"Дворцы коммунизма" унес неизвестный
Около двух тысяч рисунков архитектора и художника Якова Чернихова украдены из Российского государственного архива литературы и искусства. Сей факт вскрылся во время проверки Росохранкультурой учета и хранения в РГАЛИ. Точное число похищенных рисунков пока установить не удалось - проверка в архиве продолжается. Но даже навскидку стоимость пропажи зашкаливает за несколько миллионов долларов. Здание архива на Выборгской улице, дом 3, - в глухой осаде телевидения. Осажденные героически обороняются: в дверях кордон из милиционеров пополам с сотрудниками. Посторонним - ни шагу внутрь. - В хранилище работает экспертная группа из представителей прокуратуры, МВД и искусствоведов, - как заведенный, повторяет в сотый раз охранник в штатском. - И пока группа не выйдет, никого внутрь не пропустим и никаких комментариев давать не будем. - А где руководство архива и как с ними связаться? - Все руководство в отпуске. А кто не в отпуске, те заняты с экспертной группой. Уберите диктофон, комментариев не будет! Действительно, какие уж тут комментарии... Из 3 тысяч произведений "с архитектурными и геометрическими фантазиями" личной коллекции Чернихова, выкупленной государством в 1950-е годы, после смерти архитектора - 80 процентов оказались подменой. Часть подлинников сотрудникам Росохранкультуры уже удалось выявить на внутреннем антикварном рынке, а также и за рубежом. Факт кражи мог бы оставаться тайной еще долго, если бы не... жадность самих похитителей. По словам советника главы Росохранкультуры Евгения Стрельчика, все началось с девяти рисунков Чернихова, которые были проданы 22 июня этого года на торгах аукционного дома "Кристи" в Лондоне. Как подтвердили "РГ" специалисты аукциона, рисунки действительно собирались продать в составе лота из 125 рисунков. Предполагалось, что общая вырученная за лот сумма составит 5 809 720 долларов. Росохранкультуре буквально в последний момент удалось снять лоты с продажи, доказав их происхождение из РГАЛИ. По словам внука художника Андрея Чернихова, найденные на сегодняшний день 274 рисунка, похищенные из РГАЛИ, будут переданы Росархиву. Эксперты оценивают стоимость только обнаруженных рисунков в 1,3 миллиона долларов. Судьба остальных пока неизвестна. Ведется следствие. Пока со слов заместителя руководителя Росохранкультуры Анатолия Вилкова известно, что уже установлен человек, сдавший краденые рисунки на аукцион, а также и тот, у кого он их купил. Стоит отметить, что незаконно вывезенные из России художественные ценности в последние годы появляются на "Кристи" с завидным постоянством... Конструктивист и фантазер Согласно биографической справке на сайте Международного архитектурного благотворительного фонда имени Якова Чернихова, он родился 17 декабря 1889 года в городе Павлограде Екатеринославской губернии (ныне Днепропетровская область) в многодетной семье. В 1904 году он уезжает из Павлограда в Одессу и поступает в Одесское художественное училище. В 1914 году Чернихов переезжает в Петербург и поступает на живописный факультет Академии художеств и одновременно на Высшие педагогические курсы академии. В 1916 году переходит на архитектурный факультет и заканчивает его уже после Великой Октябрьской революции со званием архитектора-художника. Его главным наставником был академик архитектуры Леонтий Николаевич Бенуа. После окончания Академии художеств Яков Чернихов на протяжении 20-30-х годов занимался производственно-проектировочной работой в Ленинграде. В 1927 году организовал "Научно-исследовательскую экспериментальную лабораторию архитектурных форм и методов графирования". Он создавал проекты для форпостов советской индустриализации - металлообрабатывающих заводов, предприятий химической промышленности; проектировал жилые массивы. Наибольшую известность получил его проект водонапорной башни канатного цеха завода "Красный гвоздильщик". Сравнительно поздно включившись в движение конструктивизма, на рубеже 1920-1930-х годов Чернихов издает в Ленинграде книги архитектурных фантазий, принесшие ему мировую известность и титул "советского Пиранези": "Основы современной ахритектуры", "Конструкции архитектурных и машинных форм", "Архитектурные фантазии. 101 композиция". Они предсказали далекое будущее архитектуры, послужили источником вдохновения для многих поколений архитекторов. Одновременно с поисками в области конструктивистской архитектуры Чернихов увлекается архитектурными фантазиями на темы архитектуры прошлых эпох. Таков созданный им "Цикл живописной архитектуры", включающий в себя "Архитектурные сказки", "Архитектурные пейзажи", "Архитектуру деревянных строений", "Сказки индустрии", "Архитектурную романтику" и др. Незадолго до Второй мировой войны Чернихов завершает работу над циклом "Архитектура дворцов": "Дворцы коммунизма", "Архитектура будущего", а во время войны создает серию проектов на тему "Пантеоны Великой Отечественной войны" и цикл "Военная маскировка". В различные годы он также выполнил ряд работ в области теории архитектуры, пропорций, архитектурной эстетики и методики преподавания графических дисциплин. Среди них "Энтазис и фуст колонны", "Методы архитектурного проектирования", "Геометрическое черчение", "Цвет и свет", "Эстетика архитектуры", "Красота в архитектуре". Последним трудом Чернихова, который он так и не успел полностью завершить, была книга "Анализ построения классического шрифта", изданная уже после его смерти. Яков Чернихов умер 9 мая 1951 года в Москве.
Источник:Михаил Осин, Павел Басинский
|