Фото: Из личного архива Владимира Попова
В честь военных летчиков сегодня, в День Военно-воздушных сил, ОХРАНА.ru решила найти человека, который прошел весь путь становления нашей военной авиации. И нашли, встречайте! Нет самолета, на котором бы он не летал, а еще он – командовал спасательной авиацией и пограничными воздушными кордонами страны. У нас в гостях - генерал-майор, заслуженный военный летчик России Владимир Александрович Попов.
Расскажите, а на каких машинах вы летали, и какая была лучшая в это время?
Ну, у меня крайняя была, такая машина боевая, из фронтовых – это бомбардировщик Су-24, всех модификаций. Он и до сих пор считается самолетом ходовым...
Так "Сушки-24" и сейчас в строю!
Конечно! Они и в Сирии есть. Это такая отличная машина, что думаю, еще лет 20 прослужит. А вообще, летательных аппаратов у меня было около 20 единиц – самолеты, вертолеты... Я начинал в ДОСААФ на планерах и поршневых самолетах, а за всю службу проработал практически на полной линейке авиации.
А какая машина сейчас – самая лучшая, на ваш взгляд?
Среди истребителей, думаю, Миг-29 (НАТО называет его – Fulcrum, «Средство достижения цели» - прим. ОХРАНА.ru) – легкий фронтовой. Из тяжелых у нас – это, безусловно, линейка самолетов, прототипов от 27-го, это Су. Су-30 и Су-35 – это лучшие истребители. И на сегодня у нас на замену фронтовому бомбардировщику идет Су-34. Из линейки стратегической авиации – так и остается "Белый лебедь", но сейчас разрабатывается модель М-2 – это будет действительно самолет XXI века.
Владимир Александрович, разрешите вопрос по теме актуальной? Как вы оцениваете приказ президента создать постоянную ударную группировку ВКС России в Сирии?
Безусловно, положительно. Я был с самого начала за то, чтобы оказать помощь сирийскому государству. А вот это решение нашего верховного главнокомандующего возродить там постоянную авиационную базу – это только плюс для поддержания стабильности на Ближнем Востоке.
Во-вторых, это действительно профессиональная борьба с ИГИЛ (террористическая группировка, запрещена в РФ) и с проявлениями экстремизма. А что такое экстремизм там? Это теракты, к сожалению, пока данная территория – рассадник терактов, хотя сам ближневосточный народ – всегда был дружелюбный и адекватный. Просто пришли экстремистские течения, построенные, в том числе, и на религии. Что такое постоянная база? Это же ведь работа "не с колес", как сейчас, это отлаженные условия эксплуатации самолетов в постоянном режиме.
А потом, поймите, элемент силы – это тоже дипломатия: когда есть сдерживающий момент, не всегда кто-то рискнет снова разжигать костер на пустом месте.
Есть ощущение, что со времен СССР, когда у нас был самый мощный воздушный щит, ничего не изменилось, как будто не было 90-х. А мы действительно сегодня приблизились к состоянию авиационной силы, которая была у Советов?
Почти да, но не совсем. Во-первых, мы в 90-е все же очень много утеряли, раздали, пропустили. От этого никуда не спрячешься. Но сейчас у нас есть самое важное – это политическое решение. Сделать самолеты, вертолеты, двигатели – это проще, чем подготовить личный состав. На летчиков, инженеров, техников, обслуживающий персонал – нужно не только политическое решение, но и время.
Сняли вопрос с языка: а все ли в порядке у нас с обучением молодых военных летчиков? Опять же, после 90-х, когда курсанты вообще неба не видели?
Да, это было тяжело. Скорее тяжело даже в том, что многие училища были закрыты. И таким образом, связь поколений, передача опыта - были нарушены. Сегодня государство повернулось к нам лицом – это видно просто во всем, и я думаю, не за горами создание новых учебных авиашкол, или возрождение уже заслуженных. Нам нужно думать, что мы должны быть "застрельщиками" в подготовке кадров и персонала для всех стран СНГ! Это будет выгодно экономически, да еще у нас такой опыт, что мы можем им делиться с нашими странами-соседями.
Идеология будет единая и техника будет единая. Я работал во многих структурах, связанных с авиацией, и изнутри знаю, что такое консолидация летных и технических кадров, специальная подготовка, и главное – единые требования для техники, а это – безопасность полетов. Это краеугольный камен всей авиации – и гражданской, и военной.
В пику американскому Raptor, Россия создала "русское НЛО" - Су-35С. Эксперты утверждают, что это единственный в мире самолет, которому можно присвоить статус самолета пятого поколения. Следующий шаг - это Т-50 или ПАКФА. Как вы думаете, обошли ли мы американцев в этом направлении, или еще предстоят годы работы?
А не надо сейчас миллиметры эти мерить, самое главное здесь, что мы с ними уже разговариваем на паритетных началах. Мы выполнили несколько испытательных полетов на Т-50, и к серии он у нас не готов пока, но через 1-2 года он уже будет на вооружении. Этот самолет вобрал в себя все лучшие наработки, о которых мы говорили, без преувеличения – это самолет XXI века.
Так это и есть преемственность?
В конструкторской мысли, в технологиях, в изготовление и промышленности – невозможно сделать просто так, нужно сначала к этому придти. Поэтому рядом нам и нужны – сильная промышленность, сильный ВПК - инженеры, проектировщики, и только затем - эксплуатация.
Александр Владимирович, ОХРАНА.ru поздравляет вас и всех ваших сослуживцев с Днем военно-воздушных сил! Мы желаем вам здоровья и всем нам – мирного неба над головой! Спасибо за беседу!
Спасибо, и чтобы число взлетов равнялось числу посадок! И как можно меньше применения боевой авиации по назначению! Только на парадах!
Я бы хотел поздравить своих сослуживцев по совместной службе в ВВС и в других силовых структурах, в которых мне приходилось и командовать, и учить людей. Мне приходилось служить в авиации МВД, и ФСБ, а вот в авиации МЧС - у меня просто много друзей и однокашников. Всех-всех, кто связан с авиацией – с праздником!
Второе: я в свое время закончил Барнаульское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Главного маршала авиации К. А. Вершинина, и мы в этом году будем отмечать там, в Барнауле, 50 лет училищу.
К сожалению, училища фактически нет, но мы все равно соберемся ветеранами и выпускниками. Мои однокурсники по училищу - это Валерий Лазебный, Николай Головизин, Александр Руцкой (выходцы, выпускники БВВАУЛ - ставшие генералами авиации!).
Хочу поздравить всех своих друзей по училищу!