18+
beta
Регистрация прошла успешно
Дополнительная информация отправлена вам на почтовый ящик
Продолжить
08:15, 28 2016

Французские корпорации и Brexit: трудная ситуация

Автор: Михаил Тимофеев
Французские корпорации и Brexit: трудная ситуация

Фото: Hadrian / Shutterstock

"Мы любим вас" - под таким заголовком главы 35 крупнейших французских корпораций опубликовали в британской прессе обращение к жителям страны за три дня до проведения референдума относительно дальнейшего членства Великобритании в Европейском союзе. "Британские друзья, пожалуйста, оставайтесь в ЕС!" - взывали они, обеспокоенные, правда, судьбой не столько британцев, сколько собственных капиталов.

А на следующий день после референдума, который состоялся 23 июня, на парижской бирже на 8-10% рухнули показатели главного индекса CAC-40, указывающего на котировки четырех десятков ведущих корпораций и банков страны. Причем падение биржевых котировок оказалось даже более сильным, чем на самой лондонской площадке, находившейся в эпицентре событий.

Стало очевидным, что прощание с "британскими друзьями" назревает, так как никто в деловых кругах Франции, да и в ее руководстве не намерен допускать дальнейших убытков корпораций страны. Французские СМИ в тот день старались максимально сдержанно комментировать происходящее на бирже, чтобы не вызвать панику.

Однако один из биржевых аналитиков, выступивший в эфире телеканала БФМ-ТВ, откровенно признал, что во Франции "происходит биржевой мини-кризис".

В последующие дни наблюдалась корректировка биржевых индексов, однако появилось и немало сообщений о том, что французские корпорации начинают реагировать на ситуацию. Единства в оценках у них нет, как нет его и у экономических экспертов. Хотя подчас весьма непросто отличить, кто действительно положительно или отрицательно оценивает сейчас ситуацию, а кто делает хорошую мину при плохой игре, заботясь на данный момент о главной краткосрочной задаче - не вызвать паники среди инвесторов и держателей акций.

В розовых тонах постарался представить действительность и один из крупнейших французских банков - Societe Generale ("Сосьете женераль"), акции которого рухнули в первый же день после референдума на 20%. Его генеральный директор Фредерик Удеа, который также является президентом Французской федерации банков (FBF), выступил с утверждением, что "французские банки не будут в числе наиболее пострадавших, а британский референдум не повлияет значительно на их операционные решения". Однако когда ему задали вопрос о том, не будет ли частично свернута деятельность британского отделения его финансового учреждения, Удеа предпочел весьма дипломатично ответить, что "банк, действуя с двойной платформы Парижа и Лондона, сможет в нужный период времени адаптироваться к ситуации с тем, чтобы наилучшим образом обслуживать своих иностранных клиентов".

Транспортные и автомобилестроительные компании под ударом

Корпорация "Евротуннель", акции которой в первые два дня после Brexit упали на 24%, что для любой компании является подлинной катастрофой, тем не менее нашла в себе силы заявить, что "Brexit не должен отразиться на результатах ее деятельности". Однако ряд экспертов считают, что у "Евротуннеля" упадет число перевозок в Великобританию.

У автотранспортной компании Europcar ("Юропкар") на следующий день после референдума акции упали на 16%, и перспективы у нее весьма мрачные, потому что британское направление стоит для нее на втором месте после Германии по объему автобусных перевозок. По мнению экспертов, теперь негативное воздействие на данный сектор может быть двояким. Во-первых, происходящее в целом замедление развития британской экономики приведет к снижению нагрузки на транспортные структуры. Во-вторых, снизится курс фунта стерлингов, так как счета компаний консолидируются в евро.

Как свидетельствует ряд публикаций СМИ, в сложной ситуации могут оказаться французский автопроизводитель Renault ("Рено") и концерн PSA Peugeot Citroen ("Пежо- Ситроен"), которые не располагают производственными мощностями в Великобритании, то есть не имеют возможности подстраховаться в случае неблагоприятной ситуации с обменным курсом валют.

Руководство Peugeot в этой связи заявило, что "рассматривает возможность увеличивать цены на свою продукцию в Великобритании в зависимости от степени снижения курса фунта стерлингов". "Наши эксперты изучают различные возможные сценарии изменения цен на наши модели автомобилей, что должно позволить быстро реагировать на изменение ситуации на рынках", - говорится, в частности, в заявлении компании. Она наотрез отказалась сообщать, в какие убытки и недополученную прибыль ей обошлись первые дни после референдума.

Рекламщики выдерживают паузу

У компании JC Decaux ("Же Се Деко"), специализирующейся на выпуске средств уличной рекламы, котировка акций упала "всего" на 11%. Однако ее руководство еще в апреле предупреждало, что многие действия этой корпорации приостановлены в ожидании результатов британского референдума. В частности, это касается крупного проекта по оснащению автобусных остановок Лондона одной тысячей экранов рекламной информации.

А глава рекламного гиганта Publicis ("Пюблисис") Морис Леви отметил, что на деятельность компании в Великобритании приходится 7% ее оборотного капитала, поэтому Brexit не скажется на ее дальнейших планах. По его мнению, воздействие Brexit на мировую экономику будет гораздо меньшим, чем масштабы финансового кризиса 2008 года.

Энергетики не отказываются от планов в отношении Великобритании

Руководство компании Technip ("Текнип"), специализирующейся на инженерных проектах в сфере энергетики, подтвердило, что "не существует причин отказаться от обоснованных планов" по переносу собственной штаб-квартиры из Парижа в Лондон, о чем было громогласно объявлено после слияния с американской FMC Technologies ("Эф-эм-си текнолоджиз"). Впрочем, в финансово- экономических кругах Франции весьма сомневаются в этом.

Энергетический гигант EDF ("Электрисите де Франс" - ЭДФ) немедленно подтвердил, что сложившаяся ситуация не влияет на его планы по строительству АЭС в британском Хинкли-Пойнт. Однако британский эксперт Пол Дорфманн из Университетского колледжа Лондона, являющийся также членом Европейского сообщества по ядерной энергии, считает, что "Brexit вобьет последний гвоздь в гроб проекта Хинкли- Пойнт". "Компания просто не сможет инвестировать миллионы евро в атмосфере столь сильной неопределенности", - считает Дорфманн.

Другой французский энергетический концерн Engie ("Энжи") отметил, что Brexit не помешает развитию его запланированной деятельности в Великобритании и что решения этой страны относительно членства в ЕС "не изменят его видения местного рынка".

Не все так однозначно в сфере высоких технологий

В наиболее тяжелом положении оказалась консалтинговая компания в сфере информационных технологий Sopra Steria ("Сопра Стериа"), акции которой на следующий после референдума упали на 15%. Положение компании осложнено тем, что Великобритания является для нее вторым по значимости рынком услуг. К тому же в основном она заключала контракты с государственным сектором, который теперь в первую очередь свернет свои расходы.

Совсем по-иному смотрит на происходящее гигантская корпорация военной и гражданской электроники Thales ("Талес"). Ее глава Патрик Кейн заявил, что "минувший 2015 год был для Thales рекордным в том, что касается контрактов". "Мы твердо намерены и в дальнейшем продолжать расширять в этой стране (Великобритании) масштабы своей деятельности в полном соответствии с нашим стратегическим видением ситуации", - отметил он.

Европейская корпорация Airbus ("Эрбас") заявила, что "намерена изучить долговременные последствия британского решения на конкурентную среду" - эта авиастроительная компания производит в Великобритании крылья для своего самолета А350. В Великобритании на него работают 15 тыс. человек. Незадолго до референдума руководство Airbus распространило обращение к работникам своих британских предприятий с призывом проголосовать против выхода из ЕС, отметив, что "следует отдавать себе отчет в том, что будущие инвестиции во многом зависят от конъюнктурной среды, в условиях которой действует компания". "Наша бизнес- модель полностью основана на нашей способности перемещать без каких-либо ограничений нашу продукцию, наших работников и наши идеи в различные страны Европы. Мы не считаем, что выход Великобритании из ЕС повысит конкурентоспособность нашей деятельности в этой стране", - подчеркивало руководство Airbus.

После того, как стало известно, что победу на референдуме одержали евроскептики, официальный представитель Airbus заявил, что "компания уважает решение, принятое британским народом на референдуме, и расценивает его как импульс, который должен заставить ЕС задуматься о происходящем, а также как катализатор будущих перемен".

"Корпорация в настоящее время конструктивно сотрудничает с британскими властями с тем, чтобы снизить возможное воздействие на ее операционную деятельность. И хотя совершенно очевидно, что мы разочарованы произошедшим, мы намерены и в дальнейшем оказывать поддержку нашим работникам, а также использовать наши производственные мощности, находящиеся в Великобритании", - отметил он.

Альбен Сервьян, координатор лондонского отделения французской государственной структуры French Tech ("Френч тек"), опекающей молодые перспективные предприятия, считает, что "среда, в которой теперь будут вынуждены действовать предприниматели в Лондоне, будет сложной - причем независимо от того, являются ли эти предприниматели британцами, французами или представителями других стран". "Это связано с тем, что нестабильность вынуждает прибегать к боязливым действиям, к консервативной позиции. То есть инвестиционные решения будут откладываться на более поздние сроки, а получение кредитов будет замедлено. Все это может привести к пробуксовыванию созданной нами прекрасной системы поддержки молодых фирм, снизить темпы их развития", - предостерег он.

В то же время эксперт отметил, что "британская экономическая "экосистема" отличается сильной конкуренцией - это заставляет всех предпринимателей быть очень активными". "Лондон всегда был и останется наилучшим местом для того, чтобы подготовиться к будущим действиям на американском рынке. Сюда перемещаются отнюдь не для того, чтобы быть в безопасности", - отметил французский эксперт.

Агропищевому сектору прочат убытки

По мнению экспертов, ситуация значительно ухудшится во французском сельскохозяйственном и пищевом секторе. Причем ранее он находился в прекрасной ситуации - с положительным сальдо торгового баланса по отношению к Великобритании на уровне 8 млрд евро. Как считает Национальная ассоциация агропищевой промышленности (ANIA), главными неблагоприятными факторами для ее подопечных станут низкий курс фунта стерлингов и тарифные барьеры, если они будут введены после Brexit. В результате больше всего пострадают производители, поставляющие в Великобританию французские вина и сыры.

Венсан Булар, официальный представитель объединения ряда компаний - производителей спиртного Spirit France ("Спирит Франс"), заявил, что "Brexit нанесет болезненный удар по французским производителям вина и крепких спиртных напитков, так как падение курса фунта стерлингов приведет к удорожанию этих французских товаров и ограничению их сбыта".

Но есть и те, кто ожидает обратного эффекта. Как заявил представитель французской компании Marie Brizard Wine & Spirits ("Мэри Бризард Вайн энд Спиритс"), импортирующий спиртное, в частности виски из Великобритании, низкий курс фунта стерлинга будет способствовать повышению доходов от таких закупок.

Знаменитая французская фирма по производству шампанского Kering ("Керинг") в своем заявлении высказала уверенность, что она "сможет успешно приспособиться" к изменению конъюнктурной ситуации.

Что связывает Великобританию и Францию

Соединенное Королевство стоит на пятом месте в рейтинге торговых партнеров Парижа. На нее приходится 11% французского импорта услуг и 8% импорта товаров. В поставках продукции на Туманный Альбион заняты, как сообщил в эфире радиостанции RTL ("Эр-те-эль") государственный секретарь по внешней торговле Маттиас Фекль, около 130 французских предприятий и фирм. По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), экспорт в Великобританию обеспечивает Франции 1,6% ее ВВП, а общая стоимость операций превышает 30 млрд евро.

Особо важно для Франции то, что баланс торговли с Великобританией сводится для Парижа с самым крупным для страны положительным сальдо (по торговле товарами). В прошлом году он составил, по данным газеты "Эко", 12,2 млрд евро, значительно увеличившись по сравнению с 2014 годом. Примечательно, что второй по размеру положительный баланс торгового сальдо Франции - с Гонконгом - в четыре раза меньше.

Потерь не избежать

Согласно исследованию компании Euler Hermes ("Ойлер хермес") - одного из мировых лидеров в области кредитного страхования - выход Великобритании из ЕС может обернуться для французских корпораций недополучением прибыли в период до 2019 года в размере 3,2 млрд евро. Это 0,5% французского экспорта товаров и услуг. Правда, этот подсчет основан на гипотезе, что между двумя странами будут восстановлены таможенные тарифные барьеры. В том же случае, если договор о свободной торговле будет быстро подписан, потери, по данным организации, составят в этот же период 2,4 млрд евро - что также весьма значительно.

По данным, приводимым агентством Франс Пресс, Brexit приведет также к резкому снижению инвестиционных потоков - как в отношении французских предприятий в Великобритании, так и британских во Франции. Валовой показатель этого явления, в случае отсутствия соглашения о свободной торговле, составит 5,2 млрд евро. Агентство отмечает, что Франция "войдет в шестерку наиболее пострадавших от Brexit стран".

По мнению газеты "Эко", уже один тот факт, что доходы от экспорта в Великобританию обеспечивали ранее прирост французского ВВП на 1,6%, "свидетельствует о том, что она неизбежно пострадает от снижения темпов и масштабов экономической деятельности в этой стране". "Хотя по Франции это ударит не так сильно, как по Ирландии, Мальте или Нидерландам, которые более тесно связаны с британской экономикой", - отмечает издание.

Как считает экономический эксперт Аксель Лакан, проработавшая 10 лет в банке Credit Acricole ("Креди агриколь"), Brexit неизбежно окажет негативное влияние на экономику Франции. "Девальвация фунта стерлингов на 10% вызовет снижение французского экспорта в эту страну на 0,4%", - считает она. "Переговоры же с Великобританией могут затянуться на 2 года. Неопределенность, которая будет вызвана в этот период переговорами, может отрицательно сказаться на инвестициях в предприятия и фирмы", - считает Лакан.

Кристиан Эккер, государственный секретарь бюджета во французском правительстве, отметил, что победа евроскептиков на британском референдуме "может привести к снижению уровня ВВП Франции на 0,1-0,2%".

"На данный момент еще слишком рано утверждать, что именно так и произойдет. Нам следует внимательно посмотреть, как будет развиваться ситуация", - добавил Эккер. Министр финансов Франции Мишель Сапен ранее высказывал мнение, что Brexit "не вызывает особой обеспокоенности с точки зрения роста французской экономики, так как основные факторы ее развития являются внутренними", то есть основаны на внутреннем спросе и капиталах национальных инвесторов.

Глава Банка Франции Франсуа Виллеруа де Гало заявил 6 июля, что, несмотря на Brexit он сохраняет свой прогноз относительно роста ВВП Франции в нынешнем году до уровня в 1,4%. Он считает, что воздействие британского референдума "будет иметь для зоны евро более ограниченные масштабы, чем для самой Великобритании".

Быстрого выхода не получится

На данный момент специалисты расходятся во мнении, какую юридическую форму приобретет ситуация в сфере торгового обмена между Францией и Великобританией и какого типа договоренности могут быть с ней заключены. Ряд экспертов считают, что процесс создания рамок новой системы товарообмена сильно затянется. "В том, что касается торговых барьеров, ситуация не изменится по крайней мере в течение двух лет", - считает Ален Бертежак, председатель Национального комитета советников Франции по внешнеполитическим вопросам. Он добавляет, что, "учитывая британскую приверженность принципу свободы торговли, весьма вероятно, что по завершении переговоров будет подписано соглашение о свободной торговле между этой страной и ЕС".

Источник: ТАСС
Теги: brexit,

Комментарии (0)

Вход

Вход
через социальные сети

Регистрируясь через социальные сети, вы даете согласие на получение рассылки портала.
Зарегистрироваться

Новости партнера:

Читайте также из данного раздела:

Facebook
Вконтакте
Twitter

Видео

Больше видео
stat