УПРЕЖДЕНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ РИСКОВ
Тема: «Управление хозяйственными рисками» Уважаемые коллеги! Продолжая цикл статей, посвященных проблематике выявления и управления рисками, давайте сегодня заострим свое внимание на существующих методах работы Службы экономической безопасности (СЭБ) по управлению той или иной проблемной ситуацией. В статьях, опубликованных ранее, мы с вами разобрали, какими методами определяются (выявляются) хозяйственные риски. После выявления возможных проблем в развитии (функционировании) бизнеса, а тем более наступления той или иной рисковой ситуации, первоочередной становится задача по управлению последней. Опираясь на материал, приводимый ранее в статьях данного цикла, Вы достаточно быстро сможете спрогнозировать возникновение той или иной проблемной ситуации уже на ранней стадии ее возникновения. Как происходит управление рисками на ранних и последующих стадиях развития негативной ситуации? Как можно избежать ущерба, либо уменьшить его величину при невозможности избежать риска либо когда он возникает внезапно? Как действовать в условиях дефицита времени, средств и сил Службы безопасности торговой компании, в которых она, как правило, пребывает постоянно? Об этом речь пойдет в данной статье. Управление риском в торговом бизнесе – это такое целенаправленное воздействие ответственных структурных подразделений торговой фирмы и ее руководства на объекты, которое способствует решению стоящих задач по выходу из критической ситуации. Понятно, что любое воздействие требует собственного инструментария, в целях недопущения развития негативных последствий для компании. Существуют две основные группы управления рисками: метод минимизации потерь и метод устранения потерь. Перейдем к рассмотрению первого из них. Планирование и прогнозирование. Мониторинг На приведенной схеме, к которой мы с Вами будем обращаться на протяжении последующих статей, посвященных управлению рисками, выделено 4 методики, содержащихся в стратегии минимизации потерь. Методика упреждения, являясь наиболее эффективной, способствует быстрой локализации выявленного или спрогнозированного риска. Это происходит вследствие точного расчета и наличия времени на перевод в готовность СБ и других структурных подразделений действовать в условиях рисковой ситуации. За счет чего становится возможным проведение предупреждающих мероприятий? Стратегическое планирование, как основной метод из блока упреждение является наиболее эффективным. В статьях газеты, как и в актах аудита, разрабатываемых нашими экспертами, постоянно делается упор на участие СБ в планировании деятельности предприятия. Стратегическое планирование, безусловно, должно пронизывать все сферы деятельности предприятия, а для торговли, эффективное функционирование системы экономической безопасности фирмы является определяющим. При правильном построении планов и участии в их формировании СЭБ достигаются следующие преимущества: 1. Снимается неопределенность в будущих шагах компании, и одновременно происходит оценка текущей ситуации. 2. Обозначаются «узкие места» в технологическом процессе и предугадывается появление таких мест в дальнейшем. 3. Упреждается ослабление рыночных позиций и системы защиты компании от конкурентов. 4. Уточняются степень и величина возможных рисков, что в свою очередь позволяет разработать комплекс противодействующих этому и/или компенсирующих мероприятий. 5. Разрабатывается план по использованию имеющихся и/или подключению дополнительных резервов. Пример. На рынок торговли в одном из регионов выходит сторонняя торговая фирма. Ассортиментная политика приходящей организации практически не совпадает с рассматриваемой местной фирмой. Расчет экономистов и маркетологов показал, что отток клиентов, в связи с приходом стороннего ритейлера составит не более 5%, что является приемлемым для данного предприятия. Несколько изменив ценовую политику по товарной группе входящей фирмы, рассматриваемое предприятие предполагало еще больше нивелировать свои риски. Тем не менее, оказалось, что планы входящего ритейлера содержали перепродажу торговых площадей, в течение короткого периода времени одному из конкурентов рассматриваемой местной компании, имеющему к тому же значительную поддержку во внешней среде со стороны администрации. Т.о., исключение из планирования Службы безопасности сказалось на прибыльности бизнеса и привело к потерям, как в результате снижения цен по определенному ассортименту продукции, так и в результате утери занимаемых рыночных позиций. ПРИМЕЧАНИЕ К СХЕМЕ: выделены блоки, рассматриваемые в данной статье. Одной из разновидностей стратегического планирования, к которому можно отнести и вышеописанный пример, является прогнозирование внешней обстановки. В тоже время, анализ экономической обстановки может осуществляться не только по результатам деятельности конкурентов. Даже реальное ухудшение платежеспособности населения может сказаться не только на товарообороте, но и на показателях по возможным потерям. В первую очередь, правильное планирование позволяет подогнать внутреннюю среду компании под изменяющиеся условия внешней среды (законодательство, экономика, финансы и др.) Второй целью здесь может являться определение особенностей поведения на рынке конкурентов или партнеров. Пример. Повышение отпускных цен на 5,2 % одним из Ваших партнеров – поставщиков совпало с ростом численности торговых точек Вашего основного конкурента на 30,6%. Применяем простейший метод сравнения показателей за прошлый период. 2,6% и 15.3% соответственно. При этом отпускные цены на данную продукцию у конкурента оставались неизменными из периода в период. Надеюсь, вывод у Вас о «взаимодействии» этих двух фирм уже напрашивается сам собой. Кроме того, Вами может быть спрогнозирована «ценовая политика» по отношению к Вашей фирме в ближайшей и в среднесрочной перспективе. Экономический анализ выявит, совпадают ли интересы компании с продолжением подобных партнерских отношений. Третьей задачей при прогнозировании вступает определение изменений в секторе рынка, занимаемом Вашей компанией. Не только изменение числа конкурентов, но и научно – технические разработки, затрагивающие тот или иной сектор, могут оказывать влияние на улучшение, либо ухудшение рыночных позиций фирмы. В данном случае Вами может быть обоснованно принято решение относительно наращивания торговли и производства, либо постепенном их свертывания. Здесь же можно говорить о довольно точном прогнозировании изменения регионального развития торговли на ближайший период. Существует немало примеров, когда бизнес успешно «уводился» из нерентабельного сегмента и возникал в смежной или даже «враждебной» ранее отрасли экономики. Безошибочное исполнение метода мониторинга социально-экономической обстановки и нормативно-правовой среды делает для Вас возможным уловить новые тенденции во взаимоотношениях хозяйствующих субъектов, заблаговременно подготовиться к нормативным новшествам, скорректировать стратегические и тактические планы. Эффективное применение данного метода подразумевает: приобретение и систематизацию необходимых информационных ресурсов и компьютерных технологий, проведение прогнозно – аналитических исследований собственными силами и с приглашением сторонних специалистов. Вот почему мы уверены в развитии на Российском рынке такой специфической пока для России услуги - аудит безопасности. Пример. В связи с грядущим вступлением России в ВТО, важнейшим фактором, который скажется на развитии российского предпринимательства, станет изменение значительного числа действующих ныне нормативных правовых актов и приведение их в соответствие с нормами ВТО. Комплексное изменение действующего законодательства без должного информационного освещения со стороны государственных структур, а также без организации бесплатных консультационных служб может привести к самым негативным последствиям, в первую очередь, для предприятий торговли. Некоторые положительные сдвиги в этом направлении, наметившиеся в последние годы, безусловно, сойдут на нет, если государством не будет предпринят комплекс мер по обеспечению предпринимателей необходимой информацией.
Источник:Комаров Вадим -
Генеральный директор ЗАО «Центра Безопасности Бизнеса»
|