Фото: shutterstock
Власти всех уровней продолжают думать над тем, как вывести граждан из тени, рассматривая даже самые экзотические варианты.
В первую очередь это касается так называемых самозанятых граждан, то есть граждан, занимающихся каким-либо трудом, фактически являющихся индивидуальными предпринимателями, но не имеющим наёмных работников.
Точное количество таких граждан подсчитать достаточно трудно, ведь они работают без оформления каких-либо документов, подтверждающих факт оказания услуги, и, следовательно, не видны никаким государственным службам.
Если принять во внимание, что в России сорок восемь миллионов граждан работают легально и платят все налоги и сборы, при том, что трудоспособного населения порядка семидесяти пяти миллионов человек, становится очевидным, что самозанятых граждан в стране довольно огромное число.
По этим косвенным данным можно судить о том, что таких граждан более двадцати миллионов человек. Эти граждане не стоят на учёте в налоговых органах, не платят налоги и отчисления в фонды, в том числе в пенсионный.
Среди подобных самозанятых граждан можно назвать частных парикмахеров, работающих на дому, гаражных автоумельцев, электриков, сантехников, плотников, репетиторов и т.д. Все их клиенты, как правило, не юрлица, а граждане, поэтому и необходимости официального оформления в качестве ИП они не видят.
Поэтому у министерств возникла идея о создании института самозанятых граждан. Планируется выделить этих работников в отдельную категорию, отличную и от юрлиц и от индивидуальных предпринимателей.
Так как самозанятые граждане, как правило, не имеют серьёзных доходов, путём долгих размышлений их решено было освободить от уплаты налогов, введя единовременную плату, так называемый патент. Патент приобретается на год и даёт право заниматься предпринимательской деятельностью. Данный взнос, по сути, призван заменять уплату налогов в различные фонды.
Помимо этого, для привлекательности регистрации была предложена идея упрощённой регистрации самозанятых граждан, что называется “в одно окно”. Однако такая формулировка уже знакома предпринимателям.
В своё время планировалось и ИП регистрировать в упрощённом режиме, однако на деле это обернулось огромным числом отчётной документации.
Тут стоит вспомнить не только сложности с документооборотом, но и налоговые сборы для ИП. Так как уровень доходов ИП крайне разный, некоторые ИП могут поспорить своими доходами даже с небольшими заводами, а некоторые едва дотягивают за год до ежемесячной зарплаты столичного менеджера.
Чтобы отследить уровень доходов ИП, не так давно было принято решение с начала 2018 года для предпринимателей, находящихся на патентной системе налогообложения, ввести обязательное использование кассовых аппаратов при расчётах с клиентами. А чтобы и тут не было подлога, кассовые аппараты решено оборудовать системой доступа в сеть интернет, чтобы все финансовые операции сразу регистрировались в налоговых органах.
Официально такая система вводится как раз для того, чтобы отличить условно бедных ИП от имеющих сверхдоходы, в законопроекте указывается порог в шестьдесят миллионов рублей доходов в год. Однако, специалисты и предприниматели опасаются, что это станет губительным для ряда ИП, а так же самозанятых граждан.
В качестве недавнего примера можно привести ситуацию в 2013 году, когда для ИП подняли взносы в ПФР до тридцати пяти тысяч рублей в год. Тогда из-за этого закрылось (читай ушло в тень) более шестисот тысяч ИП, что составило одну седьмую часть всех ИП.
Таким образом, обязать самозанятых граждан, не привыкших платить какие-либо взносы в бюджет и не доверяющие пенсионной системе РФ, которая меняется фактически каждый год за последнюю четверть века, будет крайне сложно. А попытки заставить их делать это, скорее всего приведут либо к повторному уходу в тень, либо к отказу от выполняемой работы.
Особенно важно отметить, что по мнению экспертов, институт самозанятых граждан, который хотят создать министерства, существует уже сам. Вопрос только в том, что законодательство страны серьёзно отстаёт от реалий жизни. Это отставание и необходимо ликвидировать.
Однако варианты ликвидации отставания, то есть ликвидация теневой занятости граждан, пока далеки от идеала. В поисках решения чиновники даже предлагали ввести налог на тунеядство, чтобы таким образом заставить самозанятых граждан, или граждан, оформленных неофициально, заставить легализоваться. Но, к счастью, такой вариант не устроил всех участников рынка, в том числе государство.
Текущий же вариант, принятый за основу, при котором самозанятые граждане будут обязаны приобретать патент для занятия коммерческой деятельностью, так же далёк от совершенства. Ситуацию усугубляет и рост недоверия бизнеса в отношении государства в связи с намечающимися или уже идущими реформами в вопросах ведения бизнеса и налогообложения. Не секрет, что в условиях давления со стороны Запада, правительство идёт на ряд непопулярных мер в области налогообложения с тем, чтобы восполнить бюджеты всех уровней.
Таким образом, государство рискует просто убить на корню немалую часть экономики, являющуюся, по сути, самой капиталистической в стране, созданной не на приватизированных ресурсах СССР, не на деньги корпораций, а на самом настоящем честном труде.
Государство так же понимает это и предлагает сделать уровень взносов в бюджеты от самозанятых граждан минимальным, ниже чем у юрлиц или даже индивидуальных предпринимателей. Однако, вряд ли государство сможет удержаться от того, чтобы не повысить эти платежи даже в самое ближайшее будущее.
Так как чиновники апеллируют к тому, что платить налоги нужно как минимум в ПФР, делая справедливые отчисления на пенсию, то можно предположить, что пенсия у самозанятых будет в разы ниже прожиточного минимума. А иначе никак, ведь даже в министерствах признают, что самозанятые граждане имеют нерегулярные доходы и не такие и высокие. Соответственно, пенсионные отчисления от них будут и того меньше и не покроют расходов ПФР в будущем при достижении этими гражданами возраста выхода на пенсию.
Либо есть второй вариант. Признать в один момент, что отчисления самозанятых граждан в ПФР далеки от минимальных и поднять ставку налога для них. Что уже не вписывается в логику рассуждений, которые чиновники ведут в рамках круглых столов, обсуждая данный вопрос.
В любом случае, государство, планомерно отказывающееся от социальной поддержки граждан по многим пунктам, вряд ли будет делать исключение для самозанятых граждан. Которым не нашлось рабочих мест в выстроенной при поддержке государства экономике страны.