Фото: shutterstock
История празднования 1 мая в России как дня солидарности трудящихся началась, конечно, с расстрелянной демонстрации чикагских рабочих. И это, конечно, – часть европейских традиций. «Вальпургиеву ночь» там начали отмечать гораздо раньше, и присоединение к ним «праздника труда» стало удачным дополнением. По большому счёту, этот день стал элементом унификации Российской Империи и Европы в период начавшейся урбанизации и появления «рабочего класса» как политической и социальной силы. Его «международность», конечно, была весьма условна, да и Карл Маркс не смог дать его точного определения, окончательно запутавшись к третьему тому «Капитала». Но превращение образа гражданина Российской Империи из мужика в лаптях, с умилением наблюдающего за пышными церемониями, в типичного европейца началось именно тогда.
Все мы знаем, чем это закончилось, и у всех к революционным преобразованиям семнадцатого года прошлого века – своё отношение. По большому счёту, это было давно, а белые и красные – одинаково проиграли. Интереснее, в какой мере была произведена «национализация» этого праздника. Если в Германии этот день – повод подраться левакам и правым (в этом году ожидаются массовые протесты против так называемого «трансатлантического партнёрства»), то, например, в Казахстане он был объявлен «Праздником единства народа Казахстана». В России, как всегда, всё сложнее. В этот день в 93-м году в Москве произошли первые массовые столкновения, закончившиеся трагическим расстрелом парламента. Собственно, благодаря этому Первомай – остался красным днём календаря. Начало освобождения РФ от так называемого «либерализма» началось именно с этого.
В принципе, именно эта «историческая память» не дала разгореться и пламени «болотных протестов». Противостояние «России-Айфона и России-Шансона» было проиграно в период позиционирования. Немного кто из «протестующих москвичей» напоминал китайских работников транснациональной корпорации «Эппл». А их «модный протест», заимствованный из западных аналогов, был скорее противофазой «мировым трендам». «Оккупай Абай», акция, возглавляемая «реформаторами 90-х» - плохая замена «Оккупай Уолл-Стрит», который был направлен именно против неолиберального курса - с отказом от социальных обязательств.
Русский Первомай стал символом прощания с либеральным наследием. Когда кто-нибудь заявляет, что «не хочет солидаризироваться с рабочими Чикаго» - все понимают, что человек не хочет солидаризироваться и с русскими рабочими. Это, может быть, и честно, но как-то неловко в плане электоральных перспектив. В той же мере не должны очень заботить попытки оседлать рабочее движение со стороны «новых левых» троцкистского типа. Их поведение описано в анекдоте:
- Почему там кричат эти люди?
- Требуют четырёхчасового рабочего дня, сэр.
- А разве они работают?
- Нет
- Так в чём же дело?
- Левые интеллектуалы, сэр.
Да есть и смешная фраза от Дмитрия Ольшанского: «Левому интеллектуалу хорошо не там, где хорошо рабочему классу, а там, где хорошо левому интеллектуалу». Рабочему классу, без сомнения, нужно плевать на интересы левых интеллектуалов, полоумных феминистов и прочего ЛГБТ-движения. Ему интереснее вопросы зарплат, пенсий и детских пособий. Поэтому Первомай – не станет праздником дач и шашлыков. Это всегда напоминание о своих интересах, в которых интересы страны – не на последнем месте.
А, впрочем, всех действующих трудящихся – с праздником! Пусть забыты демонстрации с шариками и лозунги типа «Мир! Труд! Май!», главное, что пока – у нас в стране модно по-настоящему работать, а не пижонить, представляясь фрилансером в шортиках с Гоа.