Фото: shutterstock
Привычный нам штрих-код, расположенный на продуктах питания, может навсегда уйти в небытие. Точнее, уйдёт его текущий смысл.
В данный момент в России, как и в остальном мире, для маркировки товаров используется в основном система EAN/UPC, чаще всего в виде EAN-13. Это штрихкод, состоящий из тринадцати цифр, которые содержат в себе информацию о национальной организации (первые три цифры), регистрационный номер производителя товара (4-6 цифр), код товара (3-5 цифр), контрольное число (1 цифра) и так называемый “индикатор свободной зоны”, необязательное поле, которое может заменятся символом “>”.
Очевидно, что данная информация не особо информативная для человека, не имеющего перед собой множественные справочники и книги учёта, тем более что в век глобализации, когда товары могут придти из любой точки мира, владеть такой информацией не может никто, особенно покупатель.
Вместе с тем, сама по себе идея получения исчерпывающей информации о приобретаемом товаре крайне привлекательна. Появившись в далёком 1948 году система быстрого считывания данных о товаре при его учёте прошла долгий путь от первых кодов, наносимых ультрафиолетовой краской до штрихкода, позаимствовавшего идею у азбуки Морзе, коей, он, собственно, и является, ведь штрихкод это всего лишь тире и точки, растянутые по вертикали в полосы. И, если в 1951 году такая известная фирма как IBM отказалась заниматься этой концепцией ввиду сложности технологии, то сейчас почти у каждого в кармане есть мощное электронное устройство, способное считать штрихкод и предоставить все данные о продукте.
Именно поэтому в Россельхознадзоре приступили к разработке планов по изменению того смысла, который несёт в себе штрихкод. Если сейчас маркировка в форме полосок разной толщины содержит в себе очень краткую информацию о стране-производителе и заводе, которые чаще всего используются только для работы кассовых терминалов и учёта товаров, то планируется, что штрихкод обретёт смысл и для покупателей.
При этом сам штрихкод будет содержать в себе много больше информации, нежели сейчас. С развитием технологий стало возможным создать онлайновый реестр штрихкодов, по запросу к которому как по отпечатку пальца будет предоставляться вся информация касательно товара.
Планируется, что каждый покупатель сможет с помощью обычного смартфона отсканировать штрих-код и получить всю исчерпывающую информацию о том, где, кем, в какую смену была произведена данная продукция, из какого сырья, где было взято сырьё, как данная продукция хранилась, кто её перевозил, сколько раз, какими добавками и на каком этапе её снабдили, где расфасовали и так далее.
Таким образом в системе будут накапливаться данные о всех этапах производства продукции. Самое важное здесь то, что наработки по данной системе уже есть.
Представители Россельхознадзора отмечают, что в стране уже полгода действует система “Меркурий”, в которой аккумулируется подобная информация от производителей, правда, пока только для продуктов животного происхождения, для которых требуется оформление ветеринарных сопроводительных документов: мясе животных и птицы, яйце, рыбе и рыбопродуктах, молоке и молочных продуктах, мёде.
Планируется довести этот охват до всей продуктовой продукции. Таким образом производителям будет труднее нарушать любые нормы, а покупатели смогут узнать всю подноготную товаров.
При этом данное нововведение будет полезно не только для покупателей, но и для самих участников оборота пищевой продукции, так как позволит автоматизировать процесс приёмки товаров, когда все сопроводительные документы будут подкреплены данными из базы “Меркурий”.
Вместе с тем Россельхознадзор не планирует обязательного введения данной системы для всех участников рынка. Инициатива ведомства не будет оформлена в закон. В данный момент подписан меморандум с рядом компаний, занимающихся продуктами питания, которые добровольно желали бы ввести у себя подобную маркировку. У чиновников есть твёрдая уверенность, что даже те, кто сейчас физически не может вести подобную технологию у себя на производстве, к примеру, производители развесных продуктов, которые маркируются бумажными этикетками на упаковке, придут к тому, что надо решать вопрос с совместимостью и участием в системе.
Сам вопрос какой шрихкодкод использовать - EAN-8, EAN-13 или полноценный двумерный код EAN-128, который содержит всю информацию о товаре, прорабатывается на уровне ведомства и технических специалистов, так как есть много путей реализации проекта, и каждый имеет какие-то ограничения. Вместе с тем в каждом варианте реализации нет никаких непреодолимым сложностей. Именно поэтому специалисты уверены, что на внедрение потребуется не более 1-2 лет.
Применить свой смартфон для получения информации о приобретаемых продуктах участники рынка и рядовые граждане смогут уже в 2017 году.