18+
beta
Регистрация прошла успешно
Дополнительная информация отправлена вам на почтовый ящик
Продолжить
16:11, 17 2016

Китай принял первый закон о борьбе с терроризмом

Китай принял первый закон о борьбе с терроризмом

Фото: Andy Wong/AP/TASS

В конце декабря 2015 года Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей (ПК ВСНП - постоянно действующий орган парламента) одобрил первый в истории страны закон о борьбе с терроризмом. Этот нормативно-правовой акт, особенно его изначальный текст, вызвал большую критику со стороны правозащитных организаций, иностранных компаний и даже правительства США. По их оценке, закон ущемляет свободу слова, наделяет китайские спецслужбы более широкими полномочиями, а также предоставляет возможность для промышленного шпионажа.

Первый в своем роде

С момента образования КНР в 1949 году в национальной юридической базе отсутствовал законодательный акт, касающийся противодействия терроризму. Эта сфера регулировалась отдельными решениями ПК ВСНП, уголовным кодексом, уголовно-процессуальным правом и другими юридическими положениями.

Нынешний закон устанавливает основные принципы борьбы с терроризмом и предотвращения подобной деятельности. Документ состоит из 10 глав и 97 статей.

В первой и десятой главах приводятся общие положения и примечания. Оставшиеся разделы посвящены таким вопросам, как процедура признания действий лиц или организаций терроризмом, меры пресечения, сбор информации, расследование террористической деятельности, меры реагирования, международное сотрудничество, социальные и государственные гарантии по отношению к лицам и организациям, принимающим участие в борьбе с терроризмом, а также юридическая ответственность за причастность к терроризму.

Определение терроризма

Терроризмом считаются "действия или поддержка действий, которые путем насилия, саботажа или угроз направлены на создание паники в обществе, подрыв социальной безопасности, посягательство на личные или имущественные права, а также принуждение государственных органов или международных организаций для достижения политических, идеологических или других целей".

В первоначальном варианте законопроекта вместо "действия или поддержка действий" значилось "мысли, высказывания и действия", что вызвало критику со стороны международных правозащитных организаций. Таким образом, изначальный вариант был несколько смягчен, однако слово "поддержка" может трактоваться достаточно широко.

Международная сфера

Закон предусматривает создание руководящей группы по борьбе с терроризмом, а также национального центра по сбору и анализу сведений о деятельности экстремистов. Эти структуры призваны обеспечить более четкую координацию усилий, которые предпринимают различные компетентные ведомства в данной сфере. Кроме того, планируется, что созданный центр будет вести обмен информацией с аналогичными иностранными и международными структурами.

71-я статья документа разрешает с согласия иностранного государства и по решению Госсовета КНР направлять за рубеж сотрудников правоохранительных органов для выполнения антитеррористических задач.

Согласно той же статье, Народно-освободительная армия Китая и Народная вооруженная милиция (внутренние войска) привлекаются к операциям за рубежом только с санкции Центрального военного совета КНР. При этом согласие или даже консультации с иностранным государством в законе не предусмотрены.

Телекоммуникации

Во время обсуждения законопроекта серьезной критике подверглись положения, регламентирующие порядок взаимодействия поставщиков телекоммуникационных услуг с властями. Многие эксперты выражали опасения, что закон расширит возможности Китая в области промышленного шпионажа.

В частности, согласно первоначальному тексту, провайдеры были обязаны обеспечить административный доступ компетентных органов к своим продуктам и услугам, кодам шифрования информации, а также разместить серверы и другое оборудование с личными данными пользователей на территории КНР.

В марте 2015 года президент США Барак Обама заявил, что подобные законодательные нормы вынуждают иностранные компании, включая американские, передавать правительству КНР конфиденциальную информацию, а также "механизмы, позволяющие шпионить и следить за всеми пользователями". По его мнению, речь шла фактически о "массовой передаче персональных данных правительству". Тогда Вашингтон призвал Пекин изменить эти положения законопроекта, "если они (власти КНР) рассчитывают на сотрудничество с США".

Как отметили государственные китайские СМИ, итоговая формулировка стала мягче и не требует передачи кодов шифрования и размещения серверов на территории КНР, однако, согласно 18-й статье провайдерам предписано "при осуществлении правоохранительными ведомствами и органами государственной безопасности законных действий по предотвращению или расследованию террористических актов предоставлять им технический доступ и оказывать помощь по декодированию информации". Кроме того, инфраструктура провайдеров, их системы связи и серверы должны быть "безопасными и подконтрольными", говорится в законе.

Как ранее сообщали китайские СМИ, доступ компетентных органов к личной информации пользователей или коммерческим тайнам будет строго контролироваться при помощи специальных разрешительных процедур, нарушение которых сулит ответственным лицам уголовную ответственность. Однако суть этих процедур и других механизмов защиты от посягательств на коммерческие тайны и личные права остается неизвестной.

Свобода СМИ

Закон накладывает существенные ограничения на порядок освещения терактов в СМИ и распространение информации о них простыми гражданами.

В частности, 63-я статья запрещает "сообщать или распространять детали террористических действий, которые могут побудить к их подражанию". Кроме того, отныне не разрешается публиковать материалы о терактах, содержащие сцены жестокости и насилия.

Закон также запрещает публикацию сведений о предпринимаемых властями мерах по предотвращению террористических действий, а также о лицах, принимающих участие в контртеррористических операциях. Эта информация может быть оглашена только СМИ, которые получили разрешение от уполномоченных лиц.

Как ожидается, данные положения призваны минимизировать угрозы возникновения паники среди населения и не допустить распространения ложной информации.

Однако, как уже отметили многие зарубежные СМИ, эффект может быть диаметрально противоположным. Отсутствие или недостаток информации от официальных источников в случае теракта или его угрозы всегда приводит к возникновению в обществе домыслов и слухов, которые с большой скоростью распространяются через интернет (социальные сети) и провоцируют панику, а также недоверие к властям.

Несмотря на то, что интернет в Китае контролируется властями, а за распространение ложных или непроверенных сведений предусмотрено уголовное преследование, известны случаи публикации информации как о реальных терактах, так и о других кризисных событиях: ситуации на фондовых рынках Китая прошлым летом или мощном взрыве на портовом складе в Тяньцзине в августе 2015 года. Предавшие огласке данные об этом были привлечены к ответственности.

Народная борьба с терроризмом

Одной из особенностей закона стало активное привлечение к борьбе с терроризмом представителей общественности. Правовой акт предписывает каждой организации и лицу оказывать содействие властям и сотрудничать с ними. Кроме того, в 10-й статье отмечается, что за активную работу на этом поприще возможно получение наград и поощрений.

Помимо этого, законом предусмотрено создание механизмов взаимодействия с общественностью, а 74-я статья, например, обязывает органы местной власти создавать специальные группы по борьбе с терроризмом и отряды добровольцев из числа жителей.

Значение

Принятие закона стало особенно актуальным в свете осложнения обстановки на Ближнем Востоке, в Северной Африке и Афганистане. Становление и усиление новых межнациональных террористических группировок, в том числе "Исламского государства", создает террористическую угрозу и внутри КНР, в частности, на территории Синьцзян-Уйгурского автономного района.

До того, как третий, итоговый вариант закона был принят 27 декабря 2015 года, его текст неоднократно претерпевал изменения: первый вариант был опубликован в ноябре 2014 года, а второй в феврале 2015 года. Сам факт реакции китайских властей на эту критику является довольно красноречивым - она была учтена. Однако, что именно заставило прислушаться к ней? Многие эксперты сходятся во мнении, что нынешний документ - все же позитивный шаг. Создание законодательной базы для ведения борьбы с терроризмом как внутри КНР, так и за рубежом, отвечает интересам Пекина по расширению влияния на международной арене. Китай стремится и во многом готов брать на себя все больше обязательств в различных сферах, и глобальные усилия по борьбе с терроризмом стали одной из них.

Источник: ТАСС
Теги: закон о борьбе с терроризмом, Китай, Китай терроризм,

Комментарии (0)

Вход

Вход
через социальные сети

Регистрируясь через социальные сети, вы даете согласие на получение рассылки портала.
Зарегистрироваться

Новости партнера:

Читайте также из данного раздела:

Facebook
Вконтакте
Twitter

Видео

Больше видео
stat