3 октября|вторник Редакция | Реклама | Партнеры

Календарь архива
Выберите дату:
Выберите раздел:
перейти в архив
Публикации  
Счетный суд для чиновника

По результатам проверок Счетного суда Австрийской Республики любой чиновник может лишиться своего кресла. Этот опыт коллег особенно заинтересовал председателя Счетной палаты РФ Сергея Степашина.

Так получилось, что на встречах, которые прошли в рамках визита в нашу страну генерального секретаря Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ), главы Счетного суда Австрии Джозефа Мозера, первой темой стала именно борьба с коррупцией. С нее начался и наш разговор.

Российская газета: Коррупция снова стала "горячей" темой в России. Господин Мозер, что вы могли бы посоветовать нам. Пока, к сожалению, в рейтинге стран, успешно борющихся с коррупцией, Россия занимает не самые почетные места.

Джозеф Мозер: Мы об этом говорили с господином Степашиным, когда обсуждали условия соглашения о сотрудничестве между российской Счетной палатой и Счетным судом Австрии. Кстати, проблема коррупции волнует не только вашу страну. Международная организация, объединяющая счетные палаты почти 180 стран, которую я возглавляю, тоже сейчас усиленно занялась вопросами борьбы с коррупцией и отмыванием "грязных" денег. В ИНТОСАИ, напомню, создана специальная рабочая группа. Но хочу обратить ваше внимание на то, что счетные палаты могут заниматься этой проблемой лишь частично - мы проверяем только государственные финансы. Однако коррупция и незаконное отмывание денег есть и в частном секторе. И для нас очень важно, чтобы органы государственного контроля работали по всем направлениям. А мы должны проверять, как чиновники выполняют свои обязанности. Не нарушается ли закон, когда, например, дело касается выдачи соответствующих разрешений для бизнеса.

И если есть нарушения, мы должны иметь возможность добиваться, чтобы лицензии отзывались, а концессионные соглашения расторгались.

Сергей Степашин: Коррупция, действительно, общая проблема. И здесь я поддерживаю своего коллегу. Посмотрите, что происходит сейчас в Польше, в Венгрии. Мы на этом фоне не так уж и плохо смотримся. Тем не менее нам надо активнее использовать международный законодательный опыт, те традиции, которые сегодня существуют во многих европейских странах. Россия наконец-то ратифицировала Европейскую Конвенцию по борьбе с коррупцией, которую мы подписали еще в 1999 году. Подписывал, кстати, тогдашний министр внутренних дел - ваш покорный слуга. И семь лет мы не могли ее ратифицировать, потому что те, кто косвенно или напрямую "задействовован" в коррупции, серьезно противодействовали этому процессу. Другой причины я здесь не вижу. Ведь конвенция предусматривает и конфискацию имущества чиновника, нажитого им неправедным путем, и прозрачность процедуры получения бюджетных средств. Я знаю, что в Австрии у аудиторов есть возможность контролировать финансовое положение политических лидеров. В 1997 году там принят закон об ограничении доходов федеральных, региональных и муниципальных чиновников, где установлен их верхний предел. Это так называемая "пирамида доходов". И в Австрии уже вариант чтения лекций за необоснованно баснословные гонорары не пройдет. Кроме того, господин Мозер возглавляет Австрийский союз по проведению административной реформы, в который входят 70 наиболее известных политиков страны. Вот какую роль играет там высший орган финансового контроля, который существует уже 250 лет. И ни у кого не вызывает сомнения, что его полномочия слишком велики. Так что нам надо учиться на таких традициях. Это первое.

Второе. Я считаю, что сейчас в России все-таки сделан большой шаг вперед в совершенствовании законодательства - это и вопросы конфиската, и прозрачности бюджетных средств, которые получают чиновники. И очень важно, чтобы все это постоянно находилось в поле зрения независимых органов финансового контроля. В рамках ИНТОСАИ уже третий год существует рабочая группа по борьбе с международным отмыванием денег. И теперь мы можем получать из ФАТФ информацию и с помощью наших иностранных коллег разбираться, куда и как расходуются бюджетные средства, где, в каких странах "налогового рая" они отмываются. Если внутренние оффшоры мы закрыли, то внешние еще остаются. И поэтому для нас очень важен визит в Россию господина Мозера. Как и то, что со следующего года наша Счетная палата становится не просто участником ИНТОСАИ, но ее представитель войдет в управляющие органы этой организации. Думаю, что накопившиеся сегодня вопросы по внешнему и внутреннему финансовому контролю мы сможем обсудить уже в марте 2007 года на семинаре, который пройдет в Вене.

Мозер: Должен сказать, что я поддерживаю выдвижение кандидатуры господина Степашина в состав руководства ИНТОСАИ. Уверен, это даст новый импульс нашей работе. Однако хочу пояснить, чем мы занимаемся в ИНТОСАИ. Первое направление - это изучение международного опыта. Мы сравниваем методики финансового контроля в разных странах, вырабатываем общие стандарты, учитывая лучшее, что есть в мире. Анализируем те трудности, которые возникают в работе счетных палат, советуем, как их можно преодолеть. Но господин Степашин прав: надо двигаться дальше. Нам предстоит разработать международные директивы внутреннего и внешнего финансового контроля с учетом компетенции национальных счетных палат. Планируется, что потом будут проводиться проверки, как выполняются директивы ИНТОСАИ.

А в Австрии мы сейчас проверяем ведомственные контрольные органы, чтобы установить, насколько эффективна их работа. Сообщение о том, как в стране осуществляется внутренний контроль, будет опубликовано в открытой печати. Что касается внешнего контроля, которым непосредственно занимаются счетные палаты, то здесь мы не останавливаемся на границе собственных государств. Мы сотрудничаем с другими странами. Как сказал господин Степашин, чтобы все было прозрачно, чтобы все были подотчетны.

РГ: И какой опыт вы взяли на заметку из работы российской Счетной палаты?

Мозер: Мне особенно импонирует стремление вашей Счетной палаты ориентироваться на результат расходования бюджетных средств. Аудит эффективности - очень перспективное направление в контроле за расходованием бюджетных средств. Не менее важно и то, что при формировании бюджета страны уже на начальной стадии финансовые ведомства и Счетная палата работают параллельно. И очень важно, что российская СП очень так активно сотрудничает на международном уровне, борясь с такими негативными явлениями, как коррупция и отмывание денег. Надо сказать, что российская СП сильная организация и у нее сильный руководитель.

РГ: Сергей Вадимович, а что вам приглянулось в опыте австрийских коллег?

Степашин: Это четкие стандарты и правила поведения финансовых институтов, чиновников, политиков, за рамки которых ты уже не выйдешь никогда. Если мы создадим это в нашей стране, ни о какой коррупции и преступлениях в финансовой сфере говорить не придется. Останутся лишь единичные случаи, а не система. Нам тоже не надо бояться таких стандартов и правил. Кроме того, у австрийцев есть возможность отслеживать весь бюджетный процесс, начиная от федерального бюджета, заканчивая землями и муниципалитетами. Это то, за что мы только боремся. Напомню, что Австрия тоже федеративное государство, однако этот вопрос там не вызывает никаких сомнений.

И что еще очень важно - Счетный суд Австрии политически абсолютно не ангажирован. На него не могут воздействовать ни политические партии, ни фракции, ни движения. Этого пока, к сожалению, у нас нет. Как известно, аудиторов российской Счетной палаты назначают фракции. И сейчас после отставки Панскова в парламенте началась борьба за его место. В Австрии такое исключено. Это реально и финансово, и политически независимый орган. Мы к этому тоже идем. Уверен, добьемся. Для нашей страны, считаю, это принципиально важно.

Мозер: Счетный суд действительно сам определяет, что проверять, как и когда, по каким методикам. Думаю, что это как раз тот надежный фундамент, который необходим для организации независимого контроля. Есть Лимская декларация руководящих принципов контроля, в которой закреплено, какими правами должна обладать счетная палата, чтобы быть эффективной в своей деятельности. И на следующем конгрессе ИНТОСАИ в 2007 году мы снова поставим во главу угла независимость счетных палат. И примем декларацию, в которой будет зафиксировано это требование. Внешний контроль должен быть гарантом здорового функционирования государства, чтобы население относилось к правительству с доверием.

РГ: По результатам проверки принимаются ли у вас какие-то меры или вы просто информируете общественность?

Мозер: Все отчеты и рекомендации Счетного суда представляются парламенту. И он уже запускает эти документы в СМИ. Их можно найти на нашей странице в Интернете. И, конечно, принимаются решения.

Степашин: В Австрии очень сильные политические традиции. Если парламент через Счетный суд представил рекомендации по поводу какого-то чиновника, то это выполняется, как закон. И вопросов ни у кого не возникает. Они могут любого отправить в отставку. Это и есть демократическое государство и гражданское общество, к чему и нам надо стремиться, а не грозить милиционерами, омоновцами, собровцами и прочими институтами давления. Так ведь, господин Мозер?

Мозер: Тут есть еще один момент. Я, как президент Счетного суда, имею право в соответствующем комитете парламента выступить с любым отчетом. Потом рекомендации поступают на пленум парламента, их обсуждают. И по каждому пункту, который считаю особенно важным, я могу получить слово. То есть у меня есть возможность по собственной инициативе напрямую информировать парламентариев. А не ждать, когда они меня позовут. Это очень важный момент для принятия мер по нашим рекомендациям.

Степашин: Это еще зависит и от самого парламента, от его места и роли в государстве.

Справка "РГ"

ИНТОСАИ создана в 1953 году, в нее входят высшие органы государственного финансового контроля из 186 стран. Счетная палата России является членом ИНТОСАИ с момента своего создания в 1995 году.

СП РФ работает во всех основных комитетах и рабочих группах ИНТОСАИ, включая Комитет по аудиту государственного долга, Комитет по аудиту информационных технологий, рабочие группы по приватизации и аудиту окружающей среды. В 2003 году по инициативе СП РФ была создана Рабочая группа ИНТОСАИ по борьбе с международным отмыванием денег.

Штаб-квартира ИНТОСАИ находится в Вене.

Источник:Российская газета (Центральный выпуск), N 4185 от 2 октября 2006 г.
 
Rambler's Top100
Почта для запросов на удаление информации:
[email protected]

В хорошем качестве hd видео

Смотреть видео hd онлайн