18+
beta
Регистрация прошла успешно
Дополнительная информация отправлена вам на почтовый ящик
Продолжить
07:31, 08 2016

Рынок авиаперевозок и связанные с ним отрасли переживают не лучшие времена

Автор: Вячеслав Маликов
Рынок авиаперевозок и связанные с ним отрасли переживают не лучшие времена

Фото: shutterstock

Российский рынок авиаперевозок и связанные с ним отрасли переживают не самые лучшие времена. И до этого были сложности, однако санкции, ответные российские контрсанкции, падение мировых цен на нефть, а с ними и курса рубля по отношению к иностранным валютам, влияют и на этот сегмент рынка не самым лучшим образом.

Предыдущие два года, накопившие в себе все эти негативные факторы, будут отзываться и в наступившем году, тем более что пока позитивных тенденций нет, все участники рынка надеются на улучшение ситуации, и, чтобы это произошло, нужно совпадение многих факторов.

С началом действия санкций западных стран против России, которые однозначно трактуются как экономическая война, направленная на подрыв экономики государства, авиационная промышленность и сегмент пассажирских авиаперевозок серьёзно пострадал.

Тем не менее, однозначно говорить о серьёзных проблемах на рынке невозможно, потому как он слишком неоднороден и порой мало связан. Сюда входят и международные рейсы, и перевозки внутри страны, и малая авиация, а так же региональная авиация.

Но когда говорят про авиаперевозки, обычно представляют именно международные и внутренние рейсы. И, как правило, на этой теме и заостряют внимание. Несомненно, это один из самых больших сегментов данного рынка и он ярче всех страдает от международной ситуации. Отдельно в этой связи стоит упомянуть и прошлогодние запреты российского руководства на авиасообщение с Турцией и Египтом, а так же запрет украинской стороны на авиасообщение между нашими странами.

Вместе с тем с российского рынка авиаперевозок ушли и многие иностранные авиакомпании. Среди них можно упомянуть такие, как британский лоукостер EasyJet, покинувший рынок России до марта 2016 года, прекратила полёты и американская Delta, а Cathay Pacific и тайская Thai Airways покинули российский рынок даже не дожидаясь конца 2015 года. Ряд авиакомпаний сократили свои полетные программы, к примеру, German Wings, TAP и Icelandair.

Причём действия иностранных авиаперевозчиков связаны не с санкциями или ценами, а падением пассажиропотока. Естественно, без внимания оставшиеся потенциальные путешественники не останутся, и найдут себе авиакомпании, однако, до некоторых городов, куда ещё недавно летали воздушные суда, теперь без стыковки не добраться.

Помимо сжатия транспортной карты полётов, есть и другая проблема, вытекающая из вышеназванной. Как уже отмечалось в начале, санкции, ответные российские контрсанкции, падение мировых цен на нефть, а с ними и курса рубля по отношению к иностранным валютам, рост стоимости услуг в аэропортах, уход с рынка иностранных авиаперевозчиков, запреты на полёты в некоторые страны - всё это уже повлияло на рост цен на перелёты в прошлом году. А в новом 2016 году эта ситуация только ухудшится, и приведёт к росту цен как на внутренних направлениях, так и на внешних.

При этом рост в прошлом году составил в среднем десять процентов, а в 2016 году рост прогнозируется на уровне от 5 до 20 процентов, в зависимости от направления перелёта.

Причём это произойдёт на фоне крайнего удешевления энергоносителей, которое традиционно для российской действительности только приведёт к подорожанию топлива. Так же негативно сыграет для рынка ситуация с банкротством второго по величине перевозчика “Трансаэро”. ФАС заявляет о пристальном внимании к оставшимся участникам рынка, в особенности к “Аэрофлоту”, который получил не только большую часть маршрутов “Трансаэро”, но и у предупреждение от Федеральной антимонопольной службы за неоправданное повышение цен в отсутствии конкуренции.

При этом в Минтрансе полагают, что улучшить ситуацию с ростом цен на авиаперевозки можно, но потребуется субсидирование отрасли и финансовая поддержка государства. В качестве примера такой поддержки высказывается идея отмены НДС для внутренних авиаперевозок. Но в условиях дефицита бюджета и массового введения новых налогов во всех отраслях и сферах жизни и производства со стороны государства, крайне сомнительно, что подобные решение будет принято.

Об отмене НДС, кстати, говорят и сами авиаперевозчики, которые в условиях падения рынка страдают от потери пассажиропотока.

Всё это создаёт явные предпосылки для усложнения ситуации на рынке. Но помимо потерь от санкций и цен на нефть, есть и другая сторона проблемы. Это охрана труда внутри отрасли и защищённость её работников.

Одним из самых ярких примеров, подтверждающих данные слова, является самолётный парк отечественных авиакомпаний. Точнее возраст самолётов.

Согласно результатам исследований как за 2010 год, так и за 2015, возраст самолётов в парках авиакомпаний может достигать 30-35 лет. В среднем у авиаперевозчиков, имеющих самые старые самолёты, он колеблется от 7 до 35 лет. Самые новые самолёты, конечно же у крупного игрока рынка, у “Аэрофлота”.

Причём самолёты могут быть как отечественные, так и иностранного производства, до того находившиеся в эксплуатации в других странах и на других маршрутах. Вообще, строго говоря, все самолёты летаю везде, по всему миру. Нельзя сказать что самолёт, который эксплуатировался в воздушном пространстве России, будет серьёзно отличаться от самолёта, который поднимался в тот же самый воздух где-нибудь в Анголе. Но вопросы технического обслуживания и вопросы пред- и постполётного контроля никто не отменял.

Поэтому нет ничего странного в том, что самолёт сперва служил, скажем, австралийским авиакомпаниям, потом попал в Арабские Эмираты и уже затем стал базироваться в российских аэропортах. Вопрос здесь именно в возрасте, когда даже металл устаёт от постоянных нагрузок.

Тем не менее, компании не имеют средств, чтобы приобретать новые и современные лайнеры.

Помимо опасности гибели борта от отказов, вызванных усталостью узлов и механизмов, есть и опасность для работников остаться в условиях кризиса без работы.

Пример тому уже упомянутая компания “Трансаэро”. Помимо того, что все её работники остались без работы, компания закрылась с долгами по заработной плате. Поэтому в конце января 2016 года Генпрокуратура начала проверку “Трансаэро” по запросу Росстата и Росавиации.

И хотя в самой компании уверяют, что задержки с заработной платой возникли по причине невыплаты средств из федерального бюджета, в Росавиации считают, что виновата сама компания-авиаперевозчик.

rynok-aviaperevozok-i-svyazannye-s-nim-otrasli-perezhivayut-ne-luchshie-vremena-oxpaha

Причём пример с “Трансаэро” самый наглядный. Не такие крупные авиаперевозчики так же могут иметь сложности с финансовым обеспечением как своей повседневной работы, так и с денежным вознаграждением своих сотрудников.

Так же очень важно понимать, что ряд высококвалифицированных работников, в основном это пилоты, кто имеет допуск на многие модели самолётов, будут искать работу заграницей, так как там предлагается зарплата и условия работы много лучше, чем есть сейчас на рынке России. Как минимум, пилоты, оставшиеся под конец 2015 года без работы, уже получают предложения о работе в Азии. Сотрудники того же “Трансаэро”, в штате которого было более десяти тысяч работников, жалуются, что слова о помощи в трудоустройстве от властей так и остались словами.

Таким образом, явно видны проблемы отрасли не только со стороны пассажиров, падения пассажиропотока и роста цен на авиаперелёты. Проблемы есть и с обратной стороны: рынок сжимается, доходы падают, конкуренция резко ослабла, а безработных специалистов в отрасли стало много и достаточно резко во временном интервале. Всё это негативно влияет на рынок в целом.

И надежды на восстановление хотя бы докризисной ситуации, которые возлагают как пассажиры и работники отрасли, так и сами компании, пока не оправдываются и перспектив не видно. По крайней мере, чёткой программы, где бы были учтены интересы всех сторон, вывода отрасли из кризиса ни у кого нет.

фото: Andrey Khachatryan / Shutterstock

Теги: авиаперевозки, авиация, работники, риски,

Комментарии (0)

Вход

Вход
через социальные сети

Регистрируясь через социальные сети, вы даете согласие на получение рассылки портала.
Зарегистрироваться

Новости партнера:

Читайте также из данного раздела:

Facebook
Вконтакте
Twitter

Видео

Больше видео
stat