Фото: shutterstock
Саммит НАТО в Варшаве, который пройдет 8-9 июля, имеет одно принципиальное отличие от всех предыдущих встреч альянса на высшем уровне за последние 15 лет. На нем организации предстоит впервые переосмыслить свою роль в изменившихся условиях обеспечения безопасности как в зоне своей ответственности - Североатлантическом регионе, так и в мире в целом.
Сегодня страны НАТО сталкиваются с угрозой международного терроризма, которая лишь усилилась за 15 лет "войны с террором", в значительной степени в результате действий самих стран-членов альянса. Другая серьезная проблема - миграционный кризис, также являющийся во многом последствием военных операций НАТО и поддержки странами Запада переворотов "арабской весны". И, наконец, как еще одну проблему альянс воспринимает окрепшую Россию, действия и политику которой не понимает и понимать пока не хочет, а интересы традиционно старается не замечать.
В беседах с корр. ТАСС на условии конфиденциальности многие брюссельские дипломаты, эксперты, журналисты и политики признают один и тот же факт: альянс сегодня стоит перед переосмыслением своей роли в ситуации, сходной с моментом 25-летней давности - выводом советских войск из Германии, распадом СССР и Организации Варшавского договора.
"Тогда у нас исчез старый противник, и мы должны были определить новые цели НАТО. Сегодня многие считают, что у НАТО появился новый или, возможно, возродился старый оппонент в лице России. Действия России в Грузии и на Украине показали, что ваша страна более не считает себя обязанной воздерживаться от применения военной силы в международных делах, и НАТО должна решить, как реагировать на это", - отметил сотрудник миссии одной из западноевропейских стран НАТО.
"Этот саммит - не первый с начала украинского кризиса. В сентябре 2014 года НАТО провела саммит в Уэльсе, на котором были приняты основные решения по усилению обороноспособности восточного фланга государств альянса. Однако тогда эти решения были лишь первой и естественной военной реакцией на действия России. Сегодня стоит более важный вопрос: как действовать дальше, в каком качестве рассматривать Россию в долгосрочной перспективе, как обеспечивать эффективное сдерживание ее растущих амбиций, которые несут потенциальную угрозу восточноевропейским союзникам (НАТО)", - сказал собеседник.
Следует отметить, что этот дипломат является сторонником подхода, который в НАТО и в околонатовских структурах получил название "возврата к основам" (back to basics). Его суть четко охарактеризовала профессор Кентского университета и аналитик американского исследовательского центра - Германского фонда Маршалла Трине Флокхарт: "Это означает отказ от активного участия в кризисном урегулировании в мировом масштабе и проведения экспедиционных операций в пользу выполнения своей изначальной функции - коллективной обороны территории государств альянса". По сути данная концепция предполагает перенос основного фокуса деятельности альянса на военное и политическое сдерживание России. "Этот подход может означать существенный шаг назад для НАТО в долгосрочной перспективе, уменьшение влияния альянса", - заметила Флокхарт.
Профессор напоминает, что в Стратегической концепции НАТО, принятой в 2010 году на саммите в Лиссабоне (во время последнего и самого значительного потепления в отношениях с Россией), альянс "выделил три свои стратегические задачи: коллективную оборону, совместную безопасность (выстраивание систем взаимного укрепления безопасности не только с членами НАТО, но и с партнерами альянса, к которым относилась тогда и Россия) и урегулирование кризисов (проведение военных, миротворческих или гуманитарных операций)".
"Сегодня альянс не может позволить себе выбирать приоритеты - он должен выполнять все три задачи одновременно, в противном случае будет утрачена эффективность в долгосрочной перспективе", - считает профессор.
Свою коллективную безопасность альянс всегда обеспечивал достаточно эффективно, если учесть, что на него никто никогда не нападал, и 5-я статья Устава НАТО, в которой речь и идет о коллективной обороне, была задействована только один раз за всю историю блока - после терактов 11 сентября 2001 года в США, что привело к вторжению в Афганистан.
С выполнением двух других задач все обстоит гораздо хуже. "Альянс в последние 10 лет пережил сокрушительные провалы как своей системы партнерской безопасности, так и системы кризисного урегулирования. Причем два самых болезненных имиджевых удара системе партнерской безопасности НАТО нанесла именно Россия - в результате войн в Грузии в 2008 году и на Украине в 2014 году. Что касается кризисного урегулирования, то несмотря на колоссальные расходы за истекшее десятилетие НАТО не может похвастаться ни одной действительно успешной антикризисной операцией. 15-летняя война в Афганистане не смогла полностью решить ни одной проблемы этой страны. А в результате 9-месячной войны в Ливии это государство фактически прекратило свое существование, его территория превратилась в плацдарм для отправки мигрантов в Европу со всей Африки", - отметил в беседе с корр. ТАСС политолог Золтан Дарбаш.
По его мнению, появление на границах альянса сильной России на фоне официально не признаваемых провалов НАТО в выполнении "своих современных задач" вызывает у многих натовских политиков и чиновников стремление "закрыться в пределах хорошо им известных рамок коллективной территориальной обороны".
"Этому способствует и тот факт, что вся структура НАТО изначально затачивалась под коллективную оборону. Это то, что альянс действительно умеет делать или думает, что умеет делать", - отметил эксперт.
Однако, по мнению многих дипломатов-представителей государств "Старой Европы", переключение НАТО на эту концепцию таит в себе значительные риски как для альянса, так и для безопасности в Европе в целом.
"Зацикливание НАТО на коллективной обороне возможно только при условии, что альянс прямо назовет своим основным, ну если не врагом, то потенциальным противником Россию. Ни одна другая страна мира не может угрожать территории НАТО с точки зрения политики, да и географии, - заявил корр. ТАСС военный дипломат одной из стран Бенилюкса. - Это неизбежно приведет к новому витку гонки вооружений, причем таких, которые предназначены для использования на крупных театрах военных действий. В этих условиях будет развиваться и совершенствоваться оружие, бесполезное для использования в современных локальных конфликтах. То есть мы снова будем тратить огромные деньги на подготовку к войне друг с другом, которой не хочет ни одна сторона".
Иными словами, в значительной степени выбор дальнейших приоритетов альянса зависит от того, будет ли НАТО воспринимать Россию как противника или сложного партнера.
"Страны Балтии и отдельные страны Восточной Европы хотят видеть себя на гребне европейской, а еще лучше евроатлантической политики, и они получают такую возможность, выступая в НАТО с позиции прифронтовых государств. Но парадокс в том, что сознательно превращать себя в прифронтовое государство, способствуя усилению, а не разрядке напряженности вокруг себя, можно только при полной уверенности в отсутствии какой бы то ни было реальной угрозы. Плюс можно рассчитывать на получение какой-то экономической прибыли от появления на своей территории американских военных", - считает евродепутат от Латвии Татьяна Жданок.
"Отношения с Россией на сегодня заморожены , но не пересмотрены. Все документы и обязательства действуют, на бумаге Россия - по-прежнему стратегический партнер НАТО. На саммите в Варшаве можно ожидать попыток ряда государств альянса пересмотреть статус отношений с Россией в сторону их понижения. Попытку "узаконить" спад в отношениях. Однако трудно предположить, что западноевропейские государства, в том числе Германия и Франция, согласятся на это. У их руководства есть понимание, что именно им придется платить за новую холодную войну, цель которой никто толком не может сформулировать. И их в значительной степени поддержат Италия, страны Бенилюкса, Греция и ряд других небольших государств. Да и на Севере Европы найдутся противники дальнейшего обострения отношений с Россией", - отметил в беседе с корр. ТАСС дипломат одной из скандинавских стран.
"Не поймите меня превратно. В НАТО сегодня менее всего склонны доверять России. Но мало кто готов всерьез поверить, что Москва строит агрессивные планы в отношении стран НАТО", - добавил он.
Польша не будет инициировать восстановление отношений с РФ