ГАИ с возу
Идея правительства о передаче прав на проведение техосмотра частным компаниям может быть реализована уже в самое ближайшее время. Вчера председатель думского комитета по собственности Виктор Плескачевский заявил, что осенью в Госдуму поступят поправки в закон "О безопасности дорожного движения", которые позволят автосервисам проводить техосмотр автотранспортных средств,- сейчас, напомним, это право имеет лишь ГИБДД. Участники рынка идею поддерживают, однако предупреждают, что стоимость техосмотра для автовладельцев может увеличиться. Контролем за состоянием автотранспортных средств будут заниматься технические эксперты, которые войдут в состав саморегулируемых организаций (СРО), рассказал вчера Виктор Плескачевский. "В отличие от представителей ГИБДД эксперты-техники будут нести материальную ответственность за качество проводимого осмотра. Право на проведение техосмотра получат компании со стажем работы на рынке, которые сумеют пройти строгий отбор",- заверил депутат. Их аккредитацию, скорее всего, будет проводить Министерство транспорта, что означает изъятие у МВД монополии на техосмотр через некоторое время. Прежде чем вносить такие поправки, комитету нужно согласовать их с МВД и Министерством транспорта, признает депутат. ГИБДД выступает против этой идеи, которая, кстати, была впервые высказана еще три года назад бывшим вице-премьером Борисом Алешиным. Впрочем, депутаты готовы пойти на компромисс - по мнению Плескачевского, можно сделать так, что поначалу частные компании будут проводить техосмотр параллельно с сотрудниками Госавтоинспекции. Чиновники Минтранса, в свою очередь, предложение депутатов поддерживают, но лишь при условии, что государство поручит органам власти контролировать деятельность частных осмотрщиков. Поэтому вполне возможно, что МВД сохранит за собой часть контролирующих функций - например, сможет и дальше проверять автомобиль "на угон". Участники рынка также полностью на стороне депутатов. "Это нормальная практика, когда техосмотр проводят профессионалы, а не сотрудники Госавтоинспекции,- говорит менеджер автосервиса.- В ГАИ проходят техосмотр только "Запорожцы" - все остальные дают взятки. И всем известно, что нормального техосмотра в ГАИ не пройти - инспектор обязательно придерется, чтобы получить деньги". "Техосмотр можно будет объединить с техобслуживанием, что очень удобно для автовладельца",- добавляет директор информационноаналитического портала Autodealer.ru Олег Дацкив. Однако руководитель управления продаж дилерского Центра на Башиловской Геннадий Моисеенко называет идею депутатов утопией. "Техосмотр - это доходное дело, поэтому ГАИ всячески будет препятствовать прохождению поправок. К тому же из-за убогого состояния автопарка владельцам машин будет не по карману и получить талон, и отремонтировать машину по всем стандартам, на которые сотрудники инспекции сейчас закрывают глаза",- говорит он. Для автовладельцев принятие законопроекта обернется повышением цен на техосмотр, полагают эксперты. "Сейчас цены на техосмотр явно занижены: официально получить талон стоит 150 руб., но в эту сумму мало кто укладывается. Обычно при проведении осмотра инспекторы прощают некоторые дефекты за определенную плату, с учетом которой талон для машин стоимостью до $15 тыс. обходится в $15-20, а для машин стоимостью от $40 тыс. до $50 тыc.- до $80",- говорит Олег Дацкив. Получение талона без осмотра машины стоит $200, говорит он. "С принятием поправок взяток будет меньше, но официальная плата возрастет в два раза. К тому же автовладельцы будут вынуждены раскошеливаться на устранение неисправностей",- считает Олег Дацкив. Представители другой заинтересованной стороны - страховых компаний - опасаются, что автовладельцам станет проще взыскивать компенсацию по ОСАГО. "У нас очень мало нормальных автосервисов - поэтому нельзя гарантировать, что машина, прошедшая техосмотр в нашем сервисе, на самом деле будет исправна,- комментирует предложение депутатов замдиректора по автострахованию "Альфастрахования" Илья Оленин.- Все будет зависеть от того, какие требования установят для компаний, проводящих осмотр, если они будут достаточно жесткими - тогда страховщики, скорее всего, поддержат это предложение".
Источник:Татьяна Алешкина, Алексей Савкин
|