Фото: shutterstock
Мы уже писали о том, что повышение пенсионного возраста может дать иной результат, нежели прогнозируется рядом специалистов. Давайте рассмотрим ситуацию подробнее.
После того как Правительство анонсировало повышение пенсионного возраста для гражданских служащих министерств и ведомств, появились мнения, что повышение вслед за этими категориями работников коснётся и остальных граждан.
Сейчас возраст выхода на пенсию в Российской Федерации остаётся неизменным с 1932 года, когда для мужчин он был установлен на уровне 60 лет, а для женщин - 55 лет. Это самый рекордно низкий порог для выхода на пенсию в мире. Он сохраняется в ряде республик бывшего СССР. Помимо России он законодательно закреплён на Украине, в Белоруссии и Казахстане. Все остальные страны имеют более высокий возраст для пенсионного обеспечения, либо подняли его в последние годы.
Кстати, некоторые страны, например, Германия, заявляют о скором повышении пенсионного возраста для своих граждан до 70 лет, как для мужчин, так и для женщин.
В остальных странах Европы и в США такое повышение планируют вводить около 2060 года.
Именно это стало одним из обоснований того, что пенсионный возраст в РФ стоит повысить. Вторым обоснованием стало то, что в России средняя продолжительность жизни увеличилась за последнее десятилетие и сейчас составляет 71,2 года. Таким образом, количество пенсионеров увеличивается, расходы увеличиваются, а налоговая база не растёт.
Но, основная причина повышения пенсионного возраста кроется в дефиците бюджета. Уже сейчас Пенсионный Фонд России заявляет о нехватке средств для пенсионного обеспечения граждан и дальше, по мнению ведомства, ситуация будет складываться ещё более негативно.
Хотя в данный момент заявления различных специалистов, чиновников и ведомств не имеют чёткого ответа на вопрос, будет ли повышен пенсионный возраст для всех граждан и когда это произойдёт, и все интервью можно рассматривать скорее как открытый диалог с общественностью и профессиональное но личное мнение, можно сказать одно - повышения в той или иной форме не избежать, а первыми, кто задержится на работе на пару лет, будут сами чиновники.
Об этом говорят уже около года чиновники разного уровня. По этой теме высказались и премьер-министр Дмитрий Медведев, и президент Владимир Путин, и руководители ПФР, министр Труда и многие другие.
В данный момент Правительство планирует в ближайшие годы постепенное повышение пенсионного возраста для чиновников с тем, чтобы довести его до 65 лет для мужчин и женщин.
При этом, как мы уже писали, по данным статистики и СМИ, при текущем возрасте выхода на пенсию до пособия по старости не доживает примерно треть мужчин. Если же возраст выхода на пенсию будет установлен в 65 лет, как он уже определён для чиновников, то число тех мужчин, которые не доживут до пенсии, будет уже более 40%.
Таким образом, почти половина трудящихся не имеет шансов дожить до установленной государством пенсии, но выплачивать взносы в Пенсионный Фонд будет обязана.
К тому же, с другой стороны, происходит сокращение и самих пенсий в реальном выражении, так как они не будут индексироваться в 2016 году по фактическому уровню инфляции, то есть пенсия образца 2015 года более полновесная, нежели её будущая в 2016 году. Идя на этот шаг Правительство отмечает, что для полной индекации пенсий нет средств.
Уже сейчас многие работники не видят ценности в самой пенсионной системе, которая подвержена частым изменениям. И дело здесь не только в изменении возраста выхода на пенсию, который, как отмечалось, не меняется с 1932 года, а ещё и в правилах подсчёта пенсии, которые менялись несколько раз, изменяясь как в денежном выражении за определённые трудовые года, так и за превращение стажа в баллы, в её индексации и не индексации в разные годы, в изменении правил учёта стажа на вредных производствах, учёта различных трудовых заслуг и т.д.
Можно сказать, что работающим гражданам нужна простая и максимально прозрачная система пенсионного обеспечения, которая не будет меняться из-за внешних или внутренних катаклизмов достаточно долго, хотя бы в течение одного поколения. Ибо настаивать на том, чтобы работники и работодатели внимательно и бережно относились к уплате взносов в Пенсионный Фонд пока нельзя.
И здесь дело не в безграмотности работников, которые не понимают, что взнос в ПФР даст им в старости достойную пенсию, и поэтому они предпочитают или соглашаются на зарплату в конвертах, которая бьёт как по ПФР, так и в принципе по собираемости налогов, что уже на руку самим работодателям, которые могут занижать налоговую базу своих предприятий.
Ужесточая условия получения пенсии через увеличение возрастной планки выхода на пенсию, Правительство рискует столкнуться с проблемой ухудшения собираемости налогов в Пенсионный Фонд. Кто-то может решить, что отнести деньги в банк будет лучшей заменой взносам в ПФР, что может создать риск появления финансовых пирамид и подставных банков, которые внесут ещё большую сумятицу в вопрос пенсионного обеспечения граждан.
Так как в условиях отсутствия доверия к системе пенсионного обеспечения работники начнут массово уклоняться от уплаты налогов, предпочитая потратить все деньги здесь и сейчас, так как пенсия в их понимании может и вовсе не наступить для каждого второго работника.
А это уже ударит и по условиям труда, и по охране труда, и по травматизму на производстве, и по квалификации работников. Ведь если работники начнут соглашаться на серую зарплату в конверте, через какое-то время работодатель сам уже будет предлагать такой вариант для трудовых отношений новым работникам, и тот, кто откажется, работы может не получить. А на белую зарплату идут как правило более квалифицированные специалисты. Следовательно будет падать уровень знаний и навыков работников, будет падать эффективность предприятий, их прибыль, повысится травматизм. Словом, это большой и важный вопрос, на который пока нет ответа.
Что в таком случае планирует предпринять Правительство и ПФР и есть ли у них наработки и варианты действий для такого сценария развития событий, покажут ближайшие годы.