Дружба без оборонных комплексов
На международном аэрокосмическом салоне в Фарнборо обнаружилась четкая тенденция: российские оборонные предприятия все более тесно сотрудничают с европейским оборонно-промышленным комплексом, с известными фирмами, выпускающими оружие. Как это скажется на состоянии российской оборонной промышленности? С этим вопросом обозреватель «Времени новостей» Николай ПОРОСКОВ обратился к ключевым фигурам российской делегации в Лондоне. Михаил ПЕТУХОВ, заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, глава российской делегации на «Фарнборо-2006»: -- Мы благодарны устроителям выставки за предоставленную возможность продемонстрировать российское вооружение и военную технику, а также пообщаться с нашими иностранными партнерами. Значение салона «Фарнборо» в этом регионе сложно переоценить. Здесь лидеры ведущих аэрокосмических корпораций демонстрируют результаты своей работы. Салон неизменно привлекает повышенный интерес ведущих производителей и заказчиков авиационной военной техники и вооружения со всего мира. Россия в этом году представила единую экспозицию на общей площади 1400 кв. метров в двух выставочных павильонах. В работе выставки приняло участие более 60 российских предприятий с 250 наименованиями продукции военного назначения. Уровень организации салона неизменно высок. А потому участие здесь крайне полезно для российского ОПК. Анатолий ПЕРМИНОВ, руководитель Федерального космического агентства: -- «Роскосмос» раньше недооценивал аэрокосмический салон «Фарнборо». В этом году мы впервые представляем ракетно-космическую корпорацию нашей страны. И отныне, я думаю, мы будем работать на «Фарнборо» более активно. Этому способствует и наше сотрудничество с Европейским космическим агентством (ЕКА). Наш главный совместный проект -- создание ракетного космического старта на космодроме Куру в Южной Америке. А вообще мы работаем совместно практически по всем направлениям -- по ракетам-носителям, космическим аппаратам дистанционного зондирования земли, телекоммуникационным системам различного класса, различным двигательным установкам. И вот в июне на совете ЕКА было принято решение о совместной работе по перспективной транспортной системе. Нет сегодня направления космической отрасли, по которому мы не работали бы с ЕКА. Эти, говоря современным языком, продвинутые отношения закреплены юридически. Один из совместных проектов -- новый российский пилотируемый корабль «Клипер». Тендер по нему затянулся по многим причинам. Мы рассмотрели три представленных проекта. Наиболее близко к решению поставленной нами задачи подошла ракетно-космическая корпорация «Энергия». Ее проект удовлетворял нас почти по всем пунктам, кроме финансового. Тогда же мы получили предложение от Европейского космического агентства. Естественно, мы не могли проигнорировать мнение 17 входящих в него государств. На сегодняшний день положение таково: конкурс приостановлен и практически признан несостоявшимся. Первый этап создания перспективной пилотируемой системы мы будем осуществлять вместе с европейскими и некоторыми другими государствами. В создавшейся ситуации основную работу возьмет на себя «Энергия», она будет ведущей в этом проекте по разработке на основе новых технических решений пилотируемой системы типа «Союз». Это на первом этапе. На втором этапе будем работать с Европой по «Клиперу». Как самостоятельная система «Клипер» будет выглядеть в зависимости от того, как пойдут работы на первом этапе. Об облике «Клипера» говорить рано. Но могу сказать, что новая перспективная пилотируемая транспортная система будет иметь возможность совершать полеты к Луне, отдельные элементы этой системы можно будет использовать при полетах на другие планеты. Сергей ЧЕМЕЗОВ, генеральный директор Федерального государственного унитарного предприятия «Рособоронэкспорт»: -- Салон «Фарнборо-2006» наглядно доказал, что российская промышленность сегодня активно сотрудничает с западноевропейскими производителями, в том числе и авиационной техники. Среди них и Европейское космическое агентство, компании Bae sistems, Sagem, Bоeing. В проекте создания нового самолета Су-35 участвует ряд компаний, которые поставят авионику. Готовится целая цепочка контрактов и соглашений с компаниями Boeing по созданию пассажирских самолетов. Возможны и какие-то военные проекты. Практически со всеми производителями авиационной техники мы установили деловые отношения и продолжаем активно развивать их. Со многими из западных предприятий-партнеров подписаны соглашения о модернизации нашей авиационной техники, которая находится на вооружении многих стран мира. Есть соглашения, касающиеся производства новой техники. Совместно с компаниями Sagem и Thales мы создали самолет Су-30МКИ, который активно продается по всему миру. У этого самолета уникальная кабина и авионика, которая пользуется большим спросом на мировом рынке. Есть еще рад предприятий, с которыми ведутся переговоры на предмет дальнейшего сотрудничества. Салон показал, что военно-техническое сотрудничество все больше сдвигается в сторону лицензионного производства. Это перспективная область. С каждым годом остается все меньше заказчиков, которые хотели бы купить только готовые изделия. Все ставят вопрос о передаче технологий, о дальнейшем лицензионном производстве у себя самолетов. Но опасений, что, получив лицензию и начав производить самолеты у себя, та или иная страна откажется от российской продукции, нет. Деньги, полученные от продажи лицензий, идут на создание новых, более современных образцов вооружения. «Рособоронэкспорт» по-прежнему считает, что нам нужно входить в состав совета директоров некоторых предприятий, чтобы контролировать выполнение контрактов. Там, где государство не успевает принять решение по созданию какого-то холдинга, мы делаем это самостоятельно. Например, под управлением Объединенной промышленной корпорации «Оборонпром» создан вертолетный холдинг. Сейчас мы ведем переговоры с бывшими владельцами фирмы «Ависма» и уже в ближайшее время будем владеть более чем контрольным пакетом акций. Через «Ависму» открывается сотрудничество с Bоeing. Компания «Сухой» с Bоeing создали совместный инженерный центр, в котором наши инженеры и конструкторы, которые по заданию, в том числе и Bоeing, разрабатывают отдельные детали и блоки для гражданских самолетов. «Ависма» же изготавливает детали из титана. Планируется создание совместного предприятия по обработке деталей для потенциальных партнеров. Получит развитие и сама «Ависма» -- имеется в виду модернизация производства, приобретение собственной сырьевой базы. На этом салоне мы представляем широкий спектр тренажеров. У нас создано специальное предприятие, которое занимается продвижением на внешний рынок средств обучения. Мы предлагаем заказчику и готовое изделие, и средства обучения, помогаем создавать технические центры и центры обучения. Хорошо продаются вертолеты. Только в этом году мы подписали контрактов на 600 млн долл. Отечественные вертолетостроительные предприятия будут обеспечены заказами на ближайшие три-четыре года.
Источник:Николай ПОРОСКОВ, Фарнборо
|