Фото: punghi / Shutterstock
О необходимости создания полицейской структуры континентального значения представители правительств, силовых структур и эксперты говорили достаточно давно, прежде всего учитывая резко возросшее количество проблем и угроз в сфере безопасности на Черном континенте. Так, в зону повышенного риска превратился обширный регион Сахеля и Сахары, где террористические группировки и трансграничные бандформирования не только стали серьезным фактором дестабилизации, но и начали всерьез угрожать самому существованию правящих режимов (например, в Мали).
Цели и приоритеты
Основные документы по созданию Африпола были подготовлены еще в декабре 2015 года, когда руководители полицейских ведомств континента согласовали принципы работы и задачи организации. Тогда же было выбрано месторасположение штаб-квартиры Африпола, которая разместилась в алжирской столице - городе Алжире.
Начало полноценного функционирования Африпола намечено на октябрь - после того, как все уставные документы получат одобрение Африканского союза (АС). До тех пор будет формироваться структура организации.
Как было заявлено на апрельской встрече, предстоящая деятельность Африпола призвана "повысить эффективность полицейских ведомств африканских стран, в частности, через укрепление их организационных, технических и оперативных возможностей, улучшение информационного обмена между национальными полицейскими службами".
Основная цель Африпола - обеспечение координации полицейских ведомств для борьбы с терроризмом, организованной трансграничной преступностью, торговлей наркотиками и оружием.
Кроме того, новая структура займется активизацией регионального сотрудничества в сфере безопасности, укреплением научно-технической базы криминалистики, анализом рисков, содействием сближению точек зрения глав африканских полицейских ведомств при оценке угроз.
По сути, речь идет о создании многопрофильного механизма, который будет заниматься решением широкого спектра задач - от профилактики преступности и борьбы с терроризмом до урегулирования региональных конфликтов и строительства глобальной архитектуры мира и безопасности в Африке.
Африпол обязуется исполнять свои функции "в соответствии с демократическими принципами, уважая права человека и основы правового государства". Кроме того, организация "не станет вмешиваться во внутренние дела африканских стран и будет уважать национальные законодательства".
Очевидно, что это крайне амбициозные цели, требующие высокой степени согласованности и эффективного взаимодействия между национальными правоохранительными ведомствами, а также привлечения значительных материальных и кадровых ресурсов, которыми обладают далеко не все африканские страны.
На первых порах Африпол неизбежно будет опираться на опыт уже существующих международных и региональных структур. В связи с этим вполне логичным выглядит участие в апрельской встрече в Алжире представителей Международной организации уголовной полиции (Интерпол), полицейской службы Евросоюза (Европол) и Ассоциации национальных полиций АСЕАН (АСЕАНАПОЛ), которые подготовили и передали африканским коллегам перечень рекомендаций.
Основу организационной и силовой мощи Африпола, по крайней мере, на начальном этапе, должны составить в первую очередь те страны, чьи полицейские ведомства и спецслужбы на деле доказывали способность реагировать на угрозы, создаваемые транснациональными преступными организациями.
Алжир берет инициативу в свои руки
На роль лидера в становлении Африпола и превращении его в эффективный инструмент борьбы с преступностью претендует Алжир, который является ярым сторонником тезиса о необходимости решения африканских проблем усилиями исключительно стран Черного континента, без вмешательства извне.
На сегодняшний день именно Алжир проявляет наибольшую активность при формулировании приоритетных задач для Африпола.
По мнению руководителя Главного управления национальной безопасности Алжира генерал-майора Абдельгани Хамеля, Африпол "внесет конкретный вклад в новую архитектуру международной безопасности". "Трагические события, которые мы фиксируем каждый день, не минуют ни один континент, - отметил он, выступая перед коллегами из других африканских стран. - Угроза глобальна, она распространяется, ставя в тупик самые эффективные и самые организованные полицейские структуры".
По его словам, "многочисленные вызовы, создаваемые новыми формами терроризма и радикализма, иностранными боевиками, киберпреступностью, незаконной торговлей наркотиками и огнестрельным оружием, а также миграционным и гуманитарным кризисами, представляют собой факторы угрозы миру и безопасности на национальном, региональном и международном уровнях".
"Сложившаяся ситуация требует согласованного и единого ответа в рамках солидарного, открытого и добровольного сотрудничества, который позволит дать отпор общим вызовам", - подчеркнул генерал-майор. То, что Алжир рассматривает создание Африпола как очень важный для себя проект, подтверждают слова Хамеля, выразившего готовность алжирской полиции поделиться "своим опытом и навыками в области противодействия различным видам преступности".
Под крылом Африканского союза
Африпол, как неоднократно заявляли официальные лица, будет действовать под эгидой Африканского союза, чье руководство связывает с новой полицейской структурой большие надежды на решение застарелых проблем континента.
Лидеры АС рассчитывают, что Африпол сможет эффективно бороться с транзитом наркотиков и финансированием терроризма на Черном континенте и сумеет внести вклад в установление основ правового государства в странах Африки.
По мнению комиссара по вопросам мира и безопасности АС алжирца Смаила Шерги, Африпол "обеспечит координацию и сотрудничество африканских полицейских структур в целях эффективной борьбы на всех уровнях с различными угрозами". "Ситуация все больше ухудшается по мере распространения терроризма, незаконной торговли наркотиками, оружием и людьми, развития киберпреступности", - полагает он. Особую озабоченность Шерги вызывает рост трансграничной преступности, "угрожающей стабильности и развитию африканских стран".
Важно отметить, что инициатива создания Африпола получила поддержку не только среди африканских стран, но и в арабском регионе. Генеральный секретарь Совета глав МВД арабских стран Мохаммед Бенали Коман отметил наличие "многочисленных вызовов, включая терроризм, наркотрафик, нелегальную миграцию, противостояние которым требует приложения совместных усилий".
Главные мишени - терроризм и наркотрафик
Дерзкие теракты, осуществленные за последние полгода в Бамако (Мали), Уагадугу (Буркина-Фасо) и Гран-Басаме (Кот- д'Ивуар), показали слабость правоохранительных органов перед лицом фанатичных, хорошо вооруженных экстремистских банд. Пользуясь недостаточной охраной государственных границ, коррупцией в среде военных и сотрудников силовых структур, террористы получают возможность практически свободно передвигаться по африканскому Сахелю и наносить неожиданные удары в любой точке. Из-за этого под угрозой оказались нефтегазовые объекты, промышленные предприятия и инфраструктурные сети.
Одна из ключевых задач Африпола в сложившейся ситуации - наладить взаимодействие и быстрый обмен данными между силовыми ведомствами о намерениях террористов с целью своевременного предотвращения терактов и диверсий на ранней стадии их подготовки.
Стоит признать, что переломить нынешнюю ситуацию, прежде всего в Западной Африке и в зоне Сахеля и Сахары, будет крайне сложно. Все последние годы терроризм и трансграничная преступность набирали силу и расширяли ареал влияния. Дополнительный и очень мощный импульс этим опасным процессам придал вспыхнувший в 2011 году конфликт в Ливии, в результате которого по региону в огромных масштабах и без всякого контроля начало распространяться оружие. Одновременно пробудился туарегский сепаратизм, который, найдя общие тактические интересы с исламскими экстремистами, стал угрожать безопасности Мали, Буркина- Фасо, Нигеру.
Большинство экспертов рисуют мрачную картину. По их мнению, обширная зона Сахеля и Сахары охвачена сетями наркотрафика, что стимулирует деятельность трансграничных преступных группировок и подпитывает экстремистские движения в регионе, такие как "Аль-Каида в странах исламского Магриба" (АКСИМ), "Аль-Мурабитун", "Боко харам", "Исламское государство" (ИГ).
"В условиях слабости государств, появления на карте региона "серых", бесконтрольных зон, сети криминальных структур заметно активизировали деятельность и установили постоянный оперативный контакт с экстремистскими и повстанческими движениями, - отмечают специалисты в сфере безопасности. - А территории некоторых государств в Западной Африке превратились в транзитную зону, используемую для переправки наркотиков из Латинской Америки в Европу через Средиземное море".
Отдельная проблема - создание в Африке вооруженных группировок и подпольных движений, использующих иностранных боевиков.
Марокко и Африпол: есть ли перспективы?
Пока нет ясности насчет того, какой вклад в работу Африпола может внести Марокко, чьи правоохранительные органы и спецслужбы пользуются высокой репутацией, в том числе в Европе. Благодаря данным, которые предоставил Рабат, в конце 2015 годах удалось предотвратить серию терактов в европейских городах, в частности, в Испании и Франции.
Высокую эффективность демонстрирует Центральное бюро судебных расследований (ЦБСР) королевства. Это силовое ведомство было создано в марте 2015 года для борьбы с различными видами преступности и угрозами терроризма. ЦБСР подчиняется Главному управлению контроля над национальной территорией - одной из ключевых спецслужб королевства. За год с лишним работы ЦБСР сумело выявить и обезвредить несколько десятков террористических ячеек и предотвратить серию громких терактов на территории страны, в том числе с применением бактериологического оружия.
Опыт и оперативные возможности марокканских спецслужб могли бы значительно усилить потенциал Африпола. Однако перспективы такого сотрудничества пока что выглядят не до конца понятными. Дело в том, что в 1984 году Марокко вышло из Организации африканского единства (ОАЕ) - предшественницы АС. Причиной такого шага стало принятие в ОАЕ Сахарской Арабской Демократической Республики (САДР), добивающейся независимости Западной Сахары, которую Марокко считает своей территорией.
С тех пор марокканские власти крайне прохладно относятся к инициативам, исходящим от АС. Идея создания Африпола также не вызвала в Рабате большого энтузиазма, особенно учитывая то, что за появлением новой полицейской структуры во многом стоит Алжир - давний соперник Марокко в вопросе о лидерстве в регионе Арабского Магриба и открытый антагонист королевства в западносахарском конфликте, активно поддерживающий САДР.
Однако не стоит забывать, что Марокко не раз вело себя как прагматичный игрок на международной арене, поэтому сотрудничество с Африполом в ситуации, когда речь зайдет о жизненно важных интересах Рабата и необходимости дать решительный отпор общему врагу, вполне вероятно.