Фото: shutterstock
Созданный при содействии Постоянной палаты третейского суда в Гааге международный арбитраж вынес 12 июля решение о том, что претензии Китая на территории в Южно-Китайском море (ЮКМ) являются "безосновательными". Власти КНР заявили о непризнании как самого разбирательства, так и его вердикта, а также заверили, что судебное решение не отразится на суверенитете страны в регионе. Кроме того, Пекин дал понять, что он, несмотря ни на что, продолжит строительство гражданской и военной инфраструктуры на спорных территориях.
Южно-Китайское море является стратегически важным для мирового судоходства - по пересекающим регион морским путям ежегодно проходят товары общей стоимостью в 5,3 трлн долларов. Значительная доля этого товарооборота напрямую связана с КНР и является залогом нормального функционирования второй экономики мира. Кроме того, в этой акватории расположены значительные запасы углеводородов: до 11 млрд баррелей нефти и 5,38 трлн кубических метров природного газа.
Все это делает контроль над регионом крайне важной задачей для Китая. Но какие еще цели может преследовать Пекин? Ответ на этот вопрос может дать анализ той инфраструктуры, которую КНР рекордными темпами возводит на спорных островах, отмелях и рифах.
Что видно со спутников
С начала этого года Китай значительно укрепил военные объекты на подконтрольных ему территориях.
На одном из Парасельских островов (архипелаг Сиша) - Юнсиндао (Вуди) - в феврале Китай разместил две батареи зенитно-ракетных комплексов HQ-9 ("Хунци-9"). В это же время на острове были замечены истребители J-11 ("Цзянь-11") и истребители- бомбардировщики JH-7 ("Цзяньхун-7"). Также сообщалось о дислоцировании там противокорабельных комплексов средней дальности YJ-62 ("Инцзи-62") и беспилотных летательных аппаратов.
Кроме того, КНР завершила строительство аэродромов на трех островах архипелага Спратли (Наньша): Фaйри Кросс (Юншу), Суби (Чжуби) и Мисчиф (Мэйцзи). Согласно последним спутниковым снимкам, опубликованным американским Центром стратегических и международных исследований (CSIS), там также заканчивается возведение укрепленных ангаров для постоянного дислоцирования авиации.
По мнению аналитиков, на каждом из трех аэродромов уже сейчас или в самом ближайшем будущем станет возможно базирование 24 истребителей и трех-четырех более крупных самолетов. Длина взлетно-посадочных полос на всех трех островах превышает 3 км.
По данным CSIS, строительство этих ангаров позволит разместить на островах истребители J-11 ("Цзянь-11"), Су-30, стратегические бомбардировщики H-6 ("Хун-6", копия Ту-16), заправщики H-6U, транспортники Y-8 ("Юнь-8"), самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления KJ-200 ("Кунцзин-200") и KJ-2000 и более крупные летательные аппараты Народно-освободительной армии Китая (НОАК) - Ил-76 и Y-20 ("Юнь-20").
По данным гонконгской газеты "Саут чайна морнинг пост", в настоящее время никаких доказательств размещения на островах авиации нет. Однако при наличии политического решения на это уйдет от нескольких часов до пары суток.
Стратегическое назначение
Официальный Пекин продолжает настаивать, что возводимая в ЮКМ инфраструктура будет служить гражданским целям - обеспечению безопасности морской и воздушной навигации, рыболовства, а также поддержанию мира и стабильности в регионе.
Однако по мнению ряда китайских и иностранных наблюдателей, этот проект имеет и более глубокую стратегическую составляющую. Помимо контроля над важными морскими путями и значительными запасами природных ресурсов, Китай также ставит перед собой еще одну важную цель. Превратив ЮКМ в неприступную для врага крепость, КНР стремится обеспечить безопасность района развертывания своих подводных стратегических сил.
Как отмечает "Саут чайна морнинг пост", Восточно- Китайское море не подходит для этих целей из-за относительно малой глубины - лишь несколько ведущих в Тихий океан проливов пригодны для подлодок. Вероятный противник, установив наблюдение за этими морскими путями, сможет отслеживать перемещения китайских субмарин, что снизит возможности морской составляющей ядерной триады Китая.
Именно по этой причине военные стратеги КНР сделали ставку на Южно-Китайское море.
За ценой не постоим
По мнению китайского экспертного сообщества, контроль над ЮКМ является ключевым условием для превращения Китая в одну из ведущих морских держав. Таким образом, Пекин будет стремиться максимально обезопасить свои субмарины, надводные корабли и военные базы от надводных, подводных, воздушных и космических угроз.
По этой причине Китай, вероятно, продолжит укреплять свою военную инфраструктуру в регионе. Эту информацию после оглашения вердикта международного арбитража по Южно- Китайскому морю также подтвердили китайские официальные лица. Например, командующий ВМС НОАК адмирал У Шэнли во время встречи с прибывшим в Пекин с визитом начальником штаба ВМС США адмиралом Джоном Ричардсоном в очередной раз повторил позицию Китая.
"Мы никогда не бросим на полпути строительные работы на островах Наньша. Архипелаг Наньша - неотъемлемая территория Китая, и наше строительство на этих островах является нужным, оправданным и законным", - подчеркнул У Шэнли. "Независимо от того, какая страна или кто персонально оказывает давление, мы будем продвигаться вперед и завершим строительство, как и планировалось", - подчеркнул командующий китайскими ВМС. В ходе этой встречи он также добавил, что любые попытки заставить Китай отказаться от своих намерений "будут иметь обратный эффект".
Китай уже неоднократно заявлял, что в случае появления угроз его суверенитету и безопасности он примет ответные меры. Однако что именно может предпринять Пекин?
Дальнейшие шаги
По мнению иностранных и китайских аналитиков, одним из первых таких шагов может стать создание опознавательной зоны ПВО (ОЗ ПВО).
В ноябре 2013 года Пекин сформировал ОЗ ПВО в Восточно- Китайском море. Ее границы включили в себя воздушное пространство над спорными островами Дяоюйдао (Сенкаку), находящимися под фактическим контролем Японии. Такой шаг вызвал протесты со стороны Токио, Сеула и Вашингтона, однако они никак не повлияли на сложившуюся ситуацию.
В настоящее время все южное и юго-восточное побережье Китая в провинциях Хайнань, Гуандун и Фуцзянь плотно прикрыто средствами ПВО и ПРО. Кроме того, Китай развернул две батареи зенитно-ракетных комплексов HQ-9 на острове Вуди (Юнсиндао). По данным западных СМИ, по меньшей мере четыре пусковые установки несут там боевое дежурство.
Аналогичные ЗРК могут появиться еще на трех островах - Фaйри Кросс (Юншу), Суби (Чжуби) и Мисчиф (Мэйцзи). Необходимость этого уже обусловлена наличием там аэродромов, которые могут быть использованы для базирования авиации, а также другой важной инфраструктуры военного и двойного назначения. Поэтому появление здесь такого вида вооружений, по всей видимости, является лишь вопросом времени.
В то же время часть китайского экспертного сообщества придерживается точки зрения, что Китай не будет торопиться с созданием ОЗ ПВО или размещением ЗРК на новых островах.
Во-первых, Пекин, вероятно, не пойдет на этот шаг в преддверии саммита G20, который пройдет в китайском Ханчжоу (провинция Чжэцзян) уже 4-5 сентября. Во-вторых, Китай не захочет первым нарушать статус-кво, так как это сделает его в глазах СМИ и мировой общественности инициатором дальнейшей милитаризации ЮКМ. Поэтому Пекин, вероятнее всего, дождется неосторожного шага любой другой стороны, чтобы, согласно риторике МИД и Минобороны КНР, уже оправданно "принять адекватные ответные меры".
Повод всегда есть
Формальным поводом для создания ОЗ ПВО Пекин, по мнению китайских экспертов, уже располагает. 10 августа агентство Рейтер сообщило о том, что Вьетнам тайно доставил пусковые ракетные установки на пять подконтрольных ему островов архипелага Спратли (Наньша).
По мнению военных аналитиков, под этими установками, вероятнее всего, необходимо понимать израильские оперативно- тактические комплексы EXTRA ("Экстра"). Ракеты имеют калибр 306 мм, а масса их боевой части при максимальной дальности в 150 км составляет, по разным данным, от 120 до 150 кг.
Кроме того, 16 августа японские СМИ сообщили, что Токио увеличит оборонный бюджет для разработки новой противокорабельной ракеты наземного базирования для защиты островов архипелага Сенкаку (Дяоюйдао). Согласно заявленным тактико-техническим характеристикам, дальность действия комплекса составит 300 км.
Китайское экспертное сообщество в ответ на это сразу же заговорило о том, что размещение Японией мобильных ракетных установок на отдаленном архипелаге Сакисима (префектура Окинава) в Восточно-Китайском море потенциально может привести к ограничению доступа Китая к западным районам Тихого океана.
"Япония пытается использовать ракетные системы для того, чтобы перекрыть пролив Мияко и ограничить доступ китайских сил к западным районам Тихого океана", - приводила в этой связи газета "Глоубал таймс" слова профессора Китайского университета международных отношений Чжоу Юншэна.
Другим предлогом также может стать растущая активность США в регионе и политика Вашингтона по так называемому "возвращению в Азию". Помимо дежурств в Тихом океане авианосных ударных групп ВМС США, Пекин также может назвать провокацией демонстративные проходы американских военных кораблей через акваторию близ подконтрольных ему островов в ЮКМ.
Еще одним поводом может стать решение США заменить базирующиеся на Гуаме бомбардировщики B-52 более современными B-1B Lancer. Первые самолеты прибыли на базу Андерсен еще 6 августа. Это первая передислокация B-1 в зону ответственности Тихоокеанского командования ВС США за последние 10 лет.
9 августа Пентагон также сообщил о переброске трех стратегических бомбардировщиков-"невидимок" B-2 Spirit. Несмотря на то, что речь шла о "краткосрочном развертывании", точный срок их пребывания в АТР не уточнялся.
В конечном итоге превращение ЮКМ в неприступный бастион НОАК само по себе может стать своеобразной "провокацией" для США. Американские ВМС на протяжении десятилетий свободно пересекали этот регион при следовании в Индийский океан. По этой причине Вашингтон вряд ли станет мириться с тем, что столь обширная и стратегически важная акватория постепенно переходит под все более жесткий контроль Китая и может попытаться выразить неприятие территориальных притязаний Пекина демонстрацией военной мощи и проекцией силы.
Строительство не окончено
По оценкам британского аналитического издания "Джейнс", для обеспечения противолодочной обороны Китай в будущем может развернуть в ЮКМ гидроакустическую противолодочную систему, подобную американской SOSUS на севере Атлантического океана. Ее возможности были продемонстрированы компанией-разработчиком China State Shipbuilding Corporation ("Чайна стейт шипбилдинг корпорейшн") на одной из презентаций в 2015 году. Проект под названием "Подводная Великая Китайская стена", отмечает "Джейнс", снизит преимущество подлодок ВМС США и ВМФ России в регионе. Статус его реализации остается неизвестным, однако противолодочная борьба - не единственное, что беспокоит Китай в акватории.
Как сообщила со ссылкой на осведомленный источник "Саут чайна морнинг пост", следующим этапом по обеспечению контроля над ЮКМ для Китая может стать освоение рифа Скарборо (Хуанъянь), на который также претендуют Филиппины. Как отмечает газета, КНР "в обязательном порядке необходимо создать аванпост" на этой отмели, который "прикроет" стратегически важный в регионе Лусонский пролив. Именно эта артерия шириной 250 км соединяет ЮКМ с Тихим океаном.
По словам собеседника издания, Китаю необходимо построить на Скарборо аэродром, который позволит по меньшей мере еще на 1 тыс км увеличить радиус действий боевой и патрульной авиации. Кроме того, он также не исключил строительство Китаем на Гряде Макклесфилд комплекса дальнего радиолокационного обнаружения, чтобы следить за военными базами США на Гуаме.
Как отметил источник газеты, Китай не станет начинать эти работы до саммита G20 в сентябре, однако очень вероятно, что начало им будет положено до президентских выборов в США в ноябре этого года. По словам источника, КНР, вероятно, не станет излишне обострять ситуацию в свете того, что еще не исчерпана возможность решить этот вопрос путем переговоров с Филиппинами.
В первой половине августа в Гонконге прошли китайско- филиппинские консультации. Бывший президент Филиппин Фидель Рамос в качестве спецпосланника нынешнего главы республики Родриго Дутерте провел неофициальные переговоры с председателем комитета по международным делам Всекитайского собрания народных представителей Фу Ин. Несмотря на неофициальный статус консультаций, сам факт их проведения свидетельствует о том, что стороны не исчерпали возможности диалога.
Экспертное сообщество не исключает того, что Китай посредством "мягкой силы", "финансовой дипломатии" и инвестиций может попытаться убедить Манилу смягчить позицию по территориальному спору. В конечном счете он может также просто оттягивать время для подготовки к строительству.
В то же время администрация нынешнего филиппинского президента Родриго Дутерте также может вести "двойную игру". По мнению региональных наблюдателей, Манила, пользуясь недовольством США в связи с китайско- филиппинскими переговорами, может попытаться таким путем заставить Вашингтон "перекупить" выгодные предложения Пекина.
Как бы то ни было, китайские и иностранные аналитики сходятся во мнении, что Пекин не станет приостанавливать строительство и продолжит усиливать военную инфраструктуру в ЮКМ. Таким образом, в ближайшем будущем акваторию ждет дальнейшая милитаризация. Несмотря на то, что каждая из сторон, вероятно, будет объяснять свои действия стремлением гарантировать стабильность и безопасность в ЮКМ, фактически это приведет к повышению риска возникновения непредвиденных ситуаций, усилению конфронтации и ухудшению обстановки в регионе.
Российско-китайские учения призваны восстановить баланс в Южно-Китайском море.