18+
beta
Регистрация прошла успешно
Дополнительная информация отправлена вам на почтовый ящик
Продолжить
11:29, 02 декабря 2015

Кто и сколько платит в Литве за энергетическую независимость?

Прошел год с того времени, как лидеры Литвы с фанфарами отрапортовали гражданам: сделан решающий шаг в достижении энергетической независимости. 27 октября 2014 года в клайпедский государственный морской порт пришло, обогнув полсвета, базовое судно для терминала сжиженного природного газа /СПГ-терминал/, а 3 декабря этот стратегический объект был введен в эксплуатацию. С пуском терминала Вильнюс обеспечил себе газовую альтернативу. До этого единственным поставщиком голубого топлива в Литву по трубопроводу являлся российский "Газпром".

Страна ожидала, что следствием объявленной политиками энергетической независимости станет снижение для потребителей цены на газ. Оправдались ли эти ожидания?

Детище президента

Терминал СПГ можно во многом считать, что называется, детищем президента Литвы Дали Грибаускайте. Она специально слетала в Южную Корею, где на верфях города Ульсан строилось базовое судно "Индепенденс" ("Независимость"), чтобы участвовать в церемонии его спуска на воду. "Это исторический для Литвы день, - заявила она. - Судно с символическим именем - реальный шаг к нашей энергетической независимости и безопасности.

Это значит, что у нас появляется альтернатива, и больше никто не сможет нас шантажировать высокими ценами на газ, через энергетику влиять на политическую и экономическую жизнь страны.

Это не только справедливые цены для наших людей, это экономически более сильная и конкурентоспособная Литва".

"Индепенденс", через который сейчас проходит прокачка газа, был построен для литовского терминала компанией "Хендэ хеви индастриз" (Hyundai Heavy Industries) по заказу норвежского предприятия "Хёг" (Hoegh LNG). Длина судна - 294 м, высота - 47 м. Общая вместимость оборудованных на нем четырех хранилищ СПГ - 170 тыс. кубометров.

 Подсчитали - прослезились

СПГ-терминал уже обошелся Литве в 101 млн евро. Еще по 151,5 тыс. евро Вильнюс ежедневно в течение 10 лет должен платить компании Hoeg LNG за аренду базового судна, после чего Вильнюс получит право на его выкуп. Средства на первичные расходы по данному проекту правительству наскрести удалось, а дальше было принято решение переложить затраты на содержание инфраструктуры терминала на предпринимателей и рядовых пользователей. В тариф стоимости газа для потребителей была включена плата за строительство и содержание СПГ-терминала. К тому же компании, которые поставляют газ конечным потребителям - предприятиям, населению - обязали закупать определенное количество газа, поступающего в терминал.

Это незамедлительно сказалось на работе единственного в странах Балтии производителя азотных удобрений - "Ахема" (Achema), одного из самых крупных предприятий Литвы по финансовым оборотам. У "Ахемы" - отдельный договор с "Газпромом", поэтому услугами СПГ-терминала она не пользуется. Однако концерну велено в 2015 году покрыть около 60% затрат на его содержание. Это составляет 30 млн евро. Конкуренты "Ахемы" торжествуют, а сам концерн, по словам его руководителя Рамунаса Миляускаса, не снимает с повестки дня вопрос о переносе производства из Литвы за границу. "Потребление газа в Литве сокращается, из-за этого доля "Ахемы" в содержании терминала растет и к 2019 году может составить 79%", - отметил он. Реальное производство является, по мнению Миляускаса, гарантом стабильности, безопасности и независимости государства, о чем, заявляя с высоких трибун об энергетической безопасности, почему-то первые лица страны забывают.

Примерно через полгода после пуска СПГ-терминала мировые цены на газ значительно снизились, но не для Литвы.

Годом ранее правительство радостно рапортовало о подписании с норвежской компанией "Статойл" (Statoil) контракта о поставках для СПГ-терминала газового сырья в Литву морем в течение 5 лет "по цене ниже средней на мировом рынке". Цены, тем временем, начали падать, но Вильнюс все эти пять лет должен будет покупать сырье по заранее оговоренной стоимости.

"Газпром" поставляет голубое топливо по цене 200 евро за 1 тыс. кубометров, "Статойл" - 300 евро. "Ничего не поделаешь: за каждый глоток свободы приходится платить свою цену", - отметила одна из ведущих газет страны национально- патриотической ориентации "Летувос ритас".

В правительстве ищут выход

В кабинете министров - пока на экспертном уровне - обсуждаются варианты реэкспорта газа. Согласно подсчетам министерства энергетики, в 2016 году тот объем, который по плану примет терминал, будет превышать потребности страны. Излишек можно было бы продать зарубежным партнерам. Танкерам "Статойла" не пришлось бы даже заходить в Клайпеду. Правда, это был бы бизнес себе в убыток, признают в правительстве, так как никто не станет покупать газ дороже, чем он стоит на мировом рынке.

"Вот и пусть расходы на содержание СПГ-терминала возьмут на себя те, кто придумал его строить и получил за это ордена", - в сердцах с трибуны парламента заявил руководитель фракции партии "Порядок и справедливость" Пятрас Гражулис.

Еще более оригинальная идея зародилась у депутата Юргиса Размы. В секретариате законодательного собрания он зарегистрировал поправки к специальному закону о СПГ- терминале, предложив возложить расходы за содержание данного объекта и на Россию. Около половины голубого топлива, поступающего в газовую систему Литвы, перекачивается транзитом в Калининградскую область. "Если вдруг на прямых линиях газопоставок возникнут какие-то перебои, их восполнит терминал. Эти гарантии должны быть оплачены", - считает парламентарий.

В ожидании очередных фанфар

Еще одним неоднозначно оцениваемым проектом по обеспечению энергетической безопасности Литвы является строительство электроэнергетических смычек со Швецией и Польшей и выход из общей с РФ энергосистемы БРЭЛЛ (Белоруссия, Россия, Эстония, Латвия и Литва). Оказалось, что это тоже чревато крупными финансовыми тратами.

Работа "Электрического кольца БРЭЛЛ" регулируется подписанным в 2001 году соответствующим межгосударственным соглашением. Выход какой-либо страны из соглашения, если это чревато убытками для других участников, должен быть компенсирован.

Литва в настоящее время завершает строительство соединений с энергосистемами Польши и Швеции. По некоторым подсчетам, выход стран Балтии из БРЭЛЛ приведет к необходимости для России дополнительно затратить, в том числе на обеспечение стабильного электроснабжения Калининградской области, 2,5 млрд евро.

"Названная цифра возможных убытков - всего лишь вольные интерпретации, - заявил премьер-министр Альгирдас Буткявичюс. - Переговоры по этому вопросу, полагаю, будут идти не между предприятиями, а между Евросоюзом и Россией с Белоруссией". Проект, по его словам, должен быть реализован к 2024 году. "Однако линии электропередачи между Литвой, Россией и Белоруссией не будут демонтированы. Их можно будет и впредь использовать для обмена, торговли электроэнергией", - считает премьер.

Прокладка электрического кабеля в Швецию по дну Балтийского моря должна быть закончена до конца 2015 года.

Источник: ТАСС
Теги: Альгирдас Буткявичюс, Газпром, Литва, Независимость, СПГ, Трубопровод, Энергетика,

Комментарии (0)

Вход

Вход
через социальные сети

Регистрируясь через социальные сети, вы даете согласие на получение рассылки портала.
Зарегистрироваться

Новости партнера:

Читайте также из данного раздела:

Facebook
Вконтакте
Twitter

Видео

Больше видео
stat