Фото: defense.gov
Ориентировочная стоимость программы модернизации американских атомных бомб B61 составит 9,6 млрд долларов. Это стало известно после того, как Национальное управление ядерной безопасности (НУЯБ) при Министерстве энергетики США распространило в конце октября данные о финансовой стороне программы.
Как отметила в беседе с корр. ТАСС пресс-секретарь НУЯБ Фрэнси Израэли, ее ведомство подготовило доклад о цене усилий, направленных на продление сроков эксплуатации B61, в рамках этапа инженерного проектирования и опытно- конструкторских работ. Этот этап длился последние четыре года, о его завершении и переходе к производственно- технологическому процессу модернизации B61 НУЯБ объявило 1 августа.
По словам Израэли, базисная стоимость модификации B61-12 равна 7,605 млрд долларов. А ее "совокупная цена составит 8,253 млрд долларов, включая 648 млн из средств", ассигнованных по линии "других программ НУЯБ на технологическую и производственную готовность". При этом пресс-секретарь указала, что сам доклад засекречен.
В новом документе НУЯБ, впрочем, не учитываются примерно 1,3 млрд долларов, в которые, как ожидается, обойдется приобретение Пентагоном новых хвостовых частей для модернизированных бомб. Таким образом, с учетом еще и этих трат полная стоимость программы приблизится к 9,6 млрд долларов.
Представитель НУЯБ также рассказала, что первую модернизированную B61 НУЯБ рассчитывает изготовить "к марту 2020 года", после чего начнется серийное производство. Как подчеркнула Израэли, продление сроков эксплуатации B61 - "самая сложная" задача, которую приходилось решать ядерному военному комплексу "за (последние) более чем 20 лет". По мнению властей США, бомба B61-12 будет играть "важную роль в обеспечении национальной безопасности". Ее модернизация подпадает под распоряжение президента Барака Обамы о сохранении Вашингтоном "эффективного потенциала ядерного сдерживания при одновременном уменьшении атомных арсеналов", добавила представитель НУЯБ.
До серийного производства - шаг
По словам руководителя НУЯБ Фрэнка Клотца (одновременно занимает пост замминистра энергетики), B61 включает в себя "самые старые компоненты в (ядерном) арсенале США". Программа модернизации, отметил он, позволит увеличить срок сохранения бомбы на вооружении "по меньшей мере на 20 лет". Со своей стороны министр энергетики Эрнест Монис подчеркнул, что по завершении данной программы будет снята с вооружения и утилизирована атомная бомба B83-1 - "последнее оружие мегатонного класса в американском ядерном арсенале". Мощность B83-1 - до 1,2 мегатонны.
Три испытания B61-12, не сопровождавшиеся подрывом ее заряда, США провели в прошлом году. Заключительный тест состоялся 20 октября на полигоне Тонопа в штате Невада с использованием истребителя-бомбардировщика F-15E. Согласно НУЯБ, системы сброшенной с самолета бомбы продемонстрировали работу "в условиях управляемого полета, близких к реальности".
Бомба B61 существует в четырех модификациях (B61-3, -4, -7 и -10). На смену всем им и должна прийти B61-12. Она будет отличаться, в частности, отсутствием парашюта и наличием новой хвостовой части с инерциальной системой наведения, увеличивающей точность применения. Хвостовую часть производит компания Boeing ("Боинг"). В пресс-службе НУЯБ корр. ТАСС в ноябре минувшего года заявили, что информация об уменьшении отклонения от цели за счет применения новой хвостовой части обнародована не будет. А другой представитель НУЯБ пояснил, что приводившиеся им ранее в беседе с корр. ТАСС цифры по поводу уменьшения отклонения от цели B61-12 (150 футов против 300) были даны лишь в качестве иллюстрации .
Первая управляемая атомная бомба США
Первое испытание B61-12 прошло 1 июля 2015 года. Как заявил тогда корр. ТАСС директор информационных проектов, касающихся ядерной сферы, в Федерации американских ученых Ханс Кристенсен, НУЯБ "преподносит испытание просто как часть работы по ее (B61) обновлению в целях хранения в исправном состоянии". Однако, убежден эксперт, "в действительности" управление разрабатывает "первую управляемую бомбу свободного падения" в арсенале США. Если принимать во внимание, что B61-12 сможет нести истребитель- бомбардировщик пятого поколения F-35, и что "в начале 2020-х годов" такие боеприпасы намечается развернуть в Европе, то напрашивается вывод о "наиболее существенной ядерной модернизации НАТО с 1980-х годов", сказал Кристенсен.
Вашингтонский научно-исследовательский Центр им. Генри Стимсона в своем докладе, обнародованном 14 августа, подверг критике программу модернизации B61. Как указали авторы исследования - сооснователь Центра Барри Блекмэн и один из научных сотрудников Лейси Хили, США в соответствии с российско-американским Договором о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (Новым ДСНВ) осуществляют "небольшие сокращения" числа оперативно развернутых боезарядов, но одновременно "планируют создать широкий спектр новых средств доставки, ядерных вооружений и ядерных производственных объектов". На их взгляд, "наиболее вопиющим примером расточительства в этом всеобъемлющем наращивании ядерного комплекса является программа продления сроков эксплуатации B61". Насколько известно, предусматривается модернизация 480 из примерно 800 имеющихся сейчас у США бомб B61, говорится в отчете Центра. "Независимая оценка, произведенная Минобороны США, свидетельствует о том, что окончательная цена может превысить 10 млрд долларов", - подчеркнули Блекмэн и Хили.
Как полагают составители доклада, уже одна "невероятная стоимость программы должна вынудить" членов Конгресса США и американскую общественность пристально изучить доводы Пентагона и НУЯБ, которыми аргументируется необходимость модернизации B61.
Политическая ценность ТЯО равна нулю?
Блекмэн и Хили указывают, что США держат на шести базах в Бельгии, Германии, Италии, Нидерландах и Турции 180 бомб B61 в качестве тактического ядерного оружия (ТЯО). Однако Организация Североатлантического договора (НАТО) "так и не нашла ответа на вопрос, как можно вести ядерную войну, не убив миллионы граждан в европейских странах", констатируется в отчете. По словам его авторов, моделирование военных конфликтов на Балтике с применением атомного оружия, произведенное Центром им. Генри Стимсона, показывает, что "в результате четырех ядерных ударов по военным целям в Эстонии погибли бы 100 тыс. человек"; более крупномасштабные боевые действия в регионе (с использованием 20 боезарядов) обернулись бы гибелью "почти 1 млн человек".
"Более того, политическая ценность" американского ТЯО в Европе "весьма сомнительна", заявляют Блекмэн и Хили. "Сегодня сложно себе представить, чтобы правительство Германии или Бельгии, Нидерландов и Италии санкционировало ядерные бомбардировки своими самолетами российских сил" в случае вторжения последних в какую-либо "страну в Восточной Европе", - пишут авторы доклада. "Практически все правительства" европейских государств-участников НАТО "предпочитают избегать" дебатов в своих национальных парламентах относительно возможного применения ТЯО или выносить эту тему на общенародное обсуждение, отмечается в исследовании. Причина тому, полагают Блекмэн и Хили, - опасения, что подобные дискуссии способны привести к "падению правительства" страны.
Кроме того, в последнее время особое значение приобретает фактор необходимости обеспечения надежной физической защиты американского ТЯО в Европе, в первую очередь в Турции, которая является соседкой охваченной гражданской войной Сирии и в которой в июле произошла попытка госпереворота, предупреждают эксперты. По их заключению, "на вопрос о том, удалось ли бы США сохранять контроль" над своими атомными бомбами, складированными на авиабазе Инджирлик, "в случае затяжного" внутреннего гражданского конфликта в Турции, "ответить невозможно".
С точки зрения авторов доклада, "остается неясным" и то, как боезаряды B61 могут использоваться истребителями- бомбардировщиками "в тактических целях". В связи с этим они цитируют бывшего заместителя председателя Комитета начальников штабов ВС США генерала в отставке Джеймса Картрайта, который в 2012 году предсказывал, что "все ТЯО США в течение следующих 10 лет будет ликвидировано" и признавал, что польза от B61 "практически равна нулю". У боезарядов B61, как у ТЯО, "нет закрепленных миссий в рамках какого бы то ни было военного плана", и они на данном этапе "остаются развернутыми только по политическим причинам, существующим внутри НАТО", указывал Картрайт. "Таким образом, если у (этого конкретного) оружия нет военной ценности и если предполагаемую политическую роль, которую оно играет, можно отвести обычным вооруженным силам или стратегическим силам, то зачем производить B61 для "тактического" использования, предусматривающего базирование в Европе или Соединенных Штатах?" - задаются вопросом Блекмэн и Хили.
Разбирая далее довод Пентагона в пользу модернизации B61 как элемента стратегического арсенала, они акцентируют внимание на разработке США новой крылатой ракеты большой дальности, которая будет способна нести ядерный боезаряд. Эта ракета создается, поскольку США исходят из того, что даже самые современные американские бомбардировщики-"невидимки" не смогут, "не подвергаясь серьезной опасности", в перспективе преодолевать системы ПВО России и Китая, отмечают специалисты. Поэтому, убеждены они, США нет необходимости сохранять за B61 стратегическую миссию, так как ее сможет выполнять проектируемая крылатая ракета.
Дальнейшие варианты действий
Центр им. Стимсона предлагает администрации США рассмотреть три дальнейших возможных варианта действий. Первый предусматривает отказ от закупки бомб B61-12, предназначенных для доставки к цели тактической авиацией. Второй - отказ от приобретения тех боезарядов, которые предназначались бы для переброски в Европу, а также вывод оттуда уже находящихся там B61. Третий вариант самый радикальный, он заключается в прекращении программы модернизации B61.
Называя его, "возможно, самым предпочтительным", Блекмэн и Хили не отрицают, что значительные средства уже были истрачены на научно-исследовательские и опытно- конструкторские разработки. Поэтому эксперты рекомендуют закупить "ограниченное количество" боезарядов B61-12 "для использования на дальних бомбардировщиках" и периодически дислоцировать их на базах в Европе с такой боевой нагрузкой. По оценкам Блекмэна и Хили, отказ от приобретения B61-12 для использования тактической авиацией и "немедленный" вывод ТЯО из Европы позволил бы сэкономить более 6 млрд долларов и "более продуктивно" использовать эти средства для укрепления обычных ВС США.
В соответствии с выводами авторов доклада, вероятность применения ТЯО в Европе "чрезвычайно мала", а "предполагаемая политическая ценность (таких вооружений) - это химера". Сохранение американского ТЯО в Европе, "особенно в Турции, порождает серьезные риски его захвата террористами и другими враждебными силами", подытоживают Блекмэн и Хили.
Кристенсен 17 августа в беседе с корр. ТАСС в целом согласился с ключевыми положениями доклада коллег из Центра им. Стимсона. "Я давно выступаю за вывод (ядерного) оружия из Европы",- сказал он. По словам Кристенсена, он находит "очень слабыми" и "плохо соотносящимися с ситуацией в сфере безопасности в настоящее время" аргументы, звучащие в последние годы в поддержку сохранения ТЯО США в Европе. Но "углубляющийся кризис в отношениях между НАТО и Россией" привел к тому, что позиции некоторых европейских стран по этому вопросу ужесточились, заметил эксперт. На просьбу уточнить, входят ли в такую категорию государства Западной Европы, он ответил отрицательно. "Мне кажется, этих взглядов придерживаются в основном восточноевропейские страны-члены НАТО", - отметил Кристенсен.