Фото: Keith Tarrier / Shutterstock
Надежды не оправдались, когда Австралия в ходе тендера на строительство подводных лодок выбрала французское предложение, а не японское. Как теперь признают местные аналитики, Японию подвело отсутствие опыта работы в данной области.
Неудача в Австралии
Премьер-министр Малколм Тернбулл на совместной пресс-конференции с министром обороны Марис Пейн 26 апреля отметил, что французский вариант больше остальных удовлетворяет требованиям Австралии по таким показателям, как стоимость, сроки поставки и потенциальное участие национальной промышленности в создании подлодок.
Аналитики подчеркивают, что закупка вооружений - дело политическое. По их словам, когда принципиальной разницы между представленными предложениями нет, выбор "наиболее подходящего варианта" обусловлен политическими соображениями. Однако в случае с тендером на строительство подлодок для Австралии это правило не сработало, что оказалось не на руку Токио.
"Мы приложили максимум усилий для продвижения нашей заявки, - заявил глава департамента закупок министерства обороны Японии Хидэаки Ватанабэ. - Будет проведен тщательный анализ, чтобы выяснить, как это скажется на нашей оборонной промышленности".
Переоценили свои возможности
По мнению наблюдателей, японская сторона переоценила важность хороших личных отношений между премьер-министрами двух стран. Еще в 2014 году Синдзо Абэ мог быть спокоен, ведь бывший в то время главой австралийского правительства Тони Абботт называл японского коллегу своим "лучшим другом во всей Азии" и не возражал против совместной с Токио разработки субмарин.
Однако австралийские депутаты потребовали от Абботта рассмотреть и другие варианты, в том числе предусматривающие строительство подлодок непосредственно на территории Австралии. Как пишут СМИ со ссылкой на дипломатические источники, в феврале 2015 года Абботт позвонил Абэ и рассказал о планах проведения тендера, желание принять участие в котором сразу же выразили Германия и Франция. Источник из японской группы, участвовавшей в конкурсе, утверждает, что даже после этого Токио вел себя, как будто у него нет соперников. "Мы были уверены, что одержим победу, так зачем раскачивать лодку", - заметил он.
Японцы даже не поехали на конференцию в Австралии, посвященную проекту. Вместе с тем Берлин и Париж, понимая важность этого мероприятия для лоббирования своих интересов, направили представительные делегации.
Относительно активные шаги в борьбе за контракт Япония стала предпринимать лишь в августе 2015 года, вступив в переговоры с потенциальными местными поставщиками. Однако представители австралийских компаний сетовали на то, что японцы не желали обсуждать детали возможной сделки. В то же время Германия и Франция почти сразу заявили, что в случае их победы в тендере подлодки будут строиться на территории Австралии.
"Конечно, в правительстве Абэ очень расстроены, что не удалось получить контракт на строительство. Это продемонстрировало серьезные недостатки японской заявки. В первую очередь, речь идет о недооценке нами значимости места строительства субмарин. Токио предоставил свои планы слишком поздно, и они были недостаточно полными по сравнению с немецкими и французскими", - считает профессор Университета Кэйо Кэн Дзимбо.
Недостаток опыта
Ряд аналитиков отмечает, что неудача в Австралии перечеркнула надежды Японии на быстрый выход на мировой рынок вооружений. Это объясняется тем, что в ближайшее время, скорее всего, не предвидится достаточно крупных контрактов, за которые могли бы побороться японские производители.
Между тем Дзимбо полагает, что Токио рано отчаиваться. "Японии необходимо извлечь уроки. У нас впереди открывается много возможностей для экспорта вооружений, в первую очередь, в развивающиеся страны. Мы должны пересмотреть свой подход к ведению переговоров, понять, что сделали не так, и двигаться вперед", - убежден он.
Впрочем, неудачный опыт в области экспорта вооружений у Токио уже был. Как пишет "Никкэй", в январе 2014 года глава британского оборонного ведомства во время беседы со своим японским коллегой выразил заинтересованность в покупке противолодочных самолетов Kawasaki P-1. Стороны даже якобы провели несколько неофициальных встреч, на которых обсуждался данный вопрос. Спустя 11 месяцев Лондон выбрал другого партнера для сотрудничества. Это решение издание назвало "холодным душем" для японской стороны, а в Токио в итоге предположили, что Великобритания затеяла все эти переговоры лишь для того, чтобы сбить цену на аналогичную продукцию у конкурентов.
Сделка с Филиппинами и планы на будущее
В начале мая состоялся телефонный разговор глав оборонных ведомств Японии и Филиппин, в ходе которого была достигнута договоренность о предоставлении Маниле в аренду 5 учебно-тренировочных самолетов Beechcraft TC-90, которые могут быть оснащены РЛС воздушного наблюдения.
Согласно действующим в Японии законам, безвозмездно передавать военную технику другим странам нельзя, поэтому был придуман вариант с арендой. Однако арендная ставка была минимальной, поскольку Токио и сам заинтересован в том, чтобы Филиппины располагали подобными самолетами. Этот шаг, по заверениям местных СМИ, "является попыткой оказать давление на Китай", так как Beechcraft TC-90 могут использоваться для патрулирования над акваторией Южно- Китайского моря, где продолжаются территориальные споры, в которые вовлечены КНР и ряд стран региона, в том числе Филиппины.
Некоторые заделы есть на индийском направлении. Сообщалось, что японский производитель ShinMaywa Industries готов создать совместное предприятие по сборке гидросамолетов US-2i по программе "Делай в Индии". По данным министерства обороны, переговоры о поставке летательных аппаратов, которые стороны ведут с 2011 года, к настоящему моменту находятся в "продвинутой фазе". Планируется, что в период с 2017 по 2022 год ВМС Индии получат первые шесть машин. Японская сторона обязуется инвестировать в производство на территории Индии не менее 30% от суммы сделки, оцениваемой в 1,3 млрд долларов.
Законодательная база
В апреле 2014 года правительство Японии отказалось от действовавшей почти полвека политики фактического запрета на экспорт оружия и военных технологий. Кабинет министров одобрил новые правила поставок за рубеж вооружений. Они не будут экспортироваться в страны, находящиеся в состоянии военного конфликта или под действием ограничительных санкций Совета Безопасности ООН. Поставки разрешены только в тех случаях, когда это "вносит вклад в дело мира и способствует обеспечению безопасности Японии". Правила требуют следить за тем, чтобы японское оружие и военные технологии использовались только для заявленных целей.