Профилактика – основной метод снижения потерь в розничной торговле
Специалисты по предотвращению потерь в розничной торговле убеждены, что легких путей нет. В современной торговле много уязвимых мест, поэтому единой технологии предотвращения потерь попросту не существует. Хищения становятся все более изощренными, но и службы безопасности (по западной терминологии LP - Loss Prevention Departments) не стоят на месте. Если раньше ритейлеры надеялись лишь на собственный опыт и делали упор на задержание магазинных воров, то сегодня они могут рассчитывать на помощь профессионалов, которые разрабатывают и осуществляют эффективные программы предотвращения потерь как для мелких, так и для крупных предприятий розничной торговли. Эти программы нацелены не только на сокращение потерь за счет решения текущих задач, но и на достижение долгосрочных финансовых результатов.
Первоочередная задача LP- подразделений - выявление источников потерь. Для этого нужно изучить тенденцию потерь в конкретном магазине и определить, откуда исходит основная угроза.
Самую серьезную опасность для крупных сетей и дорогих магазинов представляют организованные преступные группы, целью которых является последующая перепродажа похищенных товаров. Другой источник потерь – магазинные воры. По некоторым данным, на долю краж, совершенных этой категорией преступников, приходится около трети потерь в розничной торговле. Однако наибольший ущерб ритейлерам (более половины потерь) наносят правонарушители из числа работников магазинов. Наиболее распространенные способы воровства – запрещенные кассовые операции и вынос товара без оплаты.
Помимо задержания воров, должны проводится другие профилактические противокражные мероприятия, которые разрабатываются после анализа ситуации и получения ответов на следующие вопросы:
-
Как организована торговля в конкретном магазине? Включены ли противокражные мероприятия в технологический процесс?
-
Как, кем и в какие сроки расследуются случаи воровства?
-
Вы уверены в честности сотрудников магазина?
-
Знают ли работники, что некоторые торговые операции могут стать источником потерь, если их выполнять с нарушением технологии?
-
Какие мероприятия проводятся отделом по работе с покупателями, чтобы обстановка в магазине была максимально неблагоприятной для совершения краж?
Эффективная LP-программа должна содержать прежде всего комплекс мер по профилактике воровства и бороться с потерями именно на этом уровне, а не на стадии задержания нарушителей. Поэтому нужно создать на предприятии такой моральный климат, чтобы каждый сотрудник понимал, что борьба с потерями – задача всего коллектива. Для достижения этой цели руководство должно проводить регулярное обучение всего персонала магазина. Это позволит повысить их компетентность и ответственность. В противном случае, став свидетелями воровства, сотрудники будут бездействовать, полагая, что пресечение правонарушений – работа службы безопасности.
Внутренние потери можно сократить, если проводить политику открытых дверей, то есть создать такие условия, при которых сотрудники будут информировать службу безопасности о противоправных действиях своих коллег.
В некоторых случаях традиционные программы по предотвращению потерь нуждаются в корректировке. Как правило, сотрудники службы безопасности работают в крупных торговых центрах. Специализированные ритейлеры чаще всего нанимают одного специалиста, который курирует несколько торговых точек, расположенных далеко друг от друга. Увеличить штат они не могут из-за ограниченного бюджета, а в результате растут потери.
Розничные сети пытаются компенсировать нехватку специалистов, уделяя основное внимание самым неблагополучным магазинам. Чтобы добиться результатов, руководители торговых предприятий должны регулярно проводить анализ статистики потерь в таких магазинах и своевременно вносить изменения в программу предотвращения потерь. Однако следует иметь в виду, что на уровень потерь влияют самые разные причины, начиная от расположения магазина и заканчивая высокой текучестью кадров.
Ритейлеры могут действовать по-другому – привлечь для работы в своем LP-отделе специалистов из сторонней организации, чтобы снизить нагрузку на штатных сотрудников. Практическая реализация таких мероприятий, как обучение персонала, учет движения товара, анонимный аудит (технология Mystery Shopping), анализ событийного контроля (exception-based reporting) требуют значительных сил и средств и не всегда по силам собственной службе безопасности. В конечном счете, дополнительные мероприятия и затраты на безопасность будут не только способствовать сокращению потерь, но и принесут ощутимую пользу бизнесу.
Источник:Марина Новак, OXPAHA.ru
|