Фото: shutterstock
При этом Минтруда указывает, что подобный опыт уже есть у Белоруссии, которая активно применяет подобный закон на своей территории. Хотя Белоруссия в этом далеко не новатор - подобный закон действовал в СССР тридцать лет в промежутке между 1961 и 1991 годами. И если в Советском Союзе закон был призван наказать тунеядцев, уклоняющихся от общественно-полезного труда, то теперь закон призван принести в казну дополнительные средства.
Министерство давно понимает, что и дальше закрывать глаза на тех граждан, что уклоняются от уплаты так нужных государству налогов, нельзя. Однако все варианты выхода из сложившейся ситуации, которые изучались в данном ведомстве до того момента, не давали гарантии того, что налоги будут собираться, а люди выйдут из тени.
Достаточно жёсткое решение, которое озвучили в министерстве в этот раз, подразумевает под собой введение налога на тунеядство для тех граждан, которые официально не работают и не зарегистрированы в службе трудоустройства.
Здесь сразу всплывают два момента. Первый - это то, что достаточно большое число работников всё-таки устроены официально, но получают большую часть своей заработной платы в конверте. Официальная минимальная заработная плата у них несомненно имеется, может выплачиваться более чем официально, с уплатой всех налогов, взносов и даже перечисляться по карте. А вот вторая часть, чаще называемая в компаниях “премиями”, выдаётся с рук на руки по спискам. Практика двойной бухгалтерии никуда не денется даже при введении этого налога.
Второй момент, связанный с данным налогом, это то. что зачастую люди не встают в первый же день после потери работы на учёт в органы занятости. Они самостоятельно ищут работу, тратя некоторые сбережения или растягивая сколько могут последнюю зарплату. По общемировой статистике, в которую вписывается и Россия, только 14% безработных встают на учёт в соответствующие органы. Остальные не афишируют этот факт и не потому что считают это чем-то зазорным, а потому что считают что в состоянии решить свои проблемы самостоятельно.
И по этим людям в том числе и ударит этот закон, если будет принят. Люди официально не будут работать, но и не будут стоять на учёте. Это уже будет сигналом для соответствующих органов вменить им данный налог при том, что люди действительно не имеют работы и не уклоняются от уплаты налогов.
Вроде бы тоже нет проблемы - это будет стимулом данным людям встать на учёт на биржу труда, что может им помочь в скорейшем нахождении работы. Однако, следует вспомнить цифру в 14% зарегистрированных безработных, таким образом, закон заставит оставшиеся 86% безработных граждан встать на учёт в органах занятости населения. Это вызовет увеличение расходов бюджета в 6-7 раз относительно текущего уровня. просчитали ли этот момент в министерстве и готовы ли они к подобным тратам, неизвестно. Как неизвестно и то, будет ли выгодно для бюджета насильно заставлять людей вставать на учёт как безработным и получать за это от государства деньги, чтобы другая часть людей начала платить налоги со своих неофициальных доходов.
С другой стороны, параллельно с этим предложением, Минтруд хочет серьёзно ограничить круг лиц, которым будет выплачиваться пособие по безработице. Объясняется это тоже достаточно разумно: пособие по безработице слишком маленькое, ниже прожиточного уровня даже на одного человека, а если этот человек имеет семью, то и вовсе данное пособие перестаёт быть чем-то осмысленным.
Однако решение проблемы оказалось не в том, чтобы подтянуть уровень пособия до уровня прожиточного минимума, а при наличии и соответствующих справок, и приложить к пособию доплаты согласно количества членов семьи. Министерство предложило просто лишить часть стоящих на учёте безработных вообще всякого пособия, а с сэкономленных денег поднять до прожиточного уровня выплаты тем, кто останется на пособии.
Эта сторона паззла по изменению потока денежных средств от населения в сторону бюджета и обратно так же ударит по самым малозащищённым слоям населения. Специалисты отмечают, что первыми пострадают жители моногородов, депрессивных регионов, люди без опыта работы - так как шансов найти работу в регионах с плохой экономической ситуацией порой просто невозможно, а пособие по безработице платится только ограниченное время. Что касается тех, кто впервые ищет работу и не имеет опыта, то такие люди сразу же окажутся вне возможности получать пособие, так как оно декларируется министерством не альтернативным средством к существованию, а поддержкой для тех, кто работу потерял. Соответственно новые неопытные специалисты сразу выносятся за скобки биржи труда. Будут ли они обязаны ещё и уплачивать налог на тунеядство, пока не известно.
Вместе с тем, люди зачастую работают неофициальное не потому, что не хотят уплачивать налоги, а потому что работодатель платит только такую зарплату и просто не будет платить официальную, а все вопросы касательно изменения статуса работника будет указывать на дверь, так как работника без официально договора уволить можно в любой момент и не платить никаких выходных пособий и т.д.
А ввиду отсутствия работы для ряда категорий граждан с низкой квалификацией или жителей депрессивных регионов, моногородов, деревень, любая работа, даже неофициальная, будет более чем желанной, а число желающих явно превышать потребности бизнеса. При этом заработная плата на таких позициях будет далеко не заоблачной, лишь позволяющей сводить концы с концами. Поэтому такие граждане окажутся между молотом и наковальней, загнанные туда Министерством труда и социальной защиты - с одной стороны мизерная неофициальная зарплата, с другой - закон, требующий некоторый выплаты в бюджет в качестве налога на тунеядство. И не факт, что после вычитания этого налога из неофициальной зарплаты там останется хоть какая-то существенная сумма.
Таким образом часть граждан будет поставлена в крайне трудную ситуацию - работать практически задаром, платя налог на тунеядство, или бросать работу и вставать на биржу труда на пару месяцев, причём совершенно без гарантии получения пособия. Но, в любом случае, пособие не бесконечное, и на неофициальную работу придётся вернуться, уплачивая налог с зарплаты в конверте.
Есть ли у министерства решение для таких граждан, так же неизвестно.
Можно сказать, что данная законодательная инициатива не учитывает ряд факторов и не тестировалась на конкретных случаях. Такие экспериментальные проверки серьёзно бы выявить все недочёты законопроекта и понять, принесёт ли он пользу обществу или вред.