18+
beta
Регистрация прошла успешно
Дополнительная информация отправлена вам на почтовый ящик
Продолжить
15:07, 27 2016

Индия: оборонные закупки — новые правила, старые ошибки

Автор: Денис Борисов
Индия: оборонные закупки — новые правила, старые ошибки

Фото: arindambanerjee / Shutterstock

Одна из крупнейших в Южной Азии выставок вооружений Defexpo-2016, прошедшая 28-31 марта в индийском штате Гоа, принесла разочарование организаторам и продемонстрировала несостоятельность надежд на создание в обозримой перспективе собственного производства конкурентоспособного оружия.

Несмотря на меморандумы о взаимопонимании, о подписании которых отрапортовал ряд зарубежных производителей, ни одного серьезного контракта так и не было заключено. Единственной интригующей новостью стала договоренность между индийской компанией Reliance Defence Ltd и украинским авиаконцерном "Антонов" о совместном создании многофункционального транспортного самолета.

Большие ожидания

В этом году в Defexpo приняло участие рекордное число индийских - 540 и зарубежных - 490 компаний. При этом российская экспозиция, на которой было представлено порядка 800 образцов продукции военного и двойного назначения, стала одной из самых обширных. В смотре приняли участие 18 головных концернов российского ОПК и 61 входящее в них предприятие.

По задумке принимающей стороны, выставка была призвана привлечь внимание мировых производителей к перспективам открытия предприятий ВПК в стране, которая нуждается в современных вооружениях и при этом располагает неограниченной рабочей силой по цене в полтора раза меньшей, чем в Китае.

Неудивительно, что главным девизом выставки стал уже хорошо знакомый лозунг "Делай в Индии", который провозгласил, едва придя к власти, нынешний премьер-министр Нарендра Моди.

Даже место проведения Defexpo (впервые не в столице страны, а в небольшом городке Квитол в Южном Гоа) выбрано неспроста: власти курортного штата получили возможность предложить иностранным компаниям свои площадки для создания совместных производств.

Министр обороны Манохар Паррикар представил на открытии выставки обновленную политику оборонных закупок Индии. "Новые правила оборонных закупок предусматривают большую прозрачность и оперативность проведения сделок, - отметил он. - Но главное - правительство, занимая активную позицию в продвижении программы "Делай в Индии", приглашает производителей всех стран внести свой вклад в развитие нашей оборонной промышленности".

Выставка несбывшихся надежд

Весь пар в гудок - примерно так оценили результативность выставки ведущие индийские эксперты в области обороны. "Коэффициент полезного действия Defexpo-2016, которую провозгласили крупнейшей оборонной выставкой в Азии настоящего времени, остается крайне низким, и это несмотря на рекордное число зарегистрированных участников, - отметил военный обозреватель Харжд Радж Гхатти. - Разумеется, местная публика была в восторге от выступлений групп воздушного акробатического пилотажа. Но сами участники выставки и посетившие ее военные аналитики были единодушны: сухой остаток от мероприятия для большинства компаний оказался минимальным".

По мнению эксперта, выступление Паррикара только усилило разочарование.

"Слова о том, что новые правила оборонных закупок призваны повысить объемы производства оружия в Индии, вдохновили местных производителей. А иностранные компании были рады услышать, что в рамках новой политики условия закупок будут прозрачными, а сами сделки станут проходить значительно быстрее", - указал Гхатти. Однако, добавил он, свежеиспеченная политика оборонных закупок, по сути, не содержит ничего нового, кроме лозунга "Делай в Индии".

"Министерство обороны так и не опубликовало полный текст концепции этой политики, было представлено только несколько первых вводных частей, - заметил Гхатти. - Публикация всего документа дала бы понимание предстоящих правил игры, новых возможностей для иностранных участников при заключении договоров, чего так и не произошло ".

По словам Суниты Кумар из Центра азиатских исследований Университета союзной территории Пондичерри, "показательно, что по итогам столь разрекламированной выставки было подписано лишь несколько документов о намерениях, меморандумов о взаимопонимании и проектов будущих возможных соглашений". "Но действительно реальных заказов заключено не было, - подчеркнула эксперт. - Между тем, только такие заказы позволяют оценивать фактическую отдачу от проведения встреч в формате B2B (Business to Business) или на межправительственном уровне".

Сделка с украинским "Антоновым"

Пока это тоже меморандум о намерениях. "Reliance Defence Ltd совместно с государственным предприятием "Антонов" разработают требования к проекту, который предусматривает создание пассажирского самолета на 50-80 мест в базовой конфигурации, а также различных военных вариантов", - сообщила индийская компания.

Предполагается создание военно-транспортного самолета средней грузоподъемности с двумя экономичными турбовентиляторными двигателями. Он должен быть способен взлетать с коротких полос, в том числе с грунтовым покрытием, и с удаленных необорудованных аэродромов. Планируется построить до 500 самолетов общей стоимостью 350 млрд рупий ($5,24 млрд) в течение 15 лет.

На первый взгляд создается впечатление, что украинским авиастроителям удалось пробиться на индийский рынок. Однако многие аналитики считают, что индийско-украинская сделка в итоге может не состояться, как это уже происходило в Индии и раньше (напомним хотя бы про затянувшиеся переговоры о поставке французских истребителей "Рафаль", идущие с 2008 года).

По мнению специалистов представительств российской Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству и госкорпорации "Ростех" в Индии, "владелец Reliance Anil Dhirubhai Ambani Group миллиардер Анил Амбани подписал соглашение с украинской компанией, чтобы... подыграть премьер-министру, а также взвинтить рыночную стоимость акций своих предприятий и заодно получить под это соглашение крупные банковские кредиты".

"В конечном итоге сделка может и не состояться, но уже только объявление о ней принесет дивиденды индийскому магнату", - отметили они в беседе с корр. ТАСС.

Ряд индийских экспертов подметил, что экспозиция Reliance Defence так и не была представлена на заранее зарезервированном стенде. Как сообщили корр. ТАСС организаторы выставки, "компания в последнюю минуту отменила свое участие и отказалась вносить арендную плату за павильон".

Не стоит потраченных денег

В целом проведение Defexpo в столь отдаленном и неудобном для участников месте вызвало заслуженные упреки, в первую очередь - в адрес главы оборонного ведомства Индии, который и принял соответствующее решение. Уместно напомнить, что до назначения на должность в центральном правительстве Паррикар был главным министром штата Гоа.

"Квитол находится в двух часах езды от столицы Гоа Панаджи, ведущие к нему дороги узки, движение к месту проведения выставки постоянно затруднено, что весьма усложняло и завоз экспонатов, и приезд участников и посетителей", - отмечали представители корпорации "Боинг" в кулуарах выставки.

Единственная выигравшая сторона - сам Южный Гоа, его гостиничный и ресторанный бизнес. В честь такого события там даже подлатали годами не ремонтировавшиеся дороги. Штат получил дополнительную финансовую подпитку и провел пробу сил перед назначенным на 15-16 октября саммитом БРИКС.

Удаленность места проведения выставки сказалась и на составе представителей принимающей стороны. "На выставках, проходивших в Нью-Дели, присутствовали члены руководства министерства обороны Индии, которые были вовлечены в процесс принятия решений, - рассказал корр. ТАСС один из участников российской делегации. - В Гоа же в павильонах присутствовали только несколько офицеров среднего уровня, не имевших больших полномочий".

"Делай в Индии"

В ближайшие десять лет Индия планирует потратить на переоснащение своей армии $150 млрд. При этом правительство Моди намеревается за тот же период снизить зависимость страны от импортных поставок в оборонной области на 40%. В перспективных планах - даже переход из категории покупателя вооружений в категорию поставщика изделий военного назначения на мировой рынок. В частности, по прогнозам главы оборонного ведомства, спросом могут пользоваться индийские истребители "Теджас" (Tejas), зенитно-ракетный комплекс "Акаш" (Akash) и крылатые ракеты "БраМос" (BrahMos).

"Напряженная работа последних полутора лет принесет видимые результаты уже в 2017 году, когда объем экспорта индийских вооружений и военной техники должен превысить 1 млрд рупий ($15 млн)", - заявил Паррикар.

По его словам, "новый подход к оборонным закупкам предусматривает изменение нынешнего соотношения импортируемых и производимых в Индии вооружений - 70% и 30% ровно наоборот". "Мы видим рост интереса со стороны сотрудничающих индийских и зарубежных компаний, которые готовы к долгосрочным инвестициям в оборонное производство, - сказал министр. - На сегодняшний день подписано около 50 меморандумов по различным важным проектам, а также выдано более 350 лицензий".

Между тем, сами представители военного командования и индийские эксперты в кулуарах выставки сетовали, что "отечественная продукция по качеству пока отстает от передовых иностранных аналогов и не соответствует требованиям индийских вооруженных сил".

Российский интерес

Сохраняющаяся потребность Индии в зарубежных поставках обуславливает интерес ключевых игроков международного рынка вооружений к развитию военно-технического сотрудничества с Нью-Дели. В связи с этим многие компании приехали на выставку с уже готовыми предложениями по реализации совместных проектов или переносу производства на территорию Индии. Российские оборонщики также не теряют надежды встроиться в новую концепцию оборонных закупок Индии.

Как отметил генеральный директор госкорпорации "Ростех" Сергей Чемезов, "мы открыты для диалога по самым различным направлениям - от традиционной сферы ВТС до гражданских направлений: электроники, биотехнологий и композитных материалов".

"Россия готова предложить новые проекты, которые предусматривают самую широкую кооперацию с индийскими компаниями, передачу соответствующих технологий, а также организацию совместных и лицензионных производств, - подчеркнул заместитель генерального директора "Рособоронэкспорта" Сергей Гореславский. - В частности, сегодня мы ведем переговоры о возможном строительстве подлодок проекта 75(и) на базе новейших российских дизель- электрических подлодок "Амур-1650", также обсуждаем перспективы закупки дополнительной партии фрегатов проекта 11356 и организации их лицензионного производства в Индии. "Техмаш" обсуждает с индийскими партнерами вопросы совместной разработки и организации производства боеприпасов калибра от 23 мм до 155 мм".

Однако по завершении выставки российские участники отметили, что обновленную политику индийского правительства в оборонной сфере достаточно сложно будет реализовать на деле. В частности, остро стоит вопрос о передаче технологий - не все из них могут быть рассекречены, поэтому создать предприятие полного цикла в Индии не всегда представляется возможным.

Есть и другая сложность - несмотря на дешевую рабочую силу в стране, она не имеет нужной квалификации. Это приводит к производственным задержкам, срывам поставок, большому количеству брака и удорожанию конечного продукта. Так, согласно заключению экспертной комиссии министерства финансов Индии, лицензионное производство самолетов Су-30 МКИ на мощностях ведущей индийской авиастроительной компании "Хиндустан аэронотикс" (Hindustan Aeronautics Limited) занимает в 2-3 раза больше человеко-часов, чем в России. Когда самолет экспортировался из России, он обходился оборонному ведомству Индии в 2,7 млрд рупий (чуть больше $40 млн), а после того, как его начали собирать на HAL, цена выросла до 4,18 млрд рупий (свыше $62 млн).

Источник: ТАСС
Теги: Индия, оборонные закупки,

Комментарии (0)

Вход

Вход
через социальные сети

Регистрируясь через социальные сети, вы даете согласие на получение рассылки портала.
Зарегистрироваться

Новости партнера:

Читайте также из данного раздела:

Facebook
Вконтакте
Twitter

Видео

Больше видео
stat