Отменят ли банковскую тайну
В СМИ прошла информация, что налоговое ведомство изучает возможность получения информации о банковских кредитах, выданных физическим лицам. И таким образом установить, кто и сколько на самом деле получает денег. Проблема "серых" зарплат, безусловно, существует. По оценке минфина, примерно треть их выплачивается работникам неофициально. Так работодатели экономят на платежах в бюджет, а государство теряет, по оценкам экспертов, около 13 процентов подоходного налога и 26 процентов единого социального налога. Но Федеральная налоговая служба (ФНС), по сообщениям прессы, якобы придумала способ борьбы с серыми зарплатами: получив доступ к информации о кредитах физическим лицам, она сможет сравнить сумму в справке для получения банковского кредита с официальной зарплатой. Останавливает налоговиков лишь отсутствие в российском законодательстве статьи, которая предписывает раскрывать информацию о платежеспособности физического лица. По Закону "О банках и банковской деятельности" кредитные организации предоставляют налоговикам только информацию по операциям юридических лиц. Однако, как писали некоторые СМИ, налоговики для получения необходимых сведений могут воспользоваться центральным каталогом кредитных историй. Чтобы прояснить ситуацию, корреспондент "РГ" обратился в пресс-службу ФНС. Там ему пояснили, что налоговики лишь предложили такой вариант как желательный, но ни на чем не настаивают. И уж тем более нет основания говорить о том, что "слежка за кредитами граждан" начнется в ближайшее время. "Наиболее распространенной схемой, которую используют налогоплательщики в целях ухода от налогообложения, является "конвертная" схема, - пояснили в пресс-службе. - С этой же целью налогоплательщики применяют и другие "зарплатные" схемы (страховые, вексельные), участниками которых являются финансово-кредитные организации. И налоговые органы предпринимают меры, направленные на выявление и пресечение таких схем ухода от налогообложения". Что касается проведения выездных налоговых проверок банков, то эта форма налогового контроля по закону (статьи 87, 89 Налогового кодекса РФ) применяется, чтобы выяснить, соблюдает ли кредитное учреждение законодательство о налогах и сборах. Но она не предназначена для проверки третьих лиц - заемщиков кредитов и их работодателей. Однако для повышения эффективности администрирования налога на доходы физических лиц сейчас, действительно, "рассматривается возможность получения налоговыми органами информации о кредитах", выданных физическим лицам, а также о платежах по их возврату. Тем временем, юристы считают, что на основании этих сведений доначислить налог будет нельзя. К тому же ни один банк не признает, что он выдал кредит клиенту с "серой" зарплатой. Банк никогда не подаст в суд на своего клиента, если у него нет просрочек по платежам. "Нам надо развивать банковское кредитование, а не отпугивать от него людей. Бюро кредитных историй создавалось не для налоговой службы", - резюмирует президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян. Кроме того, по мнению экспертов, у ФНС просто не хватит сотрудников, чтобы проверить всех кредиторов. В 2004 году они уже попытались проконтролировать доходы и расходы граждан, но служба не справилась с большим объемом информации.
Источник:Олег Гладунов
|