Фото: shutterstock
США начинают налаживать производственно-технологический процесс модернизации атомных бомб B61. Об этом объявило 1 августа Национальное управление ядерной безопасности (НУЯБ) при Министерстве энергетики США.
До серийного производства - шаг
Это означает, что длившийся последние четыре года этап инженерного проектирования и опытно-конструкторских работ в рамках плана модернизации боезаряда B61 завершен. Работы по модернизации этой бомбы переходят в финальную фазу, предшествующую непосредственно серийному производству, уточнило НУЯБ. Оно подтвердило, что первую модернизированную бомбу намечается, как информировало в прошлом НУЯБ, создать "в 2020 финансовом году". А затем предполагается приступить к серийному производству этих ядерных вооружений.
Руководитель НУЯБ Фрэнк Клотц заявил, что B61 состоит из "старейших компонентов в (ядерном) арсенале США". Программа модернизации позволит увеличить срок сохранения бомбы на вооружении США "по меньшей мере на 20 лет", поведал Клотц, который одновременно занимает пост заместителя министра энергетики США. Со своей стороны министр энергетики США Эрнест Монис подчеркнул, что по завершении данной программы модернизации будет снята с вооружения и утилизирована атомная бомба B83-1 - "последнее оружие мегатонного класса в американском ядерном арсенале". B83-1 - это стратегический боезаряд мощностью до 1,2 мегатонны.
Три испытания бомбы B61-12, естественно, не сопровождавшиеся подрывом ее ядерного заряда, США провели в прошлом году. Заключительный тест состоялся 20 октября на полигоне Тонопа в штате Невада с использованием истребителя- бомбардировщика F-15E. По свидетельству НУЯБ, системы сброшенной с самолета бомбы продемонстрировали штатную работу "в условиях управляемого полета, близких к реальности". Никаких сбоев во время испытания, согласно отчету НУЯБ, не было. Во время испытания была также собрана, как планировалось, телеметрическая информация и сделаны необходимые видеозаписи.
Бомба B61 существует в виде четырех различных модификаций (B61-3, -4, -7 и -10). На смену всем им в рамках программы модернизации должна прийти одна - B61-12. Она будет отличаться от предшественницы, в частности, отсутствием парашюта и наличием новой хвостовой части с инерциальной системой наведения, увеличивающей точность применения. Новую хвостовую часть производит компания Boeing ("Боинг"). В пресс-службе НУЯБ корр. ТАСС в ноябре минувшего года заявили, что информация об уменьшении отклонения от цели за счет применения новой хвостовой части обнародована не будет. А другой представитель НУЯБ пояснил, что приводившиеся им ранее в беседе с корр. ТАСС цифры по поводу уменьшения отклонения от цели B61-12 благодаря новой хвостовой части (150 футов против 300) были даны лишь в качестве иллюстрации и не отражали реальное положение вещей.
Первая управляемая атомная бомба США
Первое испытание B61-12 прошло 1 июля 2015 года. Как отметил тогда в интервью корр. ТАСС директор информационных проектов, касающихся ядерной сферы, в авторитетной Федерации американских ученых (ФАУ) Ханс Кристенсен, НУЯБ "изображает испытание просто как часть работ по ее (B61) обновлению в целях содержания в исправном состоянии". Однако в действительности, убежден эксперт, эта деятельность представляет собой "разработку первой управляемой бомбы свободного падения" в арсенале США, расширение возможностей B61. Если принимать во внимание то, что бомбу B61-12 сможет нести американский истребитель- бомбардировщик пятого поколения F-35 и что "в начале 2020-х годов" такие боеприпасы намечается развернуть в Европе, то нужно делать вывод о "наиболее существенной ядерной модернизации НАТО с 1980-х годов", сказал Кристенсен.
Как заявлял в июле 2015 года заместитель министра обороны России Анатолий Антонов, испытание В61-12, по оценкам Москвы, проводилось для отработки ее применения с бомбардировщиков НАТО, размещенных в Европе. Это свидетельствует о желании Вашингтона сохранить в Европе ядерные средства, способные достигать российской территории, указал замминистра. Антонов обратил внимание на то, что B61-12 представляет собой бомбу двойного назначения: она может являться элементом как стратегических наступательных вооружений при доставке тяжелыми бомбардировщиками, так и нестратегическим ядерным боезарядом при использовании самолетами тактической авиации.
Вашингтонский научно-исследовательский Центра имени Генри Стимсона выпустил 14 августа новый доклад, в котором подверг критике программу модернизации B61, реализуемую НУЯБ. В соответствии с российско-американским Договором о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (Новым ДСНВ) США осуществляют "небольшие сокращения" числа оперативно развернутых боезарядов, но одновременно "планируют создать широкий спектр новых средств доставки, ядерных вооружений и ядерных производственных объектов", напоминают авторы исследования - сооснователь Центра им. Генри Стимсона Барри Блекмэн и один из его научных сотрудников Лейси Хили.
Цена вопроса - 8-10 млрд долларов
На их взгляд, "наиболее вопиющим примером расточительства в этом всеобъемлющем наращивании ядерного комплекса является программа продления сроков эксплуатации B61". Насколько известно, она предусматривает модернизацию примерно 480 из приблизительно 800 имеющихся сейчас у США боезарядов B61, которая обойдется более, чем в 8 млрд долларов и завершится в 2025 году, говорится в отчете Центра им. Генри Стимсона. Тем не менее, добавляют Блекмэн и Хили, "независимая оценка, произведенная Министерством обороны США, свидетельствует о том, что окончательная цена может превысить 10 млрд долларов".
Как считают составители доклада, уже одна "невероятная стоимость программы должна вынудить" членов Конгресса США и американскую общественность пристально изучить доводы Пентагона и НУЯБ, которыми аргументируется необходимость модернизации B61. Еще более важным является то, что имеется "ряд серьезных вопросов" по поводу задач, решение которых возлагается на этот боезаряд, а также по поводу "его роли в политике обеспечения национальной безопасности США", пишут специалисты.
Политическая ценность ТЯО равна нулю?
Считается, продолжают они, что США держат на шести базах в Бельгии, Германии, Италии, Нидерландах и Турции 180 бомб B61 в качестве тактического ядерного оружия (ТЯО). Однако НАТО "так и не нашла ответа на вопрос, как можно вести ядерную войну, не убив миллионы граждан в европейских странах", констатируется в отчете. Как в нем говорится, моделирование военных конфликтов на Балтике с применением атомного оружия, произведенное Центром имени Генри Стимсона, показывает, что "в результате четырех ядерных ударов по военным целям в Эстонии погибли бы 100 тыс. человек"; более крупномасштабные боевые действия в регионе (с использованием 20 ядерных боезарядов) обернулись бы смертью "почти 1 млн человек".
"Более того, политическая ценность" американского ТЯО в Европе "весьма сомнительна", заявляют Блекмэн и Хили. Свой тезис они иллюстрируют следующей выкладкой: "Сегодня сложно себе представить, чтобы правительство Германии, Бельгии, Нидерландов или Италии санкционировало ядерные бомбардировки своими экипажами российских сил" в случае вторжения последних в какую-либо "страну в Восточной Европе". "Практически все правительства" европейских государств-участников НАТО предпочитают избегать дебатов в своих национальных парламентах относительно возможного применения ТЯО или выносить эту тему на общенародное обсуждение, отмечается в исследовании. Причиной тому, полагают Блекмэн и Хили, является страх руководства в Европе перед возникновением столь "негативных политических последствий" возможной дискуссии о перспективах применения на континенте ядерного оружия, что те способны привести к падению правительства страны, в которой могло бы пройти такое общественное обсуждение.
Кроме того, в последнее время особое значение приобретает фактор необходимости обеспечения надежной физической защиты американского ТЯО в Европе, в первую очередь в Турции, которая является соседкой охваченной гражданской войной Сирии и в которой в июле произошла попытка государственного переворота, предупреждают эксперты Центра им. Стимсона. По их заключению, "на вопрос о том, удалось ли бы США сохранять контроль" над своими атомными бомбами, складированными на авиабазе Инджирлик, в случае затяжного внутреннего гражданского конфликта в Турции, "ответить невозможно".
Как и тактическая военная?
С точки зрения авторов доклада, остается неясным и то, как боезаряды B61 могут использоваться истребителями- бомбардировщиками "в тактических целях". В связи с этим они цитируют бывшего заместителя председателя Комитета начальников штабов вооруженных сил США генерала в отставке Джеймса Картрайта, который в 2012 году предсказывал, что "все ТЯО США в течение следующих 10 лет будет ликвидировано", и признавал, что "военная полезность" бомб B61 "практически равна нулю". У боезарядов B61 как у ТЯО "нет закрепленных за ними миссий в рамках какого бы то ни было военного плана", и они на данном этапе "остаются развернутыми только по политическим причинам, существующим внутри НАТО", говорил Картрайт. "Таким образом, если у этого оружия нет военной ценности, и, если предполагаемую политическую роль, которую оно играет, можно отвести обычным вооруженным силам или стратегическим силам, то зачем производить B61 для "тактического" использования, предусматривающего базирование в Европе или Соединенных Штатах?" - задаются вопросом Блекмэн и Хили.
Разбирая далее довод Пентагона в пользу модернизации B61 как элемента стратегического арсенала, они акцентируют внимание на разработке США новой крылатой ракеты большой дальности, которая будет способна нести ядерный боезаряд. Эта ракета создается, поскольку США исходят из того, что даже самые современные американские бомбардировщики-"невидимки" не смогут, "не подвергаясь серьезной опасности", в перспективе преодолевать системы противовоздушной обороны (ПВО) России и Китая, отмечают специалисты. Поэтому, убеждены они, США нет необходимости сохранять за B61 стратегическую миссию, так как ее сможет выполнять проектируемая крылатая ракета, а доставлять эту бомбу к цели смогут только самолеты, которым будут серьезно угрожать системы ПВО России и КНР.
Дальнейшие варианты действий
Центр им. Стимсона предлагает администрации США рассмотреть три возможных варианта действий. Первый предусматривает отказ от закупки бомб B61-12, предназначенных для доставки к цели тактической авиацией. Второй - отказ от приобретения тех боезарядов, которые предназначались бы для переброски в Европу, а также вывод оттуда уже находящихся там B61. Третий вариант самый радикальный, он заключается в полном свертывании программы модернизации B61.
Называя его, "возможно, самым предпочтительным", Блекмэн и Хили не отрицают, что значительные средства уже были истрачены США на научно-исследовательские и опытно- конструкторские разработки, связанные с производством B61-12. Поэтому эксперты рекомендуют американскому правительству закупить "ограниченное количество" боезарядов B61-12 "для использования на дальних бомбардировщиках" и периодически дислоцировать эти самолеты на базах в Европе с такой боевой нагрузкой. Параллельно авторы доклада настаивают на том, чтобы США отказались от приобретения B61-12 для использования тактической авиацией и "немедленно" убрали свое ТЯО из Европы. Благодаря этому, в частности, удалось бы сэкономить более 6 млрд долларов и "более продуктивно" использовать эти средства для укрепления обычных вооруженных сил США, гласит доклад.
В соответствии с выводами его авторов вероятность применения ТЯО в Европе "чрезвычайно мала", а "предполагаемая политическая ценность таких вооружений - это химера". Сохранение американского ТЯО в Европе, "особенно в Турции, порождает серьезные риски его захвата террористами и другими враждебными силами", подытоживают Блекмэн и Хили.
Ханс Кристенсен 17 августа в беседе с корр. ТАСС в целом согласился с ключевыми положениями доклада коллег из Центра им. Стимсона. "Я давно выступаю за вывод ядерного оружия из Европы, и нет ничего удивительного в том, что с этим предложением я согласен", - сказал представитель ФАУ. На его взгляд, "своего рода нормальные соображения", связанные с размещением американского ТЯО в Европе, усугубляются попыткой путча в Турции и последовавшими за ней событиями. В определенной степени этот факт вообще теперь превращает нахождение ТЯО в Турции в отдельную проблему, убежден Кристенсен.
По его словам, он находит "очень слабыми" и "плохо соотносящимися с ситуацией в сфере безопасности в настоящее время" аргументы, звучащие в последние годы в поддержку сохранения ТЯО США в Европе. Но "углубляющийся кризис в отношениях между НАТО и Россией" привел к тому, что позиции некоторых европейских стран по этому вопросу ужесточились, сказал Кристенсен. На просьбу уточнить, входят ли в такую категорию государства Западной Европы, он ответил отрицательно. "Мне кажется, этих взглядов придерживаются в основном восточноевропейские страны-члены НАТО", - уточнил сотрудник ФАУ.
Как он считает, правительство США "не хочет менять программу B61-12". Дополнительный осложняющий фактор сводится к тому, что данная программа уже достаточно давно реализуется, и для ВС США дело далеко не только в дислокации ТЯО в Европе, подчеркнул Кристенсен. Он выразил сомнение, что Пентагон пойдет на полную ликвидацию программы.