Безопасность аэропортов. Уроки августа 2006 года
Повышение уровня угрозы безопасности на авиатранспорте до критического, которое наблюдалось в Великобритании в августе этого года, походит на многие из ситуаций, уже случавшихся за последние несколько лет, однако были и достаточно важные отличия.
Разница состоит в том, что угроза, которую несут с собой жидкие взрывчатые вещества, по своей природе отличается от тех, на обнаружение которых настроены стандартные схемы обеспечения безопасности аэропортов, воздушных линий и пассажиров.
Результатом были массированные сбои в работе аэропортов ввиду усиления мер безопасности, доверия к имеющимся мерам безопасности и введение новых. Работоспособность удалось восстановить за несколько дней, но сбои продолжались в виде потерь багажа, сдвигов расписания и некоторой напряженности во взаимоотношениях всех, чьи интересы были затронуты.
Я прилетел в Великобританию за день до того, как вступили в силу новые требования безопасности, а впервые столкнулся с ними в Хитроу уже на следующий день после того, как случилось ужесточение мер. В течение всей следующей недели мне пришлось интенсивно пользоваться британской транспортной системой, включая аэропорты, а также наблюдать по телевизору, как это подавалось в новостях и обсуждалось в дискуссиях.
Испытав на себе новые условия обеспечения безопасности, я смог выделить проблемные зоны, общие для всего комплекса мер. Ниже приведены лишь наиболее сильно проявленные.
Планирование сценариев и действий в нештатных ситуациях
В Соединенном Королевстве широко обсуждалось то, в каких пределах аэропорты в состоянии выдержать те организационные требования, применение которых "выпало в осадок" из ситуации с жидкой взрывчаткой.
Выпирающие из терминалов наружу очереди на регистрацию, извилистые хвосты ожидающих личного досмотра пассажиров, задержанные или недогруженные рейсы стали немедленным следствием объявления чрезвычайной ситуации. Однако, сопоставив рабочие условия в штатном режиме и "по тревоге", я обнаружил несколько вопиющих несоответствий.
В результате кризиса количество проверяемого багажа удвоилось, личные досмотры пассажиров стали более тщательными и долгими, а также выросли требования к достоверности досмотра, что выражается в необходимости детального ручного досмотра и рентгеновской перепроверки при обнаружении малейших подозрительных признаков в зоне проверки.
Любой бизнес производственного характера при попытке удвоить выход продукции, производственную мощность либо рабочую нагрузку, в таких условиях долго бы не протянул -- и это еще без учета необходимости иметь дело с раздраженными и выведенными из себя пассажирами. В других отраслях промышленности бывают резервы роста производительности, однако не так часто они сопряжены с требованием одновременного кардинального повышения качества.
Несомненно, уровень требований к аэропортам почти беспрецедентно возрос. Однако планы действий в нештатных ситуациях должны разрабатываться на основе сценарного планирования, которое рассматривает широкий спектр возможных поворотов событий. Это потребует вовлечения в принятие решений людей, способных увидеть ситуацию со стороны и оценить саму угрозу и вероятные пути ее развития.
Область планирования действий в нештатных ситуациях касается по большей части действий по обеспечению безопасности, и потому правительственные и иные структуры должны куда более ответственно подходить к сценарному планированию. Это станет и предпосылками к правильным действиям во время проведения Кубка Мира по футболу в 2010 году.
Безопасность влияет на всю систему в целом
Безопасность -- это не только охрана. Она напрямую влияет на функциональность, производительность и характер взаимоотношений с клиентами и персоналом. Кадры, снятые в британских аэропортах, облетели все телеэкраны мира.
Тщательный досмотр и обеспечение безопасности полетов требуют затрат и финансов, и времени. Сегодня это уже не сводится к простой охране воздушных судов -- нужно еще и гарантировать, что самолеты не будут использованы в качестве оружия, представляющего угрозу и для находящихся на земле людей. Ясно также, что эскалация проблем безопасности сказывается и на общей ситуации, и на вовлеченных в процесс системах. Скажем, торговые точки в аэропортах испытали очень серьезный удар от введения жестких мер безопасности. А ведь доходы от розницы для аэропортов всегда рассматривались как основной источник дохода и являются ключевыми для поддержания бизнеса.
Аналогичным образом, запрет провоза ноутбуков в салонах самолетов заставляет подумать о том, как предстоит предотвращать кражи компьютеров, сданных в багаж.
В управлении безопасностью должны учитываться действия более широкого спектра профилей. Но и менеджеры, ответственные за операции, производство и прочие системы, в свою очередь, должны намного внимательнее относиться к тому, как обеспечение безопасности влияет на общий процесс. Когда я проходил регистрацию в одном из аэропортов, на стойке соскочил транспортер подачи багажа. Возможно, это просто совпадение -- но на случай чрезвычайной ситуации в аэропорту должно быть предусмотрено резервное оборудование, поскольку и нагрузка на терминал повышенная, и производить ремонтные работы в таких условиях затруднительно.
А вот инфраструктура информационной поддержки внутри транспортных систем в Великобритании разработана неплохо. Утром того самого дня, когда вступили в силу новые ограничения перевозки багажа авиапассажиров, в лондонских поездах уже транслировались объявления для пассажиров, чтобы облегчить им вхождение в новую ситуацию с контролем в аэропортах. Чем больше людей предупреждают о необходимости производить определенные действия, тем легче им будет проходить эти процедуры -- и с практической, и с психологической стороны.
Это заодно подчеркивает и важность коммуникаций в кризисные моменты. В Хитроу одной из первых реакций был запуск в залы аэропорта персонала в футболках, привлекающих внимание надписями о том, что пассажиры из очередей могут обратиться к ним для получения информации.
Подготовка персонала и его компетентность
По иронии судьбы, момент введения чрезвычайных мер безопасности я встретил на пути к аэропорту, где была назначена рабочая встреча по поводу разработанного нашей компанией средства отбора персонала для работы на рентгеновских устройствах досмотра. Один из аспектов, которому мы уделили повышенное внимание в разработке применяемого в указанных целях программного обеспечения ScanX, -- это способность работников осматривать и анализировать предметы в определенном диапазоне форм и размеров. Это означает, что персонал должен не только успешно определять потенциальные угрозы, но и правильно пользоваться средствами их выявления. Более высокий уровень владения навыками визуальной оценки означает, что при осмотре незнакомых объектов, к примеру, обуви, при обнаружении жидкостей и пастообразных веществ и при поиске некатегоризируемых подозрительных объектов персонал крупных аэропортов уровня Хитроу показывает куда лучшие показатели. Судя по количеству конфискованных туалетных принадлежностей и прочих полезных предметов в одном из локальных аэропортов, где сотрудников рентгеновского досмотра явно отбирали по той же совокупности признаков, свою работу они делают исключительно эффективно. Вопрос в том, чтобы персонал служб безопасности мог применить свои умения достаточно гибко -- то есть свободно переключаться между различными способами визуального обнаружения всех категорий опасных предметов.
Гибкость персонала и наличие резервов
В день введения особых мер предосторожности офисному и прочему вспомогательному персоналу пришлось выходить в залы аэропортов. Я уже упоминал о том, что часть сотрудников осуществляла функции информирования; другая их часть разделила между собой функции ассистирования в процессах досмотра и обработки багажа. Причем через неделю некоторые из этих сотрудников еще были в залах, на тех же местах.
Когда прозвучали соображения о необходимости планирования действий в нештатных ситуациях, компания BAA как крупный владелец аэпорортов оказалась в состоянии мобилизовать значительное количество своих сотрудников для помощи службам безопасности, общения с пассажирами и организационной помощи. Возможность перебросить часть персонала на критичные участки в случае нештатной ситуации значительно повышает способность организации справиться с кризисом.
Как уже упоминалось, при возникновении ситуаций такого масштаба они уже перестают быть проблемами только лишь безопасности. Однако тем, насколько персонал организаций подготовлен, информирован и насколько может быть полезен в пиковых ситуациях, зачастую пренебрегают. Для компаний, которым предстоит столкнуться с требованиями и возможными проблемами с безопасностью, это должно стать ключевой частью стратегии.
Категоризация контроля
Наверное, одна из самых противоречивых проблем, поставленных в ходе газетно-телевизионной дискуссии в Великобритании после событий августа 2006 года -- это категоризация контроля. Уделять равное внимание всем пассажирам в качестве потенциальных террористов -- это некоторая часть экспертов сочла снижающим эффективность мер безопасности и затратным с точки зрения времени. К примеру, пара путешествующих пенсионеров или семья с маленькими детьми не должны досматриваться столь же детально, как остальные категории пассажиров, поскольку у них меньше шансов оказаться подозреваемыми в терроризме.
Аргументы противников такой сортировки пассажиров состоят в том, что подозреваемым может оказаться любой, и вычеркивать из списка проверяемых нельзя никого. Кроме этого, вы же не хотите отчуждать некоторые группы людей по культурному признаку, досматривая, к примеру, только молодых мусульман. Оба мнения -- за и против категоризации контроля -- имеют своих сторонников и обсуждаются британской полицией на самом высоком уровне. Однако я уже отметил выше важность внедрения систем искусственного интеллекта в видеонаблюдение -- те же самые принципы применимы ко всему комплексу мер безопасности. Отбор пассажиров для детального досмотра куда продуктивнее поручить компьютеру, чем произвольно назначать категории и вызывать этим общественное негодование. Несомненно, в системах контроля есть место и неформальной субъективной оценке -- она помогает выделить наиболее вероятные типы подозреваемых по конкретной ситуации.
Категоризация подозреваемых должна основываться на соответствующим образом настроенном инструментальном анализе и четко выделенных и валидных факторах риска. Это означает, что сбор, обработка и использование цифровых данных должны производиться и постоянно применяться, невзирая на уровень системы безопасности -- государственный, отраслевой или корпоративный.
Природа кризисов в охранной отрасли такова, что из них извлекается опыт, и потому они неминуемо приводят к разработке более совершенных практик и открывают новые перспективы. Опыт работы британских аэропортов и дискуссии между правительством, авиаперевозчиками и прочими заинтересованными сторонами, несомненно, приведут к новым важным выводам и подходам к разрешению подобных кризисов в будущем. И этими результатами сможет воспользоваться любая организация, заинтересованная в безопасности.
Доктор Крэйг Дональд -- специалист по человеческому фактору в обеспечении безопасности, а также в области охранного видеонаблюдения. Он возглавляет компанию Leaderware, производящую средства профессионального отбора операторов систем видеонаблюдения, рентгеновского контроля и других видов персонала служб безопасности для важнейших объектов мировой инфраструктуры. Кроме этого, он проводит курсы мастерства и повышения квалификации операторов систем видеонаблюдения, супервизоров и управляющих в международном масштабе, а также консультирует по вопросам управления системами безопасности.
Доктор Крэйг Дональд, Hi-Tech Security Solutions
Источник:http://www.secnews.ru
|