Фото: shutterstock
Очередные шаги в вопросах налогообложения будут иметь обратный эффект, так как работодатели и так уже перегружены разнообразными налогами.
Представители Комитета СовФеда по конституционному законодательству и госстроительству предложили ввести новый налог для работодателей.
В рамках данной инициативы предложено страховать сотрудников на случай банкротства предприятия. Величина налогового сбора небольшая, всего две сотых процента от фонда заработной платы. И скажем, при величине фонда зарплаты в один миллион рублей это будет всего двести рублей в месяц.
Аналитики предсказывают ввиду этого переход части предприятий на выплату зарплат в конвертах. Налог небольшой, но работодатели и так уже перегружены всевозможными налогами, к которым за последний год добавилось много новых и планируется введение ещё нескольких.
Тем не менее, почему же именно из-за налога в условные несколько сотен рублей работодатели, как ожидается, будут уходить от выплаты официальных зарплат?
Вопрос в арифметике. Если с предприятия, имеющего фонд заработной платы в условный миллион рублей, в месяц платится 200 рублей, то за год такое предприятие в виде этого налогового сбора внесёт в фонд 2 400 рублей. Теперь оценим, сколько сотрудников должно быть задействовано на таком предприятии? Возьмём не среднемосковские зарплаты, а среднероссийские.
Федеральная служба статистики утверждает, что среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в целом по экономике России в конце 2015 года составила 32 176 рублей. Округлим до 35 т.р., хотя по оценкам специалистов, более 70% населения России получили заработную плату даже ниже этой суммы. Делим наш миллион на 35 т.р. и получаем число работников - 28 человек.
Таким образом, страховой взнос с предприятия в 28 человек за год составит 2 400 рублей. Если предприятие обанкротится, этих денег будет явно недостаточно, чтобы выплатить хотя бы месячный оклад всем сотрудникам. Тем более в условиях инфляции и нестабильности на валютных рынках.
Несомненно, для это страховой фонд и создаётся, чтобы налоговый сбор со всех предприятий покрывал проблемные компании. Однако, создавая такой механизм, надо понимать, что если сегодня утверждать такой страховой фонд, то сразу же придётся выплачивать с него, так как предприятия разоряются ежедневно.
Здесь надо либо делать за счёт других бюджетов просчитанную экономистами подушку безопасности, либо уже на этапе обсуждения законопроекта увеличивать налоговую ставку по данному взносу, чтобы он был безубыточным.
В качестве примера можно привести налоговые сборы в пенсионный фонд, которые за последние 25 лет претерпели множественные изменения, но результата не приносят и приходится чуть ли не каждый год вносить коррективы, так как возникают множественные проблемы с данным обеспечением.
С налоговым сбором по банкротству будет то же самое - нехватка ресурсов, постоянные изменения, поиски оптимального решения.
И вот тут-то работодатель может решить, что лучше отсидеться в стороне до лучших времён, уйти в тень, пока сумма всех налогов не стала равна уровню доходов предприятия.