18+
beta
Регистрация прошла успешно
Дополнительная информация отправлена вам на почтовый ящик
Продолжить
14:44, 12 2016

Безопасное небо

После ряда аварий и терактов специалисты предлагают ряд изменений в гражданской авиации
Автор: Вячеслав Маликов
Безопасное небо

Фото: shutterstock

Все предложения касаются трёх важных составляющих любой отрасли. Во-первых это организация труда и контроль за соблюдением правил безопасности, обучение персонала. Во-вторых это создание новых органов или преобразование уже существующих для осуществления лучшего управления отраслью. В-третьих это пересмотр подходов к техническому оснащению воздушного транспорта.

Ситуация с происшествиями с участием воздушного транспорта выглядит следующим образом. За предыдущие девять лет в России случилось почти 300 авиационных происшествий, в том числе 164 катастрофы. При этом, если брать одиннадцать стран-участниц Межгосударственного соглашения о гражданской авиации, то за тот же период в этих странах произошло 158 происшествий, из которых 63 авиакатастрофы.

Данные цифры явно показывают, что в вопросах безопасности как пассажирских перевозок так и охраны труда российские авиационные компании далеко не первые в мире. А вот по количеству авиакатастроф опережают любую развитую страну.

Стоит отметить, что это касается не только безопасности пассажиров, но и самих работников отрасли, которые ежедневно подвергают себя риску.  И их безопасность нельзя решить какими-то постановлениями или конференциями. Требуется серьёзная и вдумчивая работа, результатом которой станет наведение порядка в вопросах гражданских грузовых и пассажирских авиаперевозок.

Для начала стоит обратить внимание на то, что Росавиация издало предписание для всех авиакомпаний в обязательном порядке проверить профпригодность лётного состава.

В частности в данный момент всем пилотам, управляющим “Боингом 737” требуется пройти теоретический курс и закрепить полученные знания на тренажёрах. Ключевым моментом обучения станет изучение методики ухода на второй круг после прерванной посадки, причём отрабатываться будет пилотирование в ручном режиме и с разных высот.

Таким образом, в ведомстве стараются свести к нулю возможность повторения недавней катастрофы с подобным типом лайнера.

Росавиация не единственная, кто сейчас работает над исправлением сложившейся ситуации. Многие ведомства в данный момент или уже представили, или готовят свои предложения по улучшению безопасности авиаперевозок.

В СКР, к примеру, выступили с идеей создать подобие Министерства гражданской авиации, которое некогда существовало в Советском Союзе.

В Следственном комитете России отмечают, что в данный момент структура организации управления авиацией в России поделена между несколькими ведомствами, в частности Росавиацией, Ространснадзором и Минтранспортом. При этом нет чёткого разграничения их полномочий и, следовательно, и ответственности.

В целом идея выглядит достаточно разумной, однако требует серьёзного и неторопливого подхода, так как функции Министерства гражданской авиации были разделены четверть века назад и сейчас, чтобы их собрать воедино, необходимо не восстановить, а создать с нуля новое министерство.

При этом в Кремле отметили, что вопрос о создании нового министерства не обсуждались, каких-то предложений от специалистов или ответственных лиц не поступало.

Будет ли серьёзно обсуждаться этот вопрос, пока не известно. Но если министры или главы ведомств предложат проект такого варианта организации авиаперевозок, он, несомненно, будет рассмотрен.

Пока же это, можно сказать, не более чем предложение.

Так же планируется достаточно кардинальный пересмотр технического оснащения воздушных судов. В первую очередь это касается систем защиты. Не секрет, что в настоящий момент гражданские самолёты не имеют никакой защиты от внешних угроз. Но это было действенно только в условиях стабильного мира и наличия хотя бы минимального уважения со стороны противников даже в рамках военных действий.

Атаковать боевым оружием гражданское судно считалось чем-то предосудительным. И хотя это периодически имело место быть, даже во Вторую Мировую войну стороны каждый раз использовали подобные инциденты для пропаганды.

Подобная система международных норм и права действовала долгое время ещё и по той причине, что возможность применять силу против гражданского судна могли только силовые структуры государств, за любым таким инцидентом стояла чья-то политическая или военная воля и этого конкретного заказчика всегда легко обозначить и публично осудить.

В данный же момент ситуация складывается таким образом, что пассажирский самолёт может сбить не только определённое государство, но практически любой человек, получивший доступ к определённым видам вооружения. В частности, это касается незаконных вооружённых формирований в различных уголках планеты. Более актуально это для Ближнего Востока, где системы ведения огня по самолётам и другие виды вооружений попали в руки бандформирований прямо с захваченных военных складов или были получены в качестве трофеев на поле боя.

Ввиду отсутствия серьёзных границ в горячих точках планеты это оружие может оказаться в любой стране мира и нанести серьёзный ущерб как гражданам, так и общей ситуации, вызвав панику и другие неприятные последствия.

Всё это создало условия, когда беззащитный воздушный транспорт, использующийся исключительно для транспортировки гражданского населения, требуется защищать от боевого оружия в относительно мирное время. По крайней мере оно называется мирным потому, что исторически сложилось, что военное время это когда государство воюет с другим государством. Сейчас же, юридически находясь в мире со всеми государствами, любая страна может фактически вести войну на своей территории против террористических организаций.

Именно поэтому Министерство обороны РФ предложило оснащать гражданские суда системами защиты от самонаводящихся тепловых ракет. Стоимость одного комплекта защиты немаленькая, около одного миллиона долларов.

В России есть производство соответствующего оборудования и самолёты могут быть оснащены данными системами достаточно быстро.

При этом Россия не является новатором в данном направлении. С 2003 года Израиль ведёт собственные разработки систем противоракетной защиты гражданских судов. Два года назад Минтранспорта Израиля приняло решение оснащать все свои самолёты подобной защитой.

Таким образом, как уже отмечалось в начале статьи, ответственные министерства и ведомства уже сейчас начинают браться за активную работу в деле пересмотра подходов к организации безопасного воздушного сообщения в России и за её пределами.

Теги: Авиакатастрофа, гражданская авиация, законопроект, Минобороны, Росавиация, скр, Терроризм,

Комментарии (0)

Вход

Вход
через социальные сети

Регистрируясь через социальные сети, вы даете согласие на получение рассылки портала.
Зарегистрироваться

Новости партнера:

Читайте также из данного раздела:

Facebook
Вконтакте
Twitter

Видео

Больше видео
stat