Олланд распорядился еще больше расширить полномочия правоохранительных органов. В новый 2016 год страна вошла в условиях режима чрезвычайного положения.
В последний раз во Франции такое было после массовых беспорядков в конце 2005 года. Однако, как признают наблюдатели, десять лет назад ситуация была совершенно иной: задача обеспечения правопорядка не увязывалась с угрозой терактов. "Тогда были в целом понятны цели: предотвращать действия вандалов, которые собирались в группы, что позволяло легко их вычислять, - считает глава Института международных и стратегических отношений Паскаль Бонифас. - Сегодня же угроза носит гораздо более сложный характер: она исходит одновременно из-за границы и изнутри Франции. Довольно сложно предугадать, где будут совершены новые теракты. А то, что террористы вновь попытаются нанести удар, по всей видимости, неизбежно".
Изначально режим ЧП во Франции был введен сроком на 3 месяца. Однако тут же премьер Вальс предупредил: если потребуется, власти, не колеблясь, продлят его действие. "Чрезвычайное положение было введено, чтобы не допустить новых вылазок экстремистов. Все время жить в условиях ЧП нельзя. Но пока во Франции сохраняется террористическая угроза, необходимо использовать все возможности, чтобы максимально снизить эту угрозу", - пояснил Вальс.
В результате по истечении трех месяцев парламент Франции без каких-либо сюрпризов проголосовал за продление ЧП до 26 мая. Еще на стадии прений для пущего убеждения депутатов и сенаторов глава правительства привел многочисленные аргументы, в том числе весьма неожиданные. "Мы осознаем, что существует риск совершения терактов с применением химического или бактериологического оружия", - заявил, в частности, Вальс.
Примечательно, что по инициативе правительства режим ЧП во Франции не только был продлен, но и вписан в Конституцию страны: если ранее подобная мера расценивалась как исключительная и вводилась специальным декретом президента, то теперь чрезвычайное положение в стране фактически может быть объявлено в любой момент "в случае выявления угрозы национальной безопасности".
Одновременно власти предложили расширить право полиции на применение оружия, проведение досмотров и задержаний. И все это без вмешательства судебных органов. Иными словами, в условиях ЧП больше не требуется разрешение суда на проведение, например, обыска в доме того или иного лица, заподозренного в террористической деятельности или приверженности экстремистской идеологии.
Конституционная реформа также расширяет возможности полиции в использовании спецсредств подслушивания, видеозаписи и перехвата коммуникаций. Принятый в 2015 году "закон о прослушке" наделял такими полномочиями только спецслужбы. Дать прокуратуре и следственным органам широкий доступ к перехвату данных просил лично прокурор Парижа Франсуа Моленс, который руководил расследованием терактов 13 ноября.
Очевидно, что результаты таких нововведений не заставили себя долго ждать. В феврале 2016 года глава МВД Франции Бернар Казнев отчитался о проделанной работе: за время действия режима ЧП было проведено 3336 обысков, в ходе которых было изъято 578 единиц оружия, в том числе около полусотни единиц армейского вооружения. Были задержаны почти 400 человек. "Все эти цифры показывают, что ежедневная работа органов безопасности приносит свои плоды. Эти усилия помогли предотвратить несколько терактов", - заметил Казнев.
Цифры впечатляющие, однако вопросы к властям и работе спецслужб у французов все же остались. Политическая оппозиция в лице "Республиканцев" во главе с экс- президентом Николя Саркози настояла на том, чтобы было начато независимое парламентское расследование терактов, потрясших Францию в 2015 году. Во главе комиссии встал известный депутат Жорж Фенек, долгие годы занимающийся вопросами религиозного экстремизма. "Мы хотим выяснить, как вышло, что наши спецслужбы не смогли предотвратить теракты, были ли они вообще органы безопасности готовы к подобному развитию событий", - заявил журналистам Фенек.
Свою работу парламентская комиссия начала в феврале, и первые результаты также оказались "впечатляющими". В ходе опроса непосредственных свидетелей ноябрьских терактов выяснилось, что координация полицейских служб была налажено плохо. Показания бывших заложников в концертном зале "Батаклан" просто шокировали французскую общественность.
"Когда мы прятались от террористов за сценой, мне удалось дозвониться в полицию. Я объяснила, что в здание ворвались вооруженные люди и устроили стрельбу. На другом конце сотрудница полиции попросила меня говорить громче, - рассказала молодая женщина, пережившая захват. - Я объяснила, что террористы могут нас услышать и убить. В ответ принявшая мой звонок сотрудница сказала: "Тем хуже для вас". После этого она повесила трубку. Больше в полицию я не смогла дозвониться".
Мужчина, потерявший в "Батаклане" свою дочь, сообщил, что долгое время ему просто отказывали в какой-либо информации, несмотря на то, что он звонил на "горячую линию", введенную специально для родственников жертв терактов. "Недавно министр внутренних дел сообщил, что было изъято много оружия, задержаны подозреваемые экстремисты, - обратился мужчина к членам парламентской комиссии. - Все это, конечно, замечательно. Но почему только сейчас? Почему обыски не проводились до терактов? Ведь мы знаем, что в архивах спецслужб были данные об организаторах атак".
Примечательно, что согласно просочившейся в прессу информации, группа полицейского спецназа быстрого реагирования RAID, которая должна была находиться в постоянной готовности, в день теракта - вечер пятницы - была просто не укомплектована.
В результате, когда она прибыла к концертному залу, захват заложников фактически перешел в завершающую стадию. Первыми были вынуждены вмешаться обыкновенные оперативники, которые, не имея опыта проведения антитеррористических операций, все же смогли застрелить одного из нападавших. Многие французские эксперты сходятся во мнении, что жертв могло быть меньше, если бы действия спецслужб были более оперативными и скоординированными.
Стоит отметить, что после столь драматичных событий не последовало никаких отставок во властных структурах. Скорее даже наоборот: журналист и известный политолог Тома Геноле под давлением МВД был отстранен от работы после того, как открыто выступил с требованием отставки министра Казнева.
Как бы то ни было, теракты в Париже открыли новую страницу в истории современной Франции. Их беспрецедентный для Пятой республики масштаб уже привел к значимым сдвигам в общественном сознании рядовых французов и способствовал конституционной реформе, которая будет дополняться новыми законодательными актами, находящимися в разработке. Очевидно, что пока окончательные выводы еще не сделаны, для этого потребуются многие месяцы. Как долго в стране продержится режим ЧП, также прогнозировать сложно. По всей видимости, он все-таки будет отменен летом на фоне избирательной кампании перед президентскими выборами, которые состоятся весной 2017 года.