18+
beta
Регистрация прошла успешно
Дополнительная информация отправлена вам на почтовый ящик
Продолжить
15:10, 11 2016

Развитие боевой авиации Великобритании находится на подъеме после нескольких лет стагнации

Развитие боевой авиации Великобритании находится на подъеме после нескольких лет стагнации

Фото: shutterstock

Несмотря на недавнее решение Великобритании выйти из Европейского Союза (ЕС) и той неопределенности, которое это решение может полечь за собой, очередной международный аэрокосмический салон "Фанрнборо" в этом году пройдет на фоне неожиданного возобновления интереса британского правительства к боевой авиации и инвестирования существенных средств в эту сферу. На это обращают внимание эксперты еженедельника "Джейнс дифенс уикли".

В то время как три предыдущих салона "Фарнборо", прошедших в период после за публикации ежегодного доклада британских вооруженных сил "Обзор стратегической обороны и безопасности-2010" (SDSR-2010, Strategic Defence and Security Review), прошли в условиях существенного сокращения оборонного бюджета и, в частности, финансирования ВВС Великобритании, доклад SDSR- 2015 обеспечил своевременный, хотя и не совсем ожидаемый импульс развития британских военно-воздушных сил.

Результатом снижения расходов на оборону, которое продолжалось все годы после SDSR-2010, стал существенный ущерб, нанесенный британской военной авиации, которая вынуждена была закрыть или законсервировать многие ключевые программы.

Хотя сокращение оборонного финансирования было повсеместным, основная нагрузка пришлась на британские ВВС. В частности, в этот период досрочно был снят с вооружения ВВС и ВМС штурмовик вертикального взлета и посадки "Харриер" (Harrier) компании "БАе системз" (BAE Systems), что привело к потере основной ударной авианосной эскадрильи военно-морских сил; закрылась программа создания самолёта базовой патрульной авиации (БПА) MRA4 "Нимрод" (Nimrod) компании "БАе", в результате чего в этой сфере образовался пробел возможностей после списания MR2 вскоре после публикации SDSR-2010; сдвинуты влево даты списания парка транспортной авиации C-130J "Геркулес" (Hercules) компании "Локхид Мартин" (Lockheed Martin) с 2032 г на 2022 г, многоцелевого истребителя GR4 "Торнадо" компании "Панавиа" (Panavia) - с 2025 г на 2021 г (а позднее - на 2019 г) и самолета разведки и целеуказания "Сентинел-R1" с бортовой радиолокационной станцией (БРЛС) ASTOR (Airborne Standoff Radar System) - на 2018 г; сокращен объем приобретения перспективных многоцелевых истребителей "Тайфун" (Typhoon) консорциума "Еврофайтер" (Eurofighter) до 160 единиц с первоначально запланированного количества в 232 самолета.

Помимо прочего, было принято решение заменить планы приобретения перспективного истребителя JSF в варианте короткого взлета и вертикальной посадки F-35B на палубный вариант F-35C для их базирования на авианосце класса "Куин Элизабет" (Queen Elizabeth) и оснастить этот корабль аэрофинишерами и катапультами для эксплуатации палубных самолетов "Лайтнинг-2" (Lightning II).

Позднее это решение было отменено из-за непомерно высокой стоимости установки электромагнитной катапульты EMALS (Electromagnetic Aircraft Launch System). Вместе с тем это решение вызвало задержку в подготовке к развертыванию на вооружении обоих вариантов истребителя и дополнительные расходы в несколько миллионов фунтов на их закупку.

В 2010 г, сразу же после выхода доклада SDSR, казалось, что резко усеченные возможности британской боевой авиации станут новой нормой при том, что экономика страны будет уже не в состоянии поддерживать объемные оборонные закупки, а продолжавшееся более десятилетия участие в боевых операциях в Афганистане будет свернуто в ближайшие несколько лет.

Однако, всего лишь несколько месяцев спустя после выхода SDSR-2010, Великобритания неожиданно оказалась втянутой в боевые действия в Ливии против сил тогдашнего лидера страны полковника Каддафи. И парадоксальность ситуации заключалась в том, что именно те боевые возможности, развитие которых было законсервировано вследствие сокращений SDSR-2010, или которые предусматривалось списать по этой причине, оказались самыми востребованными в ходе военной кампании, продолжавшейся восемь месяцев.

Всего через три года после завершения в конце 2011 г успешной операции в Ливии, НАТО и западные государства начали другую авиационную кампанию - на этот раз против боевиков "Исламского государства" (ИГ, запрещена в России) в Ираке и для некоторых стран - в Сирии.

Для Великобритании совокупный эффект этих двух последовавших друг за другом военных кампаний, которые практически полностью осуществлялись и сейчас осуществляются силами ВВС, состоял в том, что страна вынуждена была переосмыслить вопрос, в развитие каких боевых возможностей необходимо инвестировать средства и какие возможности необходимо поддерживать. По счастливой случайности, это переосмысление совпало с подъемом в экономике Великобритании, который обеспечил политикам возможность быть более щедрыми в новом докладе SDSR, чем от них ожидали.

Без преувеличения можно сказать, что боевая авиация стала фаворитом обзора SDSR-2015, в рамках которого отдельные программы боевых самолетов избежали закрытия, ряду самолетов продлили срок эксплуатации, некоторые получили одобрение на увеличение объемов закупок и т.д.

К числу самолетов, срок службы которых был продлен, относится, в частности, "Тайфун". В отношении этого истребителя было принято решение о продлении пребывания в строю с 2030 г до 2040 г с сохранением на вооружении ВВС всех 24 платформ. Кроме того, докладом SDSR-2015 предусматривается продление срока службы 14 из 24 транспортных самолетов C-130J с 2022 г до 2030 г, самолета "Сентинел-R1" - с 2018 г до 2025 г, шести самолетов ДРЛО E-3D "Сентри" (Sentry) компании "Боинг" (Boeing) и трех разведывательных RC-135 "Эйрсикер" (Airseeker) - до 2035 г.

Одним из основных моментов SDSR-2015 с точки зрения авиации стало решение о закупке всего предусмотренного объема истребителей F-35B в количестве 138 единиц. При этом первые 42 таких самолета (в том числе, 18 для обучения) будут приобретены по ускоренной процедуре с тем, чтобы к 2023 г разместить авиаэскадрилью из 24 самолетов на авианосце "Куин Элизабет" (ранее к этому сроку предполагалось разместить на корабле только 8 истребителей). Другим важным аспектом стало объявление о том, что ВВС должны получить девять самолетов БПА) P-8 "Посейдон" (Poseidons) компании "Боинг" взамен закрытой программы MRA4 "Нимрод".

Кроме того, премьер-министр Великобритании объявил о закупке нового высотного беспилотного летательного аппарата (БЛА) "Зефир" (Zephyr) разработки "Эрбас" (Airbus).

Хотя в рамках SDSR-2015 не предоставлялось никакой информации в отношении новых вертолетов, ранее сообщалось, что возможности в области винтокрылой техники Великобритании будут последовательно расширяться.

После существенных сокращений, последовавших за SDSR-2010, боевая авиация Великобритании в целом и ВВС в частности, как ожидается, не пострадают из-за дальнейших сокращений в рамках SDSR-2015. Принимая это во внимание, состояние боевой авиации и ВВС с учетом SDSR-2015 существенно улучшится, и то пессимистичное настроение, которое сопровождало три последних салона "Фарнборо", по всей видимости не будет ощущаться в текущем году, считают эксперты "Джейнс".

Вместе с тем, это новое оптимистичное настроение может измениться в противоположную сторону вследствие выхода Великобритании из ЕС в ближайшие пару лет, последствия которого еще только предстоит определить, подчеркивает издание.

Источник: ТАСС
Теги: SDSR, Strategic Defence and Security Review, ВВС Великобритании,

Комментарии (0)

Вход

Вход
через социальные сети

Регистрируясь через социальные сети, вы даете согласие на получение рассылки портала.
Зарегистрироваться

Новости партнера:

Читайте также из данного раздела:

Facebook
Вконтакте
Twitter

Видео

Больше видео
stat