18+
beta
Регистрация прошла успешно
Дополнительная информация отправлена вам на почтовый ящик
Продолжить
14:12, 22 2016

Отношения Пекина и Москвы носят комплексный характер

Отношения Пекина и Москвы носят комплексный характер

Фото: shutterstock

Журнал Foreign Affairs (номер за январь-февраль 2016 года) опубликовал статью председателя комитета по иностранным делам Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) Фу Ин. Статья озаглавлена "Как Китай рассматривает Россию. Пекин и Москва поддерживают тесные связи, но не являются союзниками".

В публикации отмечается, что в период, когда отношения России с США и западноевропейскими странами становятся холоднее, сравнительно теплые связи между Китаем и Россией вновь привлекли интерес. Аналитики и журналисты в странах Запада ведут дебаты о сути китайско-российского партнерства и задаются вопросом о том, превратятся ли эти отношения в альянс.

Со времени окончания "холодной войны" две основные точки зрения определяли западную оценку китайско-российских отношений и предсказывали их будущее, пишет Фу Ин. Согласно одной точке зрения, связи между Пекином и Москвой непрочны, зависят от обстоятельств, а их характерной чертой является неопределенность - то есть это "брак по расчету". Сторонники этого мнения считают маловероятной возможность установления двумя странами в будущем более тесных отношений, а стало быть через какое-то время Россия и Китай, вероятно, начнут отдаляться друг от друга. Согласно другой точке зрения, стратегические и даже идеологические факторы создают основу для китайско-российских связей. И две страны, которые рассматривают США как возможное препятствие для достижения своих целей, со временем создадут антиамериканский, антизападный альянс.

"Ни одна из этих точек зрения не отражает истинную суть отношений между двумя странами, - считает автор.

- Китайско-российские отношения - стабильное стратегическое партнерство и ни в коем случае не брак по расчету: они носят комплексный характер, прочны и имеют глубокие корни.

Изменения на мировой арене после окончания "холодной войны" привели лишь к большему сближению. Некоторые западные аналитики и официальные лица высказывали предположения (а возможно - и надежды) по поводу того, что продолжающиеся конфликты в Сирии и на Украине, в которые Россия оказалась глубоко вовлечена, приведут к напряженности в отношениях между Пекином и Москвой или даже к разрыву этих отношений. Однако этого не произошло".

Вместе с тем, Фу Ин отмечает, что у Китая нет заинтересованности в создании альянса с Россией или в формировании какого-либо антиамериканского или антизападного блока. Пекин, пишет она, скорее, надеется на то, что Китай и Россия смогут поддерживать отношения таким образом, чтобы обеспечить безопасные условия для двух крупных соседних стран в интересах "достижения поставленных ими целей развития и для поддержки друг друга через взаимовыгодное сотрудничество", предлагая тем самым модель того, как крупные страны могут справляться с разногласиями и сотрудничать в целях укрепления системы международных отношений.

Связи, обеспечивающие прочность отношений

За период с конца ХIХ века и до середины ХХ века, напоминает Фу Ин, Китай вступал в альянсы с Российской империей и ее преемником - Советским Союзом. Однако всякий раз такого рода договоренности оказывались непродолжительными, поскольку в каждом случае речь шла лишь о взаимодействии неравных по силе стран. В последующие десятилетия, продолжает автор статьи, две мощные страны, у власти в которых находились коммунисты, поддерживали неровные отношения - временами сотрудничали, но часто в этих отношениях возникали соперничество и недоверие. В 1989 году обе страны объявили о намерении развивать двусторонние отношения, основанные на "взаимном уважении суверенитета и территориальной целостности, ненападения, невмешательства во внутренние дела друг друга, равенства, взаимной выгоды и мирного сосуществования". Два года спустя Советский Союз распался, однако двусторонние отношения продолжали развиваться на принципах: "без альянса, без конфликта и без давления на какую-либо третью страну".

Китай Россия дружба

Вскоре после этого Российская Федерация, по мнению Фу Ин, начала проводить проатлантическую политику. "Чтобы завоевать доверие и получить помощь со стороны Запада, Россия не только следовала западным рецептам проведения экономических реформ, но и пошла на уступки по важным вопросам безопасности, включая сокращение стратегических вооружений, - говорится в публикации. - Однако ситуация развивалась не так, как надеялись россияне, поскольку в экономике страны наступил крах и влияние страны в регионе резко уменьшилось. В 1992 году, разочарованные тем, что они считали невыполненными обещаниями относительно американской и европейской помощи и раздраженные разговорами о расширении НАТО на восток, россияне начали уделять больше внимания Азии. В том году Китай и Россия объявили о том, что каждая из стран будет рассматривать другую в качестве "дружественной страны". Пекин и Москва выступили с совместным заявлением, в котором указывалось, что "свобода людей избирать их собственные пути развития должна соблюдаться, в то время как различия в социальной системе и идеологиях не должны препятствовать нормальному развитию отношений".

С тех пор, пишет автор, китайско-российские отношения постепенно улучшались и углублялись. На протяжении примерно 20 последних лет резко увеличились объемы торговли и инвестиций.

В 2011 году Китай стал крупнейшим торговым партнером России. Только в 2014 году китайские инвестиции в России возросли на 80%.

Для того, чтобы иметь представление о темпах развития экономических связей, Фу Ин напоминает о том, что в начале 1990-х годов объем двусторонней торговли между Китаем и Россией составлял 5 млрд долларов, а к 2014 году он достиг 100 млрд. В минувшем году Пекин и Москва подписали важное соглашение, в соответствии с которым к 2018 году будет проложен газопровод, по которому в Китай ежегодно будет поступать 38 млрд кубометров газа. Обе страны, указала автор статьи, рассматривают возможность заключения крупных соглашений в сферах ядерной энергетики, производства аэрокосмической техники, высокоскоростного железнодорожного транспорта, а также развития инфраструктуры. Кроме того, они сотрудничают в новых финансовых институтах, таких как Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, Новый банк развития БРИКС.

"Улучшились и связи в сфере безопасности, - отмечается в публикации. - Китай превратился в одного из крупнейших импортеров российского оружия. Обе страны обсуждают ряд совместных проектов исследований и разработок в сфере создания вооружений. Широкое сотрудничество в оборонной сфере предусматривает проведение консультаций на высоком уровне, совместных учений, включая более десятка совместных контртеррористических учений... На протяжении последних 20 лет тысячи китайских военнослужащих обучались в России и многие российское военные представители прошли краткий курс подготовки в Национальном университете обороны Китая".

По мере укрепления экономических и военных связей крепли и политические связи, говорится далее в статье. В 2008 году Китай и Россия смогли мирно урегулировать территориальные споры, которые на протяжении десятилетий негативно влияли на их двусторонние отношения, и провели демаркацию общей границы, сняв таким образом единственную крупную проблему, вызывавшую напряженность в отношениях двух стран. В последние годы Китай и Россия регулярно проводили встречи на уровне глав государств и правительств, руководителей парламентов и министров иностранных дел. С 2013 года, после того, как Си Цзиньпин был утвержден председателем КНР, он пять раз посещал Россию, а президент Владимир Путин три раза за тот же период побывал с визитами в Китае.

otnosheniya-pekina-i-moskvy-nosyat-kompleksnyj-harakter-oxpaha-1

Урегулирование разногласий

При всем этом прогрессе, указала Фу Ин, между двумя соседями все еще существуют разногласия, и они не всегда разделяют одну и ту же точку зрения, когда речь идет о внешней политике. "Россия, - полагает автор статьи, - традиционно ориентирована на Европу, в то время как Китай в большей степени озабочен событиями в Азии. У двух стран различаются и дипломатические стили. Россия обладает большим опытом на мировой арене. Она более склонна к решительным, активным и часто вызывающим удивление дипломатическим маневрам. Китайская же дипломатия, наоборот, более ориентирована на ответные меры и является более осторожной".

Фу Ин пишет, что усиление влияния Китая на международной арене вызвало ощущение дискомфорта у тех россиян, которые с трудом адаптируются "к изменениям в сравнительной мощи Китая и России". В России, отметила она, все еще говорят о "китайской угрозе", памятуя опыт прошлого. Так, опрос, проведенный в 2008 году российским Фондом "Общественное мнение", показал, что около 60% россиян обеспокоены миграцией китайцев в приграничные районы Дальнего Востока, так как это, якобы, угрожает территориальной целостности России. 41% респондентов заявили, что усиление Китая нанесет ущерб интересам России. "В условиях, когда стремление Китая осуществить новые инвестиции и использовать возможности в сфере торговли привели к укреплению его сотрудничества с бывшими советскими республиками, россияне испытывают беспокойство по поводу того, что Китай конкурирует за влияние в соседних с Россией странах, - говорится в статье. - Частично именно по этой причине Москва первоначально испытывала колебания, решая, стоит ли поддержать выдвинутую Пекином инициативу создания экономического пояса "Шелкового пути". В то же время у некоторых китайцев по-прежнему сохраняются исторические претензии к России. Несмотря на урегулирование пограничного вопроса, китайские комментаторы иногда высказывают критические оценки по поводу почти 600 тыс. кв. миль (1,5 млн кв. км) китайских территорий, которые царское правительство аннексировало в конце ХIХ века".

Но, по мнению Фу Ин, наличие этих расхождений во взглядах вряд ли способно подкрепить звучащие на Западе предположения относительно того, что пути Пекина и Москвы постепенно разойдутся. Эти предположения, отметила она, периодически озвучивались в комментариях на Западе на протяжении последних двух лет, по мере того, как отношения России с США и ЕС ухудшались из-за кризисов в Сирии и на Украине. Автор статьи подчеркивает, что несмотря на некоторые разногласия, у Китая и России существуют твердое намерение развивать отношения и понимание того, что они должны действовать рука об руку для обеспечения национальной безопасности и развития. "Их сотрудничество способствует установлению баланса в системе международных отношений и способно содействовать решению некоторых международных проблем, - пишет Фу Ин. - Иногда Китай и Россия соглашаются, иногда - нет. Однако они способны признавать наличие разногласий и преодолевать их, расширяя области, где у них существует взаимопонимание. Как отметил министр иностранных дел Китая Ван И, китайско-российские отношения - пример нового подхода к поддержанию межгосударственных связей, которому, возможно, могут последовать другие страны".

Кризисы в Сирии и на Украине, как считает Фу Ин, могут служить примерами того, как Китай и Россия эффективно регулируют свое партнерство.

"Многие в США, - поясняет она, - рассматривают позицию Китая по отношению к кризису на Украине как нечеткую или подозревают, что Китай встал на сторону России. На деле же, после аннексии Россией Крыма в 2014 году представитель китайского МИД недвусмысленно заявил о том, что независимость Украины, ее суверенитет и территориальная целостность должны уважаться. Китай подчеркнул, что все стороны, вовлеченные в украинский конфликт, должны урегулировать существующие разногласия путем диалога, создать координационный механизм, воздержаться от действий, которые могли бы привести к ухудшению ситуации, и оказывать содействие Украине в поддержании ее экономической и финансовой стабильности. Китай не занял чьей-либо стороны: справедливость и объективность являются теми принципами, которыми Пекин руководствуется во внешней политике".

Вместе с тем автор статьи отмечает, что китайские дипломаты и руководители помнят о том, какие именно события привели к возникновению кризиса, включая серию поддержанных Западом "цветных революций" в постсоветских государствах и давление на Россию, вызванное расширением НАТО на восток. Фу Ин обращает внимание и на наличие "сложных исторических, этнических, религиозных и территориальных проблем между Россией и бывшими советскими республиками". "Украинский кризис - результат всех этих факторов", - указывает она, напоминая о высказывании Си Цзиньпина: "Кризисы не возникают на пустом месте".

Что же касается Сирии, то точка зрения Пекина, по словам Фу Ин, состоит в том, что Россия осуществила военное вмешательство по просьбе сирийского правительства с тем, чтобы бороться с терроризмом и экстремистскими силами. "Хотя Вашингтон призывал к тому, чтобы президент Сирии Башар Асад покинул свой пост, он в то же время разделяет цель России, которая состоит в том, чтобы нанести поражение группировке "Исламское государство" (ИГ), - говорится в статье. - Итак, с одной стороны, США подвергали критике российское вмешательство, с другой же, выразили готовность взаимодействовать с Россией в том, что касается противодействия терроризму... С точки зрения Китая, Россия и США разделяют заинтересованность в том, чтобы противостоять террористам из ИГ. В Китае надеются на то, что переговоры с участием России, США, Ирана и ряда других региональных держав будут способствовать прогрессу в урегулировании конфликта".

Фу Ин не берется судить о том, насколько далеко может зайти американо-российское сотрудничество в Сирии при отсутствии общего понимания того, что именно обеспечит установление мира в этой стране. Многие в Китае, пишет она, удивляются тому, насколько сильно американское и российское восприятие событий находится под влиянием "холодной войны". "Американские политики и комментаторы, - указывается в статье, - все еще склонны говорить о России так, как будто она - противник, потерпевший поражение в "холодной войне". Между тем российские официальные лица и обозреватели часто критикуют подход Вашингтона, считая его высокомерным или имперским. Некоторые аналитики с обеих сторон предполагают, что противостояние Вашингтона и Москвы из-за Сирии и Украины может привести к новой "холодной войне". Но с точки зрения Китая, нынешняя конфронтация - скорее затянувшееся завершение прежней "холодной войны". Пока нет ясности, смогут ли Москва и Вашингтон воспользоваться предоставляющейся им возможностью и оставить в прошлом старую вражду".

Уйти от принципов антагонизма

Анализ российско-китайских связей, как считает Фу Ин, был бы неполным без рассмотрения состояния дел между КНР и США, учитывая тесное переплетение отношений между Китаем, Россией и Соединенными Штатами. Если проводить сравнения, то связи между Пекином и Вашингтоном являются более широкими и более сложными, чем российско-китайские отношения, полагает автор статьи. По ее словам, на Китай и США в совокупности приходится около трети мирового ВВП. В 2014 году объем торговли между США и КНР достиг почти 600 млрд долларов, а суммарные взаимные инвестиции превысили 120 млрд долларов, что невозможно было представить 37 лет назад, когда Китай установил дипотношения с США.

"Однако, - пишет Фу Ин, - нельзя отрицать и наличие структурных трудностей в этих отношениях. Значительные разногласия сохраняются в том, что касается политических ценностей КНР и США, а также между политическими системами обоих государств. Кроме того, многие американцы расценивают растущую экономическую мощь Китая, а также его усиливающееся международное влияние как возможную угрозу лидирующей роли, которую играют США в мире. Китайская экономика быстро заняла второе место в мире. Когда американские войска вторглись в Ирак в 2003 году, ВВП КНР составлял примерно одну восьмую часть от американского. Ко времени, когда США спустя восемь лет вывели из Ирака свои силы, ВВП Китая достигал уже половины ВВП США. По многим оценкам, ВВП Китая приблизится к американскому к 2020 году. В связи с этими переменами в Вашингтоне появились опасения по поводу того, что Китаю и США грозит столкновение. Споры относительно строительства, осуществляемого КНР на островах Спратли (Наньша) в Южно-Китайском море, которое некоторые американские исследователи и комментаторы расценивают как экспансию, привели к дискуссиям о том, как должны реагировать США. В то же время Пекин рассматривает присутствие боевых кораблей США рядом с китайскими границами в Южно-Китайском море как провокацию".

На фоне этих споров, напоминает автор публикации, в минувшем сентябре состоялся госвизит Си Цзиньпина в Вашингтон. В своих выступлениях там он коснулся и утверждений о том, что развитие Китая якобы является вызовом для мирового лидерства США. "Китай идет путем мирного развития и не представляет угрозы для других государств", - сказал Си Цзиньпин. Он добавил, что "людям следует отказаться от устаревшей концепции, основанной на принципе "ты проиграл - я выиграл", и руководствоваться новым принципом мирного развития и взаимовыгодного сотрудничества.

Китайские лидеры, говорится в статье, связывают быстрый подъем своей страны с успешной интеграцией в мировую экономику. Они считают, что КНР выигрывает от существующего мирового порядка, во главе которого стоит ООН. С учетом этого Пекин решительно выступает за такие принципы, как суверенное равенство и невмешательство во внутренние дела государств, закрепленные в Уставе ООН. Китай ожидает, что в течение продолжительного времени ему надлежит сосредоточить внимание на собственном экономическом и социальном развитии, в связи с чем он придает большое значение тому, чтобы внешняя среда оставалась стабильной и спокойной. Фу Ин подчеркивает, что Китай может жестко ответить на провокации и посягательства на его территориальный суверенитет, но главная цель страны состоит в том, чтобы гарантировать сохранение мира и стабильности, существующего порядка в мире и в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в частности.

"Улучшение китайско-американских отношений - важный элемент дипломатии КНР, - указывается в публикации. - Си Цзиньпин совершил свой первый госвизит в Вашингтон в сентябре прошлого года, перед этим он пять раз с 2013 года встречался с Обамой и три раза говорил с ним по телефону. В июне 2013 года лидеры встретились на саммите в поместье Саннилэндс в штате Калифорния и беседовали больше семи часов. После этой встречи Си Цзиньпин объявил, что Китай и США будут стремиться "к новой модели отношений между крупными странами", основанной на принципах взаимного уважения, взаимовыгодного сотрудничества и отказа от конфликтов и конфронтации... В ноябре 2014 года в Пекине они провели диалог, продолжавшийся почти пять часов. Эти продолжительные встречи помогли установить доверие между лидерами и уменьшить риск конфронтации, которая, как считают некоторые аналитики в США, является неизбежной".

В ходе этих встреч, отметила Фу Ин, Китай и США достигли согласия по ряду вопросов, в том числе по координации в сфере макроэкономической политики, здравоохранению, борьбе с терроризмом, нераспространению ядерного оружия, противодействию изменению климата. Си Цзиньпин и Обама также откровенно обсудили вопросы, связанные с кибербезопасностью, которые вызывали серьезные споры между Пекином и Вашингтоном. Лидеры разъяснили намерения своих стран и договорились о проведении консультаций на высоком уровне по этой проблеме. Они также заявили о готовности совместно работать над созданием международного свода правил в сфере кибербезопасности.

"Разумеется, - указывает автор статьи, - Пекин и Вашингтон могут и далее сохранять разногласия по Южно- Китайскому морю, Тайваню, правам человека, торговле и другим проблемам... Некоторые союзники США в Азиатско- Тихоокеанском регионе надеялись на то, что, притворившись друзьями Вашингтона, смогут вовлечь США в свои споры с Пекином. Это опасный путь, который заставляет вспомнить о "блоковой политике" времен "холодной войны".

Как пишет Фу Ин, некоторые исследователи в Китае и других странах полагают, что, если США настаивают на осуществлении в регионе политики, основанной на существовании блоков, то Китай и Россия должны дать ответ на это, создав собственный блок. Однако китайское руководство, подчеркивает автор статьи, не соглашается с подобными доводами: "Китай не стремится к созданию блоков или альянсов, такие действия не соответствуют китайской политической культуре. Россия также не намерена создавать подобный блок. КНР и РФ должны придерживаться принципов партнерства, а не создавать альянс. Им следует и далее придерживаться новой модели отношений между державами и сделать выбор в пользу диалога, сотрудничества и урегулирования разногласий".

Три точки зрения на любое событие

Нынешние отношения между Китаем, Россией и США Фу Ин сравнила с неравносторонним треугольником, наиболее удаленные друг от друга вершины которого представляют Москву и Вашингтон. В этом треугольнике наиболее позитивными и стабильными являются связи между Китаем и Россией. Американо-китайские отношения, как отметила автор статьи, часто переживают взлеты и падения, а российско- американские стали очень напряженными. Между тем, подчеркнула она, и Пекин, и Москва выступают против использования Вашингтоном силы, введения санкций против других стран, а также применения двойных стандартов во внешней политике.

"США и их союзники, - говорится в публикации, - могут истолковать сближение Китая с Россией как свидетельство наличия между ними своего рода альянса, цель которого состоит в том, чтобы нарушить мировой порядок во главе с США или бросить ему вызов. Однако, с китайской точки зрения, отношения трех сторон не следует рассматривать как игру, в которой две объединяются против третьей. Устойчивое развитие российско-китайских отношений не направлено на то, чтобы причинить вред США, и Вашингтону не следует пытаться влиять на это. Таким же образом и на сотрудничество КНР с США не должны влиять ни Россия, ни трения между Москвой и Вашингтоном".

Существующий международный порядок - основа мировой стабильности, однако и он не совершенен, указывает Фу Ин. Она напомнила, что в 2005 году Китай и Россия выступили с совместным заявлением о "международном порядке в XXI веке", призвав к тому, чтобы система отношений между государствами стала более справедливой, а ее легитимность основывалась на нормах международного права. "Это заявление продемонстрировало, что Пекин и Москва расценивают эволюцию своих отношений - от недоверия и соперничества к партнерству и сотрудничеству - в качестве модели того, как страны могут урегулировать разногласия и совместно работать по тем направлениям, где между ними возможны договоренности, чтобы укрепить мировой порядок и уменьшить риск возникновения конфликта между великими державами и начала войны", - резюмировала Фу Ин.

Фото: Kaliva, Degtyaryov Andrey / Shutterstock

Источник: ТАСС
Теги: Китай, Россия, сотрудничество,

Комментарии (0)

Вход

Вход
через социальные сети

Регистрируясь через социальные сети, вы даете согласие на получение рассылки портала.
Зарегистрироваться

Новости партнера:

Читайте также из данного раздела:

Facebook
Вконтакте
Twitter

Видео

Больше видео
stat