Фото: Abaca Press/TASS
Египетским ВМС должен быть передан в этом месяце второй из двух приобретенных у Франции и изначально построенных для России вертолетоносцев типа "Мистраль". Они станут, как неоднократно подчеркивали местные СМИ, первыми кораблями такого класса в арабском регионе и Африке. Между тем, спустя почти год после заключения Каиром и Парижем этой сделки, одной из крупнейших в сфере ВТС за время правления президента Абдель Фаттаха ас-Сиси, среди военных и экспертов до сих пор нет однозначного мнения о том, зачем они Египту?
Передача "Мистралей" Египту
Универсальный десантный корабль (УДК) "Гамаль Абдель Насер" (ENS Gamal Abdel Nasser 1010), получивший свое название в честь второго президента Египта (1954-1970 гг.), был официально передан Каиру 2 июня, и тогда же на нем был поднят флаг АРЕ. С этого момента он вошел в состав египетских ВМС. До этого УДК в начале мая вышел на ходовые испытания в Атлантике с египетским экипажем. На его борту находились 170 египетских матросов и отвечающих за их подготовку 50 французских специалистов.
12 июня вертолетоносец покинул французский Сен-Назер. По пути в Александрию он принял участие в совместных с Францией учениях в Средиземном море "Клеопатра-2016".
Второй "Мистраль" получил название "Анвар Садат" (ENS Anwar Sadat 1020) в честь другого президента АРЕ (1970-1981 гг.).
Сорванная сделка с Россией
Изначально соглашение о строительстве двух вертолетоносцев типа "Мистраль" для ВМФ РФ на сумму 1,12 млрд евро было подписано в июне 2011 года. Первый корабль был спущен на воду в октябре 2013 года, а в ноябре 2014-го должен был быть передан ВМФ России. Другой вертолетоносец планировалось передать Москве во второй половине 2015 года.
В последний момент Париж на неопределенный срок приостановил передачу кораблей, мотивировав свое решение ситуацией на Украине. После продолжительного ожидания в августе 2015 года стороны объявили о расторжении сделки. Согласно достигнутой договоренности, России возвращалась сумма в размере 949 млн евро, а также установленное на кораблях российское оборудование, после чего Франция смогла распоряжаться кораблями по своему усмотрению.
В сентябре французский парламент одобрил законопроект о расторжении договора. В октябре Париж заключил новый контракт на продажу уже построенных кораблей - покупателем выступил Египет. Согласно данным министерства обороны Франции, общая сумма сделки составила примерно 950 млн евро, и, по некоторым сведениям, ее финансирование частично взяла на себя Саудовская Аравия. Между тем, в судостроительной корпорации DCNS, являющейся разработчиком "Мистралей", до сих пор отказываются назвать сумму, за которую корабли были проданы Египту, указывая на то, что это является коммерческой тайной.
ТТХ "Мистралей"
Водоизмещение вертолетоносца типа "Мистраль" составляет 21 тыс. тонн, длина корпуса - 199 м, ширина - 32 м, крейсерская скорость - 18 узлов. Корабль может нести на своем борту 16 вертолетов, шесть из которых одновременно размещаются на взлетной палубе. Грузовые отсеки вмещают либо 13 танков, либо несколько десятков бронемашин или четыре десантных катера. Корабль приспособлен для размещения порядка 450 человек в течение шести месяцев или 700 человек в течение трех месяцев. Оснащен двумя системами противовоздушной обороны SIMBAD и 12,7 мм пулеметами M2-HB Browning. На судне есть госпиталь с 69 кроватями.
По словам института Global Firepower, с приобретением "Мистралей" Египет поднялся на шестое место в рейтинге военно-морских сил в мире.
Связи Египта и Франции в сфере ВТС
Военно-техническое сотрудничество Каира и Парижа в последнее время динамично развивается. Помимо контракта на покупку "Мистралей", они также договорились о продаже 24 многоцелевых истребителей "Рафаль" для египетских ВВС.
Для Парижа это было первое в истории соглашение на экспортную поставку "Рафалей", на которые ранее никак не удавалось найти зарубежных покупателей. Общая сумма сделки, подписанной в феврале 2015 года, оценивается в 5 млрд евро. Часть этих денег предоставила Саудовская Аравия.
Недавно Египту был поставлен фрегат типа FREMM и ракеты малой и средней дальности MBDA. Кроме того, Каиру были проданы и разработанные DCNS десантные катера нового поколения модели CTM NG, а также быстроходный десантный корабль класса EDAR. В ходе военных операций такие катера могут перевозиться в трюме "Мистраля".
Согласно подписанным с Египтом долговременным контрактам DCNS не только обеспечит поставляемым кораблям сервисное обслуживание, но и передаст технологии, которые позволят верфям Александрии построить к 2020 году три из четырех проданных стране корветов класса "Гоуинд".
За и против УДК
Египетские эксперты неоднозначны в своих оценках. Среди аналитиков, отставных и действующих военных, одни считают эти корабли бесполезными для армии АРЕ, другие полагают, что они помогут укрепить потенциал страны, в первую очередь, в борьбе с терроризмом в долгосрочной перспективе.
Как заявил генерал в отставке Хамди Бехит, Египту нужно иметь в своем оперативном распоряжении "Мистрали". "В наше время уважают только сильного, - отметил он в беседе с корр. ТАСС. - Чтобы укрепить уже имеющийся у нашей страны военный потенциал, было бы неплохо, если египетские военные располагали бы кораблями такого типа. "Мистрали" будут полезны в противостоянии террористической угрозе, может быть не сегодня, а в будущем, в рамках нашего комплексного стратегического плана по борьбе с террором не только в АРЕ, но и во всем регионе. Мы нуждаемся в них, ведь в современном мире любому государству нужна современная техника".
Между тем один из военных советников руководства АРЕ на условиях конфиденциальности выразил мнение, что "в кораблях данного класса особой нужды у Египта нет". "Они не только слишком дорогие, но и очень затратные в обслуживании. Зачем Египту корабли с вертолетами, что нам делать с ними в море? Если бы речь шла об авианосцах, тогда другое дело", - заявил он корр. ТАСС.
По мнению эксперта, в настоящее время для антитеррористической борьбы Каир нуждается в более маневренных кораблях меньшего размера, аналогичных ракетному катеру Р-32, который был подарен Египту Россией и впервые появился 6 августа прошлого года на открытии нового русла Суэцкого канала. "Если бы у Египта было еще несколько подобных кораблей, тогда мы смогли бы контролировать всю нашу акваторию моря", - считает он.
Главные задачи "Мистралей"
Консультант регионального центра стратегических исследований Мухаммед Кашкуш напоминает, что морская безопасность Египта неразрывно связана с его обширной береговой линией - Средиземноморское побережье тянется от сектора Газа на востоке до Эс-Саллюма на западе, а красноморское - от Суэца до Халяиба на юге на стыке с суданской границей. В этой связи он выделяет основные преимущества УДК, указывая на то, что у флота появляются новые возможности для защиты территориальных вод. "Эти корабли повышают потенциал ВМС по охране таких стратегических водных маршрутов, как Баб-эль-Мандебский пролив и Суэцкий канал, тем самым позволяя обеспечить транзит коммерческих грузов и нефтяных танкеров из Азии и Персидского залива в Европу и США, и наоборот", - заметил Кашкуш.
Что касается Суэцкого канала, который имеет важное стратегическое и экономическое значение не только для Египта, но и всей мировой торговли, то здесь, по его словам, УДК как нельзя кстати, особенно учитывая планы по развитию этой водной артерии и созданию на ее протяжении экономических зон. Кроме того, добавил он, "Мистрали" призваны нарастить мощь ВМС и ВВС страны с целью защиты недавно открытых перспективных месторождений природного газа в восточной части Средиземного моря. "Еще одним их применением может стать борьба с незаконной миграцией от египетских и ливийских к европейским берегам, а также участие в спасательных операциях", - считает он.
Кроме того, отметил Кашкуш, Каир стремится укреплять свои ВМС, осознавая, что Израиль не сидит сложа руки и также обновляет свой флот при помощи США и Германии.
"Эти корабли, - указал эксперт, - дают возможность осуществлять операции вдали от тыла на больших расстояниях и в течение длительных периодов времени, обладая при этом способностью нести механизированные войска, осуществлять при помощи вертолетной эскадрильи наступательные операции, а также защищаться от надводного и подводного противника, имея в своем распоряжении навигационные радары, системы обороны и посадки-взлета, в том числе в ночное время".
Оборудование из России
Египетские вертолетоносцы могут получить российское оборудование связи и управления. В настоящее время РФ и АРЕ обсуждают поставку таких систем, и не исключен контракт на вертолеты Ка-52К.
Комментируя как приобретение "Мистралей", так и возможную сделку с Москвой, эксперты полагают, что нынешнее руководство АРЕ проводит правильную стратегию развития вооруженных сил. "Покупка этих кораблей наглядно свидетельствует о том, что власти стремятся диверсифицировать источники вооружений и достичь максимально возможной маневренности в этом вопросе", - считают они, ссылаясь при этом на печальный опыт взаимодействия Египта только с одним поставщиком в прошлом, что негативно сказывается на обороноспособности страны и ставит ее в определенную зависимость от других.
Как заявил изданию Al-Ahram Weekly профессор международных отношений Французского университета в Каире Тауфик Аклимондос, "подоплека сделки (по УДК) выходит далеко за рамки отношений лишь с одним Парижем" и в любом случае затрагивает связи с РФ. "Отношения с Россией для Каира крайне важны. Поэтому, хотя контракт и носит двусторонний характер, его значение, помимо того, что "Мистрали" повысят роль Египта в обеспечении безопасности на море, гораздо шире для страны", - полагает он.