Фото: shutterstock
Компьютерные «стрелялки», стратегии или шутеры только на первый взгляд выглядят вполне безобидным способом времяпрепровождения. Однако на деле в видеоиграх кроются потенциальные угрозы, как для личной, так и общественной безопасности. Они могут стать тем деструктивным элементом, разрушающим психику ребенка или подтачивающим национальный суверенитет целого государства. Поэтому случается, что компьютерные игры попадают под запрет в разных странах, как не отвечающие требованиям здравого смысла, общепринятым нормам поведения или целям национальной политики.
Геймплей: пропаганда насилия и разрушение психики
Подрастающее поколение, будучи наиболее уязвимым слоем общества, как никто другой подвержен влиянию видеоигр и той сюжетной линии, разворачивающейся по задумке авторов. Кровь, убийства, жестокое обращение и насилие, пропагандируемые в компьютерных играх, могут привести к очень серьезным последствиям. Поэтому наиболее быстрый и простой способ устранения подобного рода потенциальной угрозы заключается в их полном запрете или ограничении каких-либо составляющих (отдельных уровней или миссий).
Так, одна из громких историй, вызвавших широкий общественный резонанс, произошла в Таиланде. В 2008 году местный подросток, увлекшись знаменитой GTA Grand Theft Auto, решил испробовать на себе роль главного преступника в реальном мире. Для этого он вышел на улицу и жестоко расправился с первым же встречным таксистом. После этого игра в королевстве была полностью запрещена.
Вообще представления о допустимости жестокости и насилия, а также возможности их открытой пропаганды, довольно сильно отличаются в каждом государстве. Например, все в том же году Бразилия ввела запрет на продажу таких культовых компьютерных игр как EverQuest и Counter-Strike. В качестве основного «ограничительного» аргумента власти указали отсутствие общепринятых человеческих норм, а также морали, присущей демократическому обществу.
Асоциальное поведение главного героя Fallout 3 стало причиной ограничений или запрета признанного во всем мире ролевого экшена в Австралии и Индии. Для достижения особых состояний, дающих Одинокому страннику некоторые преимущества, в игре был реализован довольно смелый отсыл к наркотическим веществам. Многочисленная атрибутика (таблетки, баночки с жидкостями, шприцы), близкие или созвучные названия реальных наркотиков, а также анимированные вставки, показывающие их применение, сделали свое дело. И даже смена названий, вырезка видеофрагментов не помогли разработчикам.
Компьютерные игры как фактор деструктивного разложения общества
Очень часто компьютерные игры запрещаются из-за культурных, ценностных или религиозных различий в странах Запада и Востока. Неуважительное или «оскверняющее» чужую культуру поведение героев может негативно сказаться на моральном облике и здоровье всего общества. Все та же Fallout 3 так и не вышла в Индии помимо своей жестокости предположительно из-за присутствия в некоторых сценах двухголовых коров, считающихся в этой стране священными.
По вышеназванным причинам очень часто попадают в стоп-лист видеоигры с «откровенными» сексуальными сценами в мусульманских странах. Так, разные версии GTA полностью запрещены в Индонезии, Саудовской Аравии, и Объединённых Арабских Эмиратах. Возможность занятия нетрадиционной формой любовных утех привела к проблемам Mass Effect в Сингапуре и только после многочисленных доработок и присвоения статуса «только для взрослых» игру разрешили.
Казалось бы абсолютно безвредная игра Pokemon Trading Card Game также была отнесена к разряду нежелательных в Саудовской Аравии еще в 2001 году. Лидер теократической монархии увидел в геймплее не только пропаганду азартных игр, но и распространение других чуждых его народу религий. Так, в детской компьютерной игре присутствуют символы, похожие на шестиконечную звезду (звезда Давида), а это символ сионизма, а также кресты (христианство) и треугольники (масонство).
Видеоигры – угроза национальной безопасности
Большой пласт видеоигр попадает под раздачу из-за присутствия элементов, подрывающих основы национальной идеологии, суверенитета, исторической действительности, т.е. всего того, что в конечном итоге сводится к государственной безопасности. Подобные запреты характерны для авторитарных режимов или государств, занятых формированием у населения определенного образа мыслей.
Так, статус спортивной не позволил компьютерной игре Football Manager 2005 избежать тотального запрета в Китае. Казалось бы, что можно найти предосудительного в футболе? Но как выяснилось, разработчики выделили в качестве самостоятельных национальных команд сборные Тайваня и даже Тибета, считающимися территориями единого государства. И если с Тайванем пока все запутано, Тибет независимой от КНР единицей никогда не признавался.
Довольно любопытная и не совсем типичная ситуация сложилась с игрой Company of Heroes 2 в России. Здесь «исторически сбалансированную» реконструкцию событий Второй мировой войны официальные власти официально не запрещали. Ухода компьютерного шутера с российского рынка добились сами геймеры. Из-за откровенно провокационных сюжетных линий и несоответствующего исторической действительности поведения советских солдат игорное сообщество устроило настоящий демарш с требованием запрета игры. Это и предопределило «добровольный» уход разработчика.