Фото: shutterstock
Выход Великобритании из Европейского союза, как ожидают аналитики, произойдет в течение полутора-двух лет, пока Брюссель и Лондон не определятся с условиями "развода". Переговоры еще не начались, и в Брюсселе сейчас активно просчитывают различные сценарии.
Британский премьер-министр Тереза Мэй заявила на саммите ЕС в Брюсселе 20 октября, что рассчитывает запустить эти переговоры "до марта 2017 года". Для этого ей предстоит направить в Брюссель официальное письменное уведомление о намерении покинуть ЕС.
Несмотря на попытки Лондона организовать с Еврокомиссией предварительные экспертные консультации, чтобы еще до уведомления о выходе наметить основные положения предстоящего "бракоразводного процесса", Брюссель остается непреклонен. "Нет уведомления - нет переговоров", - эту формулу в очередной раз повторил по итогам прошедшего саммита ЕС председатель Европейского совета Дональд Туск.
Причину непреклонности Брюсселя пояснил в беседе с корр. ТАСС немецкий дипломатический источник. "Без этого документа результаты британского референдума о выходе из ЕС с юридической точки зрения вообще не имеют никакого отношения к ЕС, он является исключительно внутренним делом Великобритании, - отметил он. - Пока правительство не сделало заявления о выходе в соответствии с требованиями 50-й статьи Лиссабонского договора, государство остается одним из 28 членов сообщества со всеми правами, обязанностями и возможностями. При этом все знают, что Великобритания идет на выход. Получается двойственная ситуация, когда все игроки - политики, бизнесмены, дипломаты, военные - начинают готовиться к изменению ситуации, которая пока остается прежней, и это состояние затягивается. Это та самая неопределенность, которая, в частности, подрывает экономические перспективы как Великобритании, так и ЕС, а также не способствует росту престижа и влияния Лондона и Брюсселя на мировой арене. Любые предварительные консультации могут лишь отсрочить момент официального объявления о выходе Великобритании из ЕС, и именно этого Брюссель старается избежать".
По словам собеседника, один из главных вопросов, который обсуждают сегодня политики, дипломаты и эксперты как на британских островах, так и на континенте, - будет ли выход Британии реализован в жестком или мягком варианте.
Как отметил в беседе с корр. ТАСС брюссельский аналитик Жан-Люк Бари, "Тереза Мэй делает сейчас заявления, которые можно расценить как прямой путь к жесткому выходу". "Она настаивает на праве Лондона остановить трудовую миграцию между континентальной Европой и островами, - продолжил эксперт. - Если Великобритания хочет покинуть единый европейский рынок, она может придерживаться этого пути. Европейский рынок основан на четырех базовых свободах: свободе передвижения товаров (торговли), услуг, капиталов, а также людей (трудовых ресурсов). Если страна не соблюдает хоть одно из этих положений, она не может быть частью европейского единого рынка. То есть, это приведет Великобританию и ЕС к отказу от свободной торговли и переходу на нормы ВТО, к введению таможенных тарифов, что грозит существенными потерями как для британской, так и для европейской экономики".
"Вопрос о контроле над миграцией, в первую очередь трудовой, из государств ЕС, о предотвращении социального туризма является для Великобритании ключевым, ведь именно эта проблема была одной из главных причин Brexit. Требовать отказа от этого несерьезно - с тем же успехом можно было бы предложить Великобритании забыть об итогах референдума", - указал в конфиденциальной беседе с корр. ТАСС британский дипломат в Брюсселе. "ЕС и Великобритания заинтересованы в организованном и неэмоциональном решении всех существующих проблем. С экономической точки зрения обе стороны только выиграют, если Лондон останется частью единого европейского рынка. Это не только сохранит объемы торговли, но и придаст уверенность инвесторам в сохранении незыблемой европейской экономической системы без крупных потрясений", - добавил он.
"Мягкий Brеxit, сохранение Великобритании в качестве части единого европейского рынка при согласовании новых и взаимоприемлемых условий доступа рабочей силы стран ЕС и Великобритании на рынки друг друга - это оптимальный сценарий. Да, Великобритания вернет себе полномочия по контролю над границами, и полной свободы перемещения не будет. Но это не означает, что границы закроются. Речь идет о создании приемлемой системы предоставления трудовых прав в Великобритании гражданам государств ЕС, которые удовлетворяют всем необходимым критериям, и введении аналогичной системы на континенте для граждан Великобритании", - заметил дипломат.
Если многие британские специалисты и дипломаты предпочитают сводить Brexit к экономической проблематике, подчеркивая отсутствие выгод для обеих сторон от жестких решений и торгово-экономических ограничений, то брюссельские эксперты отмечают наличие у европейских институтов политических приоритетов, противоречащих экономическим интересам.
"Институтам ЕС сегодня не нужна успешная Великобритания. Европе нужен экономический спад в этой стране, инфляция фунта и падение уровня жизни людей. Эта страна должна стать предостережением для других государств ЕС, у которых может возникнуть идея последовать британскому примеру. Жесткий Brexit выгоден европейской бюрократии именно тем, что он нанесет дополнительный ущерб британской экономике", - отметила в беседе с корр. ТАСС один из специалистов Центра европейской политики.
"Это, конечно, не политика репрессий или санкций в отношении Великобритании. Это скорее политический саботаж, когда британцев заведомо ставят в неприемлемые для них условия. Более того, экономические трудности в государствах ЕС, вызванные жестким Brexit, адептов данного подхода совершенно не пугают по очень простой причине - всю ответственность за это можно будет списать на Великобританию. Ведь именно ее выход стал первопричиной всех бед", - подчеркнула эксперт.
Она же дала ответ и на вопрос, кто именно из лидеров ЕС сегодня придерживается такой позиции. "Эта логика действий близка всем без исключения руководителям институтов ЕС, а также многим еврофилам из числа национальных европейских политиков. Никто публично не признается в этом, однако многие действуют именно в этом ключе. Впрочем, сейчас поля для "действий" нет, сейчас возможны лишь только заявления. Но как только начнутся реальные переговоры об условиях выхода, многое прояснится", - указала она.
Есть еще одна проблема, суть которой озвучил глава Евросовета Дональд Туск: если Великобритания хочет оставаться членом европейского единого рынка, она должна вносить взнос в бюджет ЕС.
"На это можно ответить - дайте Великобритании голос в принятии решений при определении европейской экономической политики или резко сократите ее взнос в бюджет ЕС после выхода из состава сообщества. Все понимают, что дать право голоса в ЕС стране, не являющейся членом этой организации, невозможно, поэтому данная проблема - это еще одна мина замедленного действия под будущий переговорный процесс", - отметила эксперт.
Последствия Brexit в сфере европейской обороны и безопасности также активно обсуждаются в Брюсселе. И здесь за последние полгода произошла резкая смена настроений. На стадии подготовки к британскому референдуму многие аналитики высказывали мнение, что в случае выхода Великобритании из ЕС вырастут шансы на появление собственных оборонных структур Евросоюза (против чего Великобритания всегда выступала и продолжает выступать), и, как следствие, может снизиться роль и значение НАТО в Европе. Однако после референдума в Брюсселе стало доминировать противоположное мнение - выход Великобритании из ЕС лишь усилит влияние НАТО.
"Континентальные европейцы во второй половине 20-го века предпочли во всем полагаться на военную мощь США и прятаться за спину американцев в НАТО. После голосования (в Великобритании) европейцы испугались не только политической и экономической эрозии европейского проекта. Они испугались угрозы разрушения европейской системы безопасности. Теперь они держатся за НАТО с удвоенной силой. И этот страх тем больше, чем выше нестабильность на южных и восточных окраинах ЕС. Кстати, за это НАТО может поблагодарить Россию, - отметил в беседе с корр. ТАСС на условии конфиденциальности один из офицеров штаба Объединенных вооруженных сил НАТО в Монсе. - "Старые европейцы" боятся остаться с этими проблемами один на один. Поэтому следует ожидать в ближайшие месяцы новых объявлений об увеличении военных бюджетов европейских стран. Этого Вашингтон от них не мог добиться в течение 20 лет после окончания холодной войны".