Без стратегии нет развития
- Владислав Петрович, расскажите, пожалуйста, что послужило причиной создания этого документа? - Решение поставленных Президентом РФ задач по улучшению материального положения российских граждан, повышению конкурентоспособности страны, обеспечению ее обороноспособности и безопасности выполнимо только в том случае, если Россия сможет обеспечить ускоренное формирование постиндустриальных тенденций экономического и социально-политического развития. Именно в этом заключается достойный ответ на исторический вызов, с которым столкнулась Россия на рубеже XX и XXI вв. Как известно, Президент РФ был одним из глав государств, подписавших в июле 2000 г. Окинавскую хартию глобального информационного общества. Тем самым постиндустриальное развитие было отнесено им к числу национальных интересов России. Более подробное раскрытие содержания связанных с этим интересов закреплено в Доктрине информационной безопасности России, одобренной Советом Безопасности и подписанной Президентом РФ почти одновременно с Окинавской хартией - в сентябре 2000 г. В рамках реализации основных положений Доктрины информационной безопасности Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти предпринимают определенные усилия по интенсификации постиндустриального развития страны. В то же время в силу многоаспектности самого постиндустриального развития все более ощущается отсутствие документа, с одной стороны, более детально определяющего систему мероприятий по движению в сторону информационного общества и в силу этого придающего проводимой работе большую системность и целенаправленность, а с другой - позволяющего подключить на основе партнерства к решению этой проблемы частный капитал и гражданское общество. Таким документом должна стать Стратегия развития информационного общества в России, проект которой разработан межведомственной рабочей группой при аппарате Совета Безопасности РФ с участием заинтересованных негосударственных организаций. Этот документ должен создать необходимые условия для активизации постиндустриального развития российского общества, интенсификации участия России в создании и использовании информационно-коммуникационных технологий, диверсификации российской экономики на базе ее превращения в экономику знаний. - В чем заключается основная идея проекта Стратегии и какова ее структура? - Основная идея проекта заключается в том, чтобы попытаться, используя имеющийся политический и ресурсный потенциал российского общества, создать условия для ускорения постиндустриального развития России. Проект Стратегии включает 7 разделов. В первом разделе дана краткая характеристика информационного общества, как нового этапа развития человечества. Во втором приведена характеристика состояния развития информационного общества в России. В нем, в частности, отмечается, что, несмотря на известные трудности, в России имеется определенный потенциал для ускорения постиндустриального развития. В третьем разделе закрепляется назначение и политико-правовая основа документа. В том числе, отмечено, что Стратегия предназначена для использования при подготовке концептуальных, доктринальных, программных и иных документов, затрагивающих стратегические вопросы использования потенциала ИКТ для решения задач экономического, социально-политического и духовного развития российского общества. В четвертом разделе сформулированы цели и принципы развития информационного общества в России: повышение устойчивости развития, конкурентоспособности страны, благосостояния и качества жизни людей; укрепление государственных гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина; создание равных возможностей для граждан по доступу к информации, ИКТ независимо от места проживания на территории РФ, возраста и пола; создание условий для сохранения культурного разнообразия и самобытности народов, проживающих на территории РФ, содействие диалогу между культурами и религиями; противодействие проявлениям угроз национальной безопасности, в том числе связанным с использованием возможностей ИКТ для нанесения ущерба национальным интересам России. Определены задачи государства в развитии информационного общества. Представляется, что оно может и должно на начальном этапе дать импульс ускорению постиндустриального развития, но решать проблему нужно всему обществу в целом. Необходимо активизировать частный и, прежде всего, отечественный капитал, который при определенных условиях вполне способен эффективно работать в этом сегменте рынка. В пятом разделе приведены основные мероприятия по достижению каждой и пяти целей развития информационного общества в России. В шестом разделе изложены основные направления международного сотрудничества в области формирования глобального информационного общества. При подготовке положений данного раздела разработчики исходили из того, что, несмотря на наличие общих целей и принципов, каждое государство имеет свою траекторию движения в информационное общество, и в этом движении приоритет остается за национальными целями и интересами. В то же время Россия - как страна, подписавшая Оканавскую хартию, -должна принимать посильное участие в решении проблем формирования глобального информационного общества. Наконец, в седьмом разделе изложены положения, касающиеся реализации Стратегии. - Какие вопросы, представляются наиболее важными для достижений поставленных в проекте целей постиндустриального развития России? - Во-первых, это вопросы, связанные с необходимостью создания эффективного механизма взаимодействия государственных органов, заинтересованных представителей бизнеса и негосударственных организаций как на этапе подготовки проекта Стратегии, так и на этапе разработки и выполнения планов ее реализации. Без налаживания такого взаимодействия вряд ли удастся добиться реального превращения информационно-коммуникационных технологий в фактор укрепления стабильности общественного развития, повышения производительности труда, капитализации знаний, повышения конкурентоспособности страны. Однако у нас пока еще не накоплен достаточный опыт в организации такого взаимодействия. Во-вторых, организация мониторинга постиндустриального развития России, выбора и оценки индикаторов этого развития. Некоторые специалисты высказывают предложения по усилению социального содержания закрепляемых в проекте Стратегии индикаторов, их большей нацеленности на конечный социально-экономический эффект. Однако при этом возникает проблема их измерения. Здесь необходимо найти разумный баланс между желаемым и возможным. В-третьих, учет и реализация потенциала постиндустриального развития субъектов РФ. Учитывая, что в конечном итоге основной целью усилий государства по социально-экономическому развитию России является улучшение жизни российских граждан, важно найти такие направления использования информационно-коммуникационных технологий, которые помогут в короткие сроки добиться ощутимого социально-экономического эффекта. Так, было высказано предложение о включении показателей информационного развития в перечень показателей результативности деятельность субъектов РФ, а также о закреплении нормативов бюджетных расходов на развитие их информационно-коммуникационной инфраструктуры. - Какие документы составляют политико-правовую основу проекта Стратегии ? - Политико-правовую основу проекта составляют концептуальные и доктринальные документы по вопросам национальной безопасности, включая Доктрину информационной безопасности России, международные договоры, итоговые документы Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества, послания Президента РФ Федеральному Собранию 2000-2005 гг., нормативные правовые документы Президента и Правительства РФ, определяющие направления экономического и социально-политического развития страны на ближайшие годы. Предполагается, что в Стратегии должны найти отражение и мероприятия, направленные на реализацию национальных проектов, объявленных Президентом РФ в 2005 г. - Как предполагается реализовать мероприятия, отраженные в проекте Стратегии? - При формировании системы мероприятий, предусматриваемых проектом Стратегии, разработчики исходили из того, что каждое их них будет детально проработано в последующих плановых документах. На данном этапе важно определить саму систему мероприятий таким образом, чтобы, с одной стороны, достаточно полно отразить те направления деятельности, которые могут способствовать достижению декларируемых целей, а с другой - предоставить субъектам этой деятельности определенную свободу в выборе средств и методов осуществления данных мероприятий. Предполагается, что Стратегия будет реализовываться в течение ближайших 10 лет. Исключительно важным моментом в реализации Стратегии представляется участие государственных органов и негосударственных организаций как в мониторинге движения России в сторону информационного общества, так и в обсуждении хода выполнения предусмотренных мероприятий. В целях создания основы для этой деятельности в проекте Стратегии предложены значения контрольных показателей, которые предлагается достичь к 2015 г. При формировании перечня контрольных показателей разработчики исходили из необходимости отразить, с одной стороны, наиболее важные характеристики постиндустриального развития, вытекающие из национальных целей развития, а с другой - обеспечить возможность получения статистической отчетности по тем показателям, которые поддерживаются международным сообществом. - Кем уже был рассмотрен проект Стратегии и каким образом предполагается его дальнейшее продвижение? - Проект Стратегии рассмотрен и в основном одобрен на совместном заседании Межведомственной комиссии Совета Безопасности РФ по информационной безопасности и секции по информационной безопасности научного совета при Совете Безопасности РФ. Доработанный с учетом замечаний и предложений, высказанных на этом заседании, текст проекта Стратегии размещен на сайте Совета Безопасности РФ в Интернете.
Источник:daily.sec.ru, 19.07.2006
|