18+
beta
Регистрация прошла успешно
Дополнительная информация отправлена вам на почтовый ящик
Продолжить
15:48, 23 декабря 2015

«Платон» мне друг…

Откуда на дороги России выползли многотонные «улитки»?
Автор: Денис Борисов
«Платон» мне друг…

Фото: shutterstock

С 25 декабря ежедневно на дорогах России будут появляться медленно ползущие «улитки», состоящие из большегрузных машин. Таким образом недавно попавшие в прицелы разнокалиберных СМИ дальнобойщики решили протестовать против введения новой системы оплаты проезда грузовиков по федеральным трассам – «Платон». Как сообщают из стана бастующих водителей, в акции примут участие 57 регионов. Несложно предположить, что безопасность движения на трассах страны отныне будет серьезно ослаблена.

Пока Путин не скажет…

Плату за проезд большегрузных автомобилей весом более 12 тонн по федеральным трассам ввели с 15 ноября, что сразу же спровоцировало протесты дальнобойщиков в регионах, которые жаловались не только на саму плату, но и на массовые сбои в системе «Платон».

При этом за долгое время до «часа икс» правительство и другие компетентные органы страны сделали, казалось бы, все, что в подобных случаях требуется: информировали все заинтересованные стороны, открыли во всех российских регионах специальные центры, ввели несколько разных способов оплаты проезда по федеральным трассам. Тем не менее, недовольные новыми вынужденными затратами владельцы большегрузов вывели на протестные акции, как сообщалось, тысячи дальнобойщиков. Волну информационной шумихи сразу же подхватили либеральные активисты, а также украинские эксперты, кочующие по российским телеканалам.

Как заведено у нас в стране, в скором времени бастующие якобы приняли решение «идти на Кремль». Слава Богу, новость оказалась «уткой», но в Кремле решили еще раз максимально открыто объясниться с водителями-профессионалами. Чтобы сразу снять эффект «пока Путин не скажет»…

В ходе большой пресс-конференции по итогам года президент уделил большое внимание вопросу о «Платоне». Он еще раз объяснил и логику, которой, по его мнению, руководствовалось правительство, принимая решение о запуске системы. Во-первых, занимающиеся грузоперевозками по автомобильным дорогам, до последнего момента были освобождены от внесения платы за пользование транспортной инфраструктурой. В отличие, например, от железнодорожных фирм. Это привело к тому, что грузовиков на трассах стало больше, вследствие  чего начало ухудшаться качество дорожных покрытий. Во-вторых, Владимир Путин заявил, что ряд грузовиков работает на дорогах «всерую» и нигде не зарегистрированы. Система «Платон»  должна вывести определенный сегмент грузоперевозок из тени.

Путин также сказал, что тяжелые грузовики, проезд которых по федеральным трассам оплачивается через систему «Платон», должны быть освобождены от транспортного налога. Он отметил, что решение может быть принято уже в начале 2016 года. ​«Я очень рассчитываю на то, что правительство в самое ближайшее время, в начале года, это сделает», — сказал президент.

До этого глава правительства Дмитрий Медведев также признал, что некоторые недочеты при запуске системы «Платон» были, но теперь они исправлены. Сама же идея взимания платы за проезд большегрузных автомобилей по федеральным автострадам, подчеркнул глава кабмина, «правильная» и должна быть «доведена до своего логического конца».

По мнению премьер-министра, владельцы фур платят несоизмеримо мало относительно того вреда, который грузовики наносят дорогам. «Кто платит деньги за строительство и ремонт автодорог? В абсолютном большинстве случаев это водители частных автомобилей, водители легкового транспорта, - отметил Медведев. - А кто реально воздействует на дорогу - водители крупных грузовиков не платят практически ничего».

Медведев напомнил, что во всех современных государствах дальнобойщики платят за проезд по трассам.

«Это абсолютно нормально. Психологически дальнобойщики должны привыкнуть к тому, что за такие перевозки нужно платить. «Не все бастуют - 700 тыс. дальнобойщиков зарегистрировались в системе платежей. Это абсолютная, подавляющая часть тех, кто выполняет междугородние перевозки по России», - уточнил он.

Медведев полагает, что водители, которые не зарегистрировались в системе, могут составлять «серую» часть перевозок. «Когда мы обсуждали эту меру, было понятно, что часть перевозок выполняется в «серую», незарегистрированными перевозчиками, и неизвестно, что они возят», - пояснил он.

 В чем истина «Платона» и почему она дороже?

«Платон» — российская система взимания платы с грузовиков, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн. Название «Платон» является сокращением от словосочетания «плата за тонны». С момента запуска в эксплуатацию системы 15 ноября 2015 года деньги взимаются с перевозчиков в счёт возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования.

Оплата проезда осуществляется двумя способами — с помощью маршрутной карты или бортового устройства. Расчет производится в зависимости от фактического пробега транспортного средства. Часть собранных средств должна быть направлена в Дорожный фонд РФ на приведение федеральных автомобильных трасс в надлежащее состояние.

За свои услуги оператор системы получит из федерального бюджета от 10,6 млрд руб. в год. По прогнозу компании, доход госбюджета от введения системы составит до 40 млрд руб. в год.

Внедрение системы сбора платы за проезд по федеральным дорогам с 12-тонников даст в первую очередь дополнительные средства для дорожных работ. Система даст новый импульс для развития логистических и инфраструктуры. В тоже время ожидается, что произойдет перераспределение доставки грузов различными способами. Из-за платности проезда по дорогам, часть перевозок может уйти на железные дороги и на водные пути, что даст развитие и этим отраслям.

Вместе с тем, высказываются опасения об удорожании продуктов питания. Однако, по данным Росавтодора, доля продовольственных товаров, перевозимых 12-тонниками, составляет лишь 3,8%, а основную часть перевозок составляют щебень, песок и другие инертные материалы. Поэтому говорить о том, что из-за введения платы для 12-тонников подорожает, например, молоко или хлеб, нельзя.

Реакция самих грузоперевозчиков на внедрение системы «Платон» в целом положительная, сообщил глава ФДА Роман Старовойт. По его словам, перевозчики, которые работают «по белым» схемам прекрасно понимают о вреде, наносимом дорогам, и положительно относятся к вводу платного проезда. Недовольство высказывают перевозчики, которые работают «на себя» и зачастую по «серым» схемам.

Источник: ТАСС
Теги: дальнобойщики, Платон, Россия, транспорт, Экономика,

Комментарии (0)

Вход

Вход
через социальные сети

Регистрируясь через социальные сети, вы даете согласие на получение рассылки портала.
Зарегистрироваться

Новости партнера:

Читайте также из данного раздела:

Facebook
Вконтакте
Twitter

Видео

Больше видео
stat