Люди из среды
Жители подмосковного поселка сутками дежурят в лесу, чтобы спасти сосновый бор от вырубки под очередные торгово-развлекательные центры и баснословно дорогие особняки. Жители московских домов дежурят у детских площадок и скверов, чтобы спасти три жалких деревца от очередной «элитной точечной застройки», давно лишившей Москву ее уникальных внутренних двориков. Тыняновские и Гиляровские зарисовки остались грустным воспоминанием прошлого. Но властям нет дела до крушения среды, они не столько озабочены проблемами граждан, сколько декларируют озабоченность.
Воспоминанием стала и долина гейзеров, которую покрыли потоки камней и грязи, но и потеря уникального природного заповедника не стала бедой национального масштаба. Ее так не подали - и ее так не восприняли.
Горожане, выбирающиеся из душных городов под выходные за город, проводят в изнуряющих пробках по три-четыре часа. Затем столько же, двигаясь (не двигаясь) в обратном направлении. Это - уникальная национальная архитектурная особенность: по городу проходят десятирядные «хайвеи», которые в предместьях тут же превращаются в двухрядные «ленточки». В мире обычно наоборот. Но и тема полного отсутствия транспортных коммуникаций, которые и «стягивают» в единое пространство страны, не превращается в одну из насущных задач. Пробки призывают воспринимать как данность, они же, дескать, есть везде в мире. Эвакуаторы, хамски носящиеся по городу со скоростью 90 км/час, тоже стали данностью. О них говорят, обсуждают бизнес вокруг утащенных машин, объявляют об открытии нового «эвакуационного» маршрута. О том, что ужесточая правила парковки, надо давать людям возможность где-то оставлять машины, а для этого необходимо строить паркинги, - не говорят. Это вроде не есть общественная проблема, превращающая в кошмар жизнь миллионов граждан всех мегаполисов страны.
Такова повседневная российская жизнь, ее отражение и во многом восприятие ее значимости. Хотя точнее будет сказать, не значимости, а незначительности.
«Сегодня нам удалось решить первую стратегическую задачу - преодолеть хаос, неразбериху». «Теперь необходимо гарантировать дальнейшее поступательное развитие страны». «Мы исходим из неотъемлемого права свободного российского народа самостоятельно определять свою историческую судьбу, распоряжаться национальным достоянием». «Возможность (граждан) эффективно участвовать в формировании справедливого мироустройства». «Создание условий для самореализации и жизненного успеха каждого гражданина России». Три главные задачи: сбережение российского народа; придание нового качества борьбе с коррупцией; создание экономики инновационного типа. Это из программных документов «Единой России».
«Для нас нет более важной задачи, чем сбережение народа России». «Социальная безопасность - это, прежде всего, бережное отношение государства к главному своему богатству, к человеку». «Коррупция - это не просто одна из проблем нашего общества, а прямая угроза национальной безопасности... пора принимать антикоррупционный закон прямого действия». Это из программных документов «Справедливой России». Хотя отдельным куском там есть и про разруху: про экологическое бескультурье и загрязнение природы, про дома в неположенных местах. «Мы прекратим хаотичную застройку водоохранных зон рек и водоемов, их загрязнению бытовыми стоками и мусором».
И так далее. Таковы программы партий. Про человека есть у СПС («мы хотим видеть Россию страной свободных и ответственных граждан... где чистые улицы и хорошие дороги, исполнительные чиновники и некоррумпированная власть», где «власти и граждане... берут на себя ответственность...»). Но верится ли нынешним правым лидерам? Не очень.
Главные национальные политические структуры выходят на ответственный отрезок пути. Но видят ли они сквозь свои амбиции людей? Не часто... Программные заявления являются скорее набором пафосных лозунгов, пусть зачастую и острой социальной направленности. (Парадокс еще в том, что сами программы могут выглядеть качественно - их написание заказывают грамотным экономистам, но последующее исполнение существенно отличается от задекларированного.) И все же это именно лозунги, а не продуманный, прочувствованный набор шагов, которые тот или иной политик или группа намереваются совершить, достигнув конкретного, осязаемого результата. Это подчас демагогия, а не план. Набор слов, а не намерений. Единственное, что у многих прослеживается весьма четко, - клятва в верности президенту (у других, соответственно, это антитеза). Но даже она, как правило, не имеет отношения ни к реальности, и к реальному отношению к президенту (сам Путин не раз иронизировал по поводу такой «любви» и «преданности»). Эта позиция, которая просто удобна, поскольку позволяет заниматься своими делами.
Но обустройство среды неизбежно. Можно долго ссылаться на азиатский тип сознания, арабский тип потребления, латиноамериканский способ хозяйствования, но никакого качественного, принципиального роста без изменения среды не будет - она к этому не располагает.
Она нынешняя провоцирует больше обреченность, неверие в собственные силы и постоянное ожидание гнусного подвоха. В виде бизнес ли центра под окнами, вырубленной рощицы или просто несправедливости, которую обычный человек не сможет преодолеть. Упование к «высшим силам» тоже есть, по большей части, пассивное проявление абстрактной надежды, а не набор активных шагов с целью разрешить проблему.
Ситуацию усугубляет тот факт, что в значительной части российского правящего класса нынешний национальный настрой со всеми его последствиями, действиями или наоборот отсутствием таковых воспринимается не просто как объективная данность, а как константа. Откуда это взялось, кто вывел формулу, непонятно. Отчасти ее можно объяснить удобством подхода: с ответственными и активными гражданами говорить нужно совершенно иначе. Но это объяснение годится лишь частично, поскольку порой и сам правящий класс грустит оттого, что рядом нет разумных, ответственных и порядочных.
...Похищение британской девочки в Португалии было в течение нескольких месяцев новостью номер один всех европейских телеканалов. Чужой девочки из чужой страны. Но так чужая беда отчасти становится своей, помогает сделать человека добрее, а возможно, и предотвратить подобные трагедии в будущем. Потому что люди начинают замечать, что происходит вокруг них, даже если впрямую это их вроде бы не касается.
Так рождается соучастие, сопричастность и, наконец, ответственность граждан. Так население превращается в общество.
...О том, что две пропавшие девочки из Подмосковья после недели пребывания в уральском лесу найдены и они живы, сухо сообщил голос за кадром. Спасибо, что вообще сообщил, что «лесную» новость региона сочли достойной федерального масштаба. Новость поставили третьей или четвертой. Первой шли газовые разбирательства с Белоруссией.
Возможно, это путешествие исследователей-юннатов в леса в некотором роде и стало возможным благодаря газовому экспорту. И все же при всей важности газового вопроса, при всем обретенном умении корпоративного споуксмена уверенно держаться перед камерами, спасение человеческих жизней - новость, способная затронуть души гораздо большего числа людей. И она важнее. Такие сообщения заставляют человека думать о своей жизни и уважать чужие.
Необходимо учиться замечать. Конечно, и в других странах на административных позициях работают зачастую не спинозы. Но там есть более длительная культура формирования среды обитания и ответственности за нее, и там есть постоянные «хлопальщики» и «шлепальщики», по терминологии Свифта, для институтов власти. В виде СМИ, профессиональных и общественных сообществ и групп, причем существующих как на постоянной основе, так и объединяющихся ситуативно, для разрешения конкретной проблемы или противодействия тому, как ее разрешение видят административные власти.
Но что бы ни стало импульсом к изменению среды, - внутреннее ли осознание, требования общественных институтов, готовность самого истеблишмента или все перечисленное вместе, - точно известно: бессердечие и равнодушие, демагогия и лицемерие не есть факторы, проводящие к новому качеству страны. Даже если они очень пафосные.
Источник:Светлана Бабаева, http://www.rian.ru
|