Фото: shutterstock
Ряд офисов в последнее время претерпевает серьёзные изменения. Где-то они проходят плавно и постепенно, отчего не видны глазу, где-то эти изменения довольно резко меняют трудовой ритм компании.
Изменения касаются всего: уплотнения сотрудников в офисах, перевод части персонала в офисы ниже классом, структурные изменения касаются даже того, что офисы отказываются от разделения на отдельные кабинеты и переход в открытое рабочее пространство open space.
При этом не все эти изменения могут быть одобрены СанПиНом, а некоторые идут в прямой конфликт с санитарно-эпидемологическими правилами.
Давайте рассмотрим, с чего всё началось, что есть сейчас, к чему всё идёт и, главное, как СанПиН может помочь работникам получить соответствующие закону условия труда.
Изначально офис появился у Ост-Индийской компании в 19 веке. До того офисных работников в всём мире насчитывалось не более трёхсот тысяч, а офисом служил фактически стол и стул в одной из компаний, так как отдельных зданий под офисы никто не строил.
Следующей важной вехой в развитии офисов стал пожар в Чикаго в 1871 году, во время которого город сгорел дотла. Одновременно с этим сталелитейные заводы наладили выпуск стальных балок. Новые здания Чикаго получили возможность расти вверх за счёт нового строительного материала, а так же иметь более простую конструкцию.
Тем не менее, основным источником света в офисах продолжал быть дневной естественный свет, искусственный не подходил для комфортной работы. Поэтому глубина офисов была не более девяти метров от окна до стены.
И именно в Чикаго появились первые open space офисы, в которых столы клерков стояли чёткими рядами, выверенными по линейке. Это был фабричный стандарт расположения сотрудников, при котором они делали рутинную работу. Начальство с ними даже не разговаривало, размещаясь в отдельных кабинетах по краям офисного пространства.
Но стремительный рост разнообразной информации, требующей обработки, вынуждал офис развиваться, создавать рабочее место с возможностью его индивидуализации, как продолжения более глубокой специализации работника.
Таким офисом стал bürolandschaft, новый тип организации офиса, при котором открытое пространство офиса сохранялось, но было организовано как в дикой природе. Это подразумевало под собой группировку офисных столов группами с некоторой ассиметрией, наличие деревьев в кадках и удобными проходами в помещении. А чтобы это не было “проходным двором”, разработчики использовали передвижные перегородки, которые давали возможность усложнить пространство, не отгораживаясь при этом стенами. При этом основной идеей было посадить руководителей и подчинённых за одни столы и избавиться от иерархии в организации пространства.
Этот шаг подсказывало усложнение рабочих процессов и необходимость постоянной коммуникации между руководителями и подчинёнными, и если служебная иерархия усложнялась, переходила от простой дихотомии “начальник”-”подчинённый” к более многоуровневой организации, то организация пространства в этом случае требовала большей мобильности всех сотрудников компании.
Эту новаторскую идею взяли американцы и упростили следуя своей логике. Фактически они взяли свой старый “фабричный” офис и просто расставили столы по-другому, отгородив их теми самыми “немецкими” перегородками, но установив их не как попало, а по строгим квадратно-перпендикулярным линиям. Это уже потом одна из известных американских компаний присвоит себе открытие такого типа организации офиса, скромно умолчав о более продвинутых родоначальниках из-за океана.
Таким образом, офис bürolandschaft, попав под влияние “фабричного” офиса и растеряв весь свой шарм, превратился в то, что сейчас принято называть “кубикл” или, в оригинале, cubicle.
Но и кубикл не стал конечной формой организации офиса. Став для офисных работников символом клетки и неволи, он, в конечном итоге, во многих офисах потерял перегородки.
Но это всего лишь возврат от кубиклов в сторону немецкого экологичного дизайна, шаг назад. Если смотреть дальше, то следующим шагом офисов станет коворкинг, пока являющийся новомодной и популярной, но диковинкой, не вошедшей ещё в массы. Коворкинг это по сути офис, который появился из деятельности людей, которые не хотели сидеть в офисе, а работа дома из отвлекала собственно от самой работы.
Коворкинг это по сути тот же офис, в который работник ходит к определенному времени не потому, что того требует какое-то начальство, а потому что ему там комфортно и нравится работать.
И хотя коворкинг это место добровольное, но и ему от правил и регламентов не ускользнуть, он так же, как и остальные типы организации офисов, подчиняется всем положениям соответствующих СанПиНов.
Если внимательно читать все пункты СанПиНов касательно организации рабочего места и охраны труда работников, там нет ни слова о типах организации рабочего пространства, и это делает его универсальным мерилом для рабочего места в офисе любого типа, да и не только в офисе, но и в производстве, торговле, и даже в образовании и быту.
Положения санитарно-эпидемологических правил гласят, что на работающего в офисе сотрудника должно полагаться не менее шести квадратных метров. Однако рабочие места с 2011 года по 2015 потеряли в площади, уменьшившись с 6,8 кв. метра до 5,7, что, как мы видим, уже нарушение норм. Сам кабинет, где сидят сотрудники, не болжен быть меньше 12 квадратных метров.
Офис вокруг работающего сотрудника “сжимается” не только по причине того, что мир становится мобильным и доступным, но и по причине влияния на бизнес кризисных явлений. Таким образом, владельцы бизнеса пытаются сократить свои издержки.
Сокращается не только площадь на рядового сотрудника, но и на руководящее звено. Отдельные кабинеты руководителей теряют в площади, так за последние пять лет они потеряли до десяти квадратных метров. Так же руководство переезжает в open space к остальным сотрудникам, преподнося такое решение как улучшение коммуникации в компании и повышение результативности работы, но на деле это идёт только из-за экономии средств компании.
Те же исследования показывают, что в офисах, построенных по типу открытого пространства, эффективность работников падает относительно того, если бы они все сидели в отдельных кабинетах. Негативное влияние тут оказывают и постоянный шум от людей о оргтехники, и постоянный стресс от того, что человек всегда находится на виду и не имеет возможности уединиться, а это, в свою очередь, влияет не только на эффективность работы, он и на число дней в году, проведённых работником на больничном - стресс снижает иммунитет, открытое пространство офиса позволяет легче распространяться простудам и в итоге из-за эпидемии респираторных заболеваний офис порой опустевает наполовину.
И хотя СанПиН не учитывает такие моменты, руководитель, серьёзно заботящийся о здоровье своих работников и занимающийся охраной труда не только по букве соответствующего положения, но и согласно здравого смысла, будет искать решение данной проблемы.
Стоит отметить, что в некоторых офисах, построенных по типу open space, руководство рекомендует сотрудникам есть побольше витамин в таких ситуациях, или даже само их приобретает, что в принципе не является даже временным решением проблемы.
СанПиН внимательно следит за освещённостью рабочего места, влажностью, наличием жалюзи на окнах, средней площадью кабинетов. Он так же регламентирует невозможность ситуации, в которой, к примеру, вы имеете офис, достаточный, чтобы расположить там 50 человек, но они сидят в одном углу с тем, чтобы в другом стояла большая кадка с фикусом. Так как по положениям этого документа расстояние между рабочими местами сотрудников должно составлять не менее двух метров в направлении взгляда и не менее полутора метров в стороны.
Таким образом, какой бы стиль организации офиса ни был взят за основу, он попадает под СанПиН в любом случае. Даже если вы работаете дома, он действует. Другой вопрос, что в домашнем офисе сложнее проконтролировать условия труда. Во всех остальных случаях, от фабричного офиса и до коворкинга, СанПиН стоит на страже здоровья и труда всех сотрудников без исключения.