18+
beta
Регистрация прошла успешно
Дополнительная информация отправлена вам на почтовый ящик
Продолжить
08:49, 13 2016

В России будут выпускаться арктические вертолеты разных типов

Автор: Денис Борисов
В России будут выпускаться арктические вертолеты разных типов

Фото: russianhelicopters.aero

Министерство обороны России получило 24 ноября 2015 года первый вертолет Ми-8АМТШ-ВА, предназначенный для эксплуатации в условиях Крайнего Севера. Церемония подписания Акта приемки-передачи состоялась на Улан-Удэнском авиационной заводе (УУАЗ, входит в холдинг "Вертолеты России"), который построил первую российскую арктическую винтокрылую машину.

О заключении в 2014 году контракта на постройку пяти "опытных машин арктической серии" сообщил в марте 2015 года замминистра обороны РФ Юрий Борисов, посещая УУАЗ. "Сегодня (24.03.2015) первый вертолет посмотрели (в цехе). В этом году мы его получим, посмотрим, как будет себя вести", - сказал Борисов, посещая предприятие. Ранее, в феврале, о подписании соглашения с Минобороны РФ сообщил управляющий директор завода Леонид Белых.

Первый Ми-8АМТШ-ВА, сданный заказчику, отправился на испытания в условиях Крайний Север. Дальнейшее производство в рамках гособоронзаказа начнется в 2016 году по результатам арктических испытаний.

"Он будет испытываться буквально в декабре или январе в реальных условиях, на Крайнем Севере, где температура ниже 50 град, там будет обкатка. И тогда, по результатам этого испытания, будет определено количество и сроки (производства). Есть определенный заказ на 2016 год", - сказал Белых на церемонии подписания акта.

По его словам, вертолет приспособлен для посадки в условиях снежной бури, а также на лед. "У него (вертолета) есть самонадувающиеся плоты, которые можно вытащить и плыть", - добавил директор УУАЗ.

До момента передачи арктической машины Вооруженным силам, была полностью выполнена вся программа испытательных полетов.

"На Улан-Удэнском авиационном заводе холдинга завершены полеты в рамках контрольно-летных испытаний первого вертолета Ми-8АМТШ-ВА. В ходе испытаний летчиками Государственного летного испытательного центра Минобороны России была проведена оценка работы систем арктического вертолета, а также соответствия характеристик машины требованиям заказчика", - сообщили в холдинге. При этом особое внимание уделялось оборудованию и системам, которые установлены на вертолете впервые и предназначены специально для эксплуатации машины в условиях арктических широт. "Одновременно оценивались взлетно-посадочные качества, управляемость и маневренность вертолета, расход топлива и максимальная дальность полета в различных вариантах загрузки.

О разработке специальной арктической версии Ми-8АМТШ на Улан-Удэнском авиазаводе стало известно еще в конце 2013 года. Тогда сообщалось, что Ми-8АМТШ-ВА получит более мощную по сравнению с базовым вертолетом силовую установку, а для утепления кабины используются технологии, применяемые на космических кораблях. Сообщалось также, что новый вертолет может получить лыжное шасси.

Разработка машины началась в середине 2014 г. За основу при была взята модификация Ми-8АМТШ-В, уже поставляемая Минобороны России. В прошлом году военные получили от Улан- Удэнского авиазавода 40 подобных машин. Примечательно, что "арктический" вертолет стал для УУАЗ 1000-м по счету в серии Ми-8АМТ.

При создании арктической версии вертолета основной задачей стала адаптация машины для работы в условиях низких температур и ограниченной видимости. В том числе во время полярной ночи, при потере спутниковых сигналов и других особенностях работы в арктической зоне и на Крайнем Севере.

"Новый арктический вертолет предназначен для транспортно-десантного обеспечения действий арктической группировки войск сил, поддержки их действий с воздуха, мониторинга заданных зон ответственности, поисково- спасательного обеспечения терпящих бедствие экипажей и пассажиров летательных аппаратов и морских судов на Северном морском пути", - рассказывал ранее гендиректор холдинга "Вертолеты России" Александр Михеев.

Он создан для работы при температуре ниже минус 40 град. Дальность его полета с установленными дополнительными топливными баками составляет более 1,3 тыс км. Ми-8АМТШ-ВА оснащен двигателями ВК-2500-03 и усиленной трансмиссией. Увеличенная энергомощность вспомогательной силовой установки ТА-14 обеспечивает автономное питание энергоемких изделий-потребителей.

Повысить эффективность пилотирования и точность навигации вертолета в условиях малоориентирной местности и арктической полярной ночи позволяет цифровой автопилот и несколько систем навигации, в частности, дублированная спутниковая, а также цифровая навигационная система со встроенным генератором карт и бесплатформенной инерциальной системой, позволяющей определить текущие координаты местоположения вертолета без спутниковых сигналов. На вертолете установлена система наблюдения за воздушной обстановкой для контроля в условиях низкой видимости за местоположением других воздушных судов и поисковый радиопеленгатор для поиска терпящих бедствие людей и техники. Ми-8АМТШ-ВА адаптирован под применение очков ночного видения, а также имеет специальное оборудование, в том числе для разогрева воды и пищи.

В номенклатуру применяемых с борта Ми-8АМТШ боеприпасов помимо неуправляемого оружия входят высокоточные образцы вооружения, в частности противотанковые управляемые ракеты (ПТУР) 9М120 "Атака" или 9М114 "Штурм". Вертолет может перевозить до 37 десантников, до 12 раненых на носилках или транспортировать до 4 т грузов, выполнять поисково- спасательные и эвакуационные операции. Вертолет оснащен комплексом средств защиты от поражения.

Вертолеты Ми-8АМТШ отличаются также улучшенными ресурсными показателями, позволяющими экономить значительные средства на обслуживание вертолетов в течение жизненного цикла.

Разработанная КРЭТ (Концерн "Радиоэлектронные технологии", входит в гооскорпорацию Ростех) бесплатформенная инерциальная навигационная система обеспечит в условиях Арктики полностью автономную и высокоточную навигацию и позволит летчикам прокладывать путь даже при выходе из строя части электроники. При этом рабочий температурный диапазон новых навигационных систем составляет от минус 60 град С до плюс 55 град С, а предельный - от минус 70 до плюс 85 град. Кроме того, оборудование способно работать в условиях повышенного радиационного фона. В концерне заверили, что разработанные системы не уступают иностранным аналогам и даже превосходят их по гарантированному циклу работы - не менее 50 тыс. часов.

Как заявил замминистра Борисов, потребность российской армии в арктических вертолетах может составить до 100 машин. "Думаю, это десятки машин, в пределах сотни", - сказал он. "Мы сейчас активно развиваем арктическую составляющую. У нас там проходят учения. И транспортные средства, которые бы в любой момент могли выполнить поставленную задачу, конечно же, необходимы", - пояснил замглавы Минобороны РФ.

При этом, отметил он, обычная техника не выдерживает арктических условий, и ее приходится дорабатывать.

Между тем в "Вертолетах России" заявили, что выпуск арктических вертолетов является одним из главных приоритетов холдинга. "Вертолеты, приспособленные для эксплуатации в арктических условиях, необходимы не только военным ведомствам, но и субъектам РФ для создания транспортной инфраструктуры в северных регионах, и компаниям нефтегазового сектора", - заявил генеральный директор АО "Вертолеты "России". "Освоение арктических территорий практически невозможно без надежной вертолетной техники, способной выдержать низкие температуры и действовать в условиях полярной ночи", - отметил Михеев.

Он проинформировал, что холдинг ведет работы по адаптации к арктическим условиям новых типов вертолетов. "Мы хотим распространить программу создания арктических вертолетов не только на винтокрылые машины семейства Ми-8/17, но и на новые платформы, в частности, Ми-38, а также вертолет Ми-26, который тоже предполагается задействовать в Арктике", - добавил Михеев. А заместитель главы холдинга по продажам Георгий Козлов сообщил, что новая российская винтокрылая машина Ми-171А2 будет поставляться Минобороны России в том числе в арктическом исполнении. "На базе новейшего Ми-171А2 мы будем поставлять нашему основному заказчику машину в арктическом варианте, - сказал он. - У нас есть базовый арктический вертолет Ми-8АМТШ-ВА. Но эта машина будет более привлекательной для нашего основного заказчика".

Кроме того, "Вертолеты России" планируют создать на основе Ми-8АМТШ-ВА коммерческий вариант машины, сообщил Михеев "Полученный в ходе разработки, производства и испытаний Ми-8АМТШ-ВА научно-технический задел по эксплуатации машины в условиях Крайнего Севера планируется использовать для создания гражданской версии арктического вертолета. Такая версия вертолета необходима как субъектам Российской Федерации для создания транспортной инфраструктуры в северных регионах, так и компаниям нефтегазового сектора для обеспечения офшорных проектов", - сказал Михеев. Как отметили в холдинге, в настоящее время интерес к данному типу вертолета, помимо Минобороны, проявляют и другие российские силовые структуры.

Между тем, генеральный конструктор компании "Камов" (входит в холдинг "Вертолеты России") Виктор Михеев проинформировал, что для применения в условиях Арктики дорабатываются вертолеты Ка-52. По его словам, в конструкцию Ка-52 для армейской авиации включаются усовершенствования, наработанные по программе корабельной версии вертолета. В их числе "развитый электронный комплекс, система складывания лопастей и другие новшества", отметил Михеев. "Они (новшества) направлены на то, чтобы эта машина активно применялась в арктических группировках", - сообщил он.

Наряду с Ка-52, корабельный вариант Ка-52К также будет востребован в Арктике, считает Михеев "Совершенно определенно мы готовим этот вертолет к арктическим условиям. Именно та конфигурация, которую мы видим сейчас (на авиасалоне МАКС-2015), будет востребована для данного региона", - подчеркнул Виктор Михеев.

На заводе УУАЗ сообщили, что к арктическому Ми-8АМТШ-ВА уже проявляют интерес потенциальные иностранные заказчики. "Интерес к нему проявили различные структуры, и даже иностранные заказчики уже спрашивают, что за вертолет и когда он будет готов", - сказал Белых. -0--лм/вц

Источник: ТАСС
Теги: арктические вертолеты, Ми-8АМТ, Ми-8АМТШ-ВА,

Комментарии (0)

Вход

Вход
через социальные сети

Регистрируясь через социальные сети, вы даете согласие на получение рассылки портала.
Зарегистрироваться

Новости партнера:

Читайте также из данного раздела:

Facebook
Вконтакте
Twitter

Видео

Больше видео
stat