Фото: Orlok Shutterstock
Саммит Турция-ЕС, на котором, как заявил премьер-министр Ахмет Давутоглу, были достигнуты "исторические договоренности", состоялся 18 марта. Глава Евросовета Дональд Туск, в свою очередь, неуверенно отметил, что пока еще не знает, можно ли оценить саммит в таком ключе. В любом случае, договоренности о сотрудничестве по проблеме беженцев действительно являются исключительным событием для нынешнего периода развития обстановки в Европе и на Ближнем Востоке.
Европа начала по-настоящему бояться беженцев, которые хлынули в ЕС, с зимы прошлого года. Есть недовольные и тем, что европейские страны принимают мигрантов, и те, кто критикует Брюссель за недостаточную вовлеченность в решение проблем этих людей. Соглашение с Турцией призвано успокоить и тех, и других.
Турция всегда была одним из основных маршрутов, которым пользуются легальные и нелегальные мигранты, чтобы попасть в ЕС. С усугублением ситуации в Сирии и миллионными потоками беженцев оттуда стало ясно, что в значительной степени только территория Турции защищает Европу от наплыва беженцев. В прошлом году был даже риск прорыва границы Турции с Болгарией и Грецией группами из сотен сирийцев. Но местные власти смогли не допустить этого.
Соглашение Турции и ЕС - хороший шанс оградить Европу от новых волн нелегальных мигрантов. В то же время, пока не ясно, насколько эффективно оно будет работать, и действительно ли стороны получили выгоды, заключив его.
Согласно положениям соглашения, ЕС будет возвращать в Турцию всех мигрантов из третьих стран, которые незаконными путями прибыли через Эгейское море на греческие острова.
Турция без каких-либо исключений обязана их всех принять. Предполагается, что греческие власти будут быстро оформлять необходимые документы на возвращение, а также рассматривать заявления от мигрантов, у которых, несмотря на использование незаконного маршрута, есть основания для получения убежища в ЕС.
Беженцы из третьих стран, за исключением Сирии, попадая в Турцию, не смогут рассчитывать на получение убежища. Смысл именно в том, что все возвращенные с греческих островов "нелегалы" будут отправляться турецкими властями в их родные страны. Транспортировка "нелегалов" до турецкой границы оплачивается из средств ЕС, а будут ли разделены между сторонами дальнейшие расходы, пока не совсем ясно.
Также не до конца понятно, какие выгоды от этого пункта соглашения получает Турция. Она будет вынуждена заниматься дополнительно большим числом мигрантов, причем нелегальных, отправлять их на родину, загружая свой административный ресурс и тратя средства. На брифинге в МИД указали, что все это делается, чтобы "остановить трагедии, гибель людей в Эгейском море и привнести порядок в миграционные потоки". "Если нелегальные беженцы будут знать, что дальше греческих островов их не пустят, то в итоге перестанут рисковать жизнью, переправляясь через море", - считают турецкие дипломаты. Аналогичные доводы приводили и представители высшего руководства республики. То есть Турция заявляет, что наиважнейший аспект этой части соглашения - гуманитарный. Насколько это согласуется с ее экономическими и политическими интересами, власти еще не пояснили.
Глава Центра миграционной политики анкарского университета Хаджеттепе Мурат Эрдоган в интервью газете "Миллиет" сказал, что считает невыгодными для Турции условия соглашения. "ЕС планирует возвращать в Турцию беженцев. Мы же будем их отправлять обратно в их родные страны. Но почему они используют нас в качестве посредника, почему сами не отправляют?" - заметил он. По мнению эксперта, ЕС хочет сэкономить свои средства, возвращая "нелегалов" в находящуюся рядом Турцию. А согласно статистике, среди общего потока мигрантов, следующих через республику, есть и граждане стран Африки, Ближнего Востока, Азии.
С беженцами из Сирии ситуация иная. Сирийцы (а также иракцы) по решению турецких законодателей обладают исключительным правом получения статуса "временной защиты" в связи с ситуацией в регионе. С 4 апреля стартовала программа обмена сирийских беженцев по формуле "один на одного". Так договорились Турция и ЕС, и условия этого пункта соглашения, как пояснил МИД республики, действуют конкретно для беженцев, прибывших на греческие острова. "За каждого принимаемого с греческих островов нелегального мигранта-сирийца в страны ЕС на размещение будет отправлен один сириец, находящийся в нашей стране под временной защитой (и имеющий законные основания на получение убежища в ЕС)", - подчеркнул МИД.
"ЕС не сможет указывать, что ему нужно конкретно столько-то мужчин или женщин, или представителей определенных профессий. Отбор беженцев будет проходить в сотрудничестве с Верховным комиссариатом ООН по делам беженцев", - добавил МИД.
Брюссель обязался принять по этой формуле обмена 72 тыс. сирийцев. У многих наблюдателей при этом возник вопрос, что произойдет, когда данная квота будет исчерпана. По словам представителей МИД Турции, "ЕС по исчерпании этой квоты сможет одобрить новые решения по числу" принимаемых беженцев. В Анкаре также отмечают, что 72 тысячи - это то число беженцев, которое согласуется с обязательствами стран ЕС по беженцам, о которых они договорились еще летом и осенью 2015 года. Тогда Евросоюз объявил, что в течение двух лет сможет принять по программе расселения около 160 тыс. человек.
МИД Турции уточнил еще, что "со странами ЕС возможны двусторонние соглашения по приему беженцев". Уже сейчас республика готова предоставить ЕС документы на 25 тыс. сирийцев для реализации программы обмена. Для Турции, которая у себя приютила 2,7 млн сирийцев, это - несущественная цифра, но вот для ЕС, исходя из ранее озвученных им квот, 25 тысяч - уже большая нагрузка.
Турецкие власти особо подчеркивают, что благодаря условиям соглашения число беженцев в Турции не увеличится, а миграция приобретет упорядоченный характер. Вероятнее всего, Анкара имеет в виду число сирийских беженцев, которые уже находятся в стране, а также "нелегалов" из третьих стран, которых республика не планирует оставлять у себя надолго. Действительно, при обмене "один на одного" число сирийцев не должно увеличиваться. А чтобы в Турции не скапливались тысячи "нелегалов" из третьих стран, республике придется приложить существенные усилия по их быстрому возвращению, что также достаточно сложный процесс. Более того, данные договоренности не учитывают возможность приезда в Турцию новых мигрантов из Сирии и Ирака, которых страна не сможет не принять.
Кроме того, формула "один на одного" приводит к тому, что в ЕС отправляются легальные, потенциально не представляющие опасности сирийцы, но в Турцию будут прибывать "нелегалы", то есть люди, уже пошедшие на нарушение закона, пытаясь незаконно попасть на территорию другой страны.
Другой важный пункт соглашения - выделение Евросоюзом средств Анкаре на беженцев. Речь идет о предоставлении в самое ближайшее время 3 млрд евро, а затем - еще 3 млрд евро до 2018 года. Турция ранее уже неоднократно заявляла, что потратила миллиарды долларов своих средств на сирийцев, получив от международного сообщества на эти цели лишь 400 млн долларов за все время кризиса в Сирии.
Деньги, как оговорено, будут выделяться под конкретные гуманитарные проекты. В частности, поступят на счета турецкого отделения Красного полумесяца (на закупки медикаментов, продовольствия), министерства образования (на организацию школ и детских садов для беженцев). Также существенного финансирования потребуют инфраструктурные проекты для расселения беженцев.
Как отмечает экономический ежедневник "Дюнья", даже 6 млрд евро, обещанных ЕС, не хватит на всех сирийских беженцев в Турции. "Большая часть беженцев - дети школьного возраста. Они остаются в Турции, и им нужно давать образование. Шесть млрд евро будут выделяться в течение нескольких лет. Видно, что эта сумма крайне мала даже с точки зрения только расходов на образование", - пишет газета.
По разным оценкам, до 2018 года Турции потребуется на поддержание нормальных условий проживания беженцев не менее 20 млрд евро.
Другим проблемным моментом остается повышение уровня безработицы в республике, который впервые за последние годы превысил 10%. Определенный "вклад" в рост этого показателя внесли и тысячи сирийцев, занявших рабочие места граждан Турции.
Стоит отметить, что соглашение принесло однозначную внутриполитическую выгоду турецкому руководству. Давутоглу не раз указывал, что ЕС обсуждал именно турецкое предложение, а это обсуждение велось в атмосфере, когда "в Европе считают необходимым оказывать давление на Турцию". И несмотря на это, Брюссель все же пошел на турецкие условия, к тому же согласился найти еще 3 млрд евро. Кроме того, ЕС обещал с июля снять визовый режим для Турции. Это прибавило очков правительству Давутоглу, которое в последнее время подвергается критике за нерезультативность проводимой региональной политики.