11:38, 29 января 2016

Арктика во внешней стратегии Китая

Арктика во внешней стратегии Китая

Фото: Natalie Tapson/flickr

Одним из важных сигналов, свидетельствующих об интересе Китая к Арктике, стало получение Пекином в 2013 году статуса постоянного наблюдателя в Арктическом совете (АС). Он был создан в 1996 году и включает 8 стран-членов - РФ, США, Данию, Исландию, Канаду, Норвегию, Швецию и Финляндию. Главная сфера деятельности АС - содействие исследованиям климата Арктики, изучение и управление биоресурсами региона.

КНР еще до получения статуса наблюдателя начала проводить научные изыскания в Арктике (в 1996 году присоединилась к Международному научному комитету по Арктике, в 1999 году организовала первую арктическую экспедицию). Получение же статуса наблюдателя дает возможность более активно участвовать в выработке политики исследований и освоении ресурсов северной полярной зоны.

Кроме того, участие в международной научной программе позволяет получить точную информацию о состоянии ледового покрова океана, глобальных изменениях климата, которые влияют на воспроизводство рыбных и других биологических ресурсов, транспортное сообщение через северные моря, а также на условия добычи полезных ископаемых в регионе.

Следует отметить, что в связи с последствиями климатических изменений в Арктике и их влиянием на экологию и экономику КНР, китайские эксперты стали говорить о своей стране как о "субарктическом" или "околоарктическом" государстве, заявляя тем самым о праве КНР участвовать в арктических делах наряду со странами-участницами АС.

В последнее время среди экспертов все громче раздаются голоса о том, что Китаю следует использовать такие термины, как "сторона, имеющая интересы в Арктике", или "держава, имеющая обязанности в Арктике".

С таким мнением выступила, в частности, группа ученых из Китайского университета океанологии под руководством профессора Го Пэйцина, которая занимается исследованием на тему "Управление в Арктике и участие Китая" под эгидой Государственного фонда общественных наук.

КНР - одна из стран-участниц Шпицбергенского трактата, получивших право на эксплуатацию естественных ресурсов архипелага Шпицберген и его территориальных вод. В отличие от подавляющего большинства других государств, подписавших этот документ, Китай пользуется этим правом, создав, в частности, на архипелаге постоянную исследовательскую станцию. Кроме того, Пекин не намерен отказываться от своих прав на исследования и навигацию в арктических водах, а также разведку и разработку ресурсов, которыми он может воспользоваться в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву.

СМП становится частью Шелкового пути

Для Китая эксплуатация Северного морского пути (СМП) - один из наиболее легкореализуемых в ближайшие годы планов по практическому использованию преимуществ Арктики. Еще в конце прошлого века китайские эксперты обращали внимание на возможную выгоду, которую может принести доставка товаров из КНР в Европу (и в обратном направлении) по СМП. После провозглашения руководством КНР концепции межрегионального развития - Морской Шелковый путь XXI века и Экономический пояс Шелкового пути (ЭПШП) - интерес Китая к СМП вырос еще больше.

arktika-vo-vneshnej-strategii-kitaya-oxpaha

В 2012 году ледокол "Снежный дракон" ("Сюэлун") первым среди китайских судов прошел вдоль российского арктического побережья из Тихого океана в Атлантику. Начав 22 июля свой путь в Чукотском море, он 2 августа достиг Баренцева моря, преодолев за это время 2,9 тыс. морских миль. В начале октября 2015 года в северокитайский порт вернулся сухогруз транспортной компании COSCO, который первым среди коммерческих судов под флагом КНР прошел по СМП из Китая до Европы и обратно. На этот переход сухогрузу потребовалось 55 дней. По подсчетам моряков, в сравнении с традиционным путем через Малаккский пролив и Суэцкий канал маршрут сократился на одну треть, время его прохождения - на 20 дней, экономия топлива составила 500 тонн. По оценке COSCO, "регулярная эксплуатация СМП способна оказать стимулирующую роль для расширения экспорта китайской продукции на европейские рынки".

Выгода СМП для Китая может возрасти, если китайские фирмы смогут использовать портовые мощности на российском Дальнем Востоке и на территории КНДР (порт Раджин) или же в районе устья реки Туманная (Тумэньцзян) у границ Китая с КНДР и Россией, где уже долгое время предлагается создать специальную экономическую зону.

По словам главы Минвостокразвития Александра Галушки, модель развития СМП будет разработана до июля 2016 года, и российская сторона планирует "привлечь к этому китайских партнеров". "Мы заинтересованы в том, чтобы китайские партнеры пользовались этой судоходной артерией. Считаем, что и транспортные коридоры из северо-востока Китая, и развитие СМП - практические шаги по сопряжению Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и ЭПШП", - заявил министр в ноябре 2015 года.

Энергоресурсы Арктики

С конца прошлого века Пекин активно ищет новые возможности для обеспечения своей экономики нефтью и газом. Китаю удалось значительно снизить зависимость от поставок углеводородов с Ближнего Востока путем строительства нефте- и газопроводов из стран Центральной Азии, а затем и из России. В качестве очередного шага на пути диверсификации поставок в КНР рассматривают участие в будущих проектах по добыче нефти и газа в Арктике, где, как полагают эксперты, находится до 20% общемировых неразведанных запасов углеводородов.

Российские компании не первый год занимаются проектами по добыче нефти и газа в северной полярной зоне, привлекая для этого и иностранный капитал.

Глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что Китай является "одним из приоритетных партнеров" России по вопросам сотрудничества в Арктике.

"Мы готовы развивать обмены и укреплять взаимодействие со всеми заинтересованными сторонами, чтобы способствовать мирному, стабильному и устойчивому развитию арктического региона", - заявил официальный представитель МИД КНР Хун Лэй в ответ на вопрос корр. ТАСС, готова ли китайская сторона принять активное участие своими инвестициями и технологиями в российских арктических проектах. Хун Лэй отметил, что "для китайско-российского сотрудничества в Арктике имеется хорошая база".

Как считают гонконгские аналитики Мерси Го и Энджи Тан, "государственные нефтяные компании КНР - одни из немногих в мире, кто готов инвестировать в арктический регион".

Планы по Арктике - пока не стратегия

Пекин до сих пор не опубликовал каких-либо официальных документов, в которых бы определялась стратегия страны в Арктике. Еще в 2012 году в докладе Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI) отмечалось, что, "поскольку Пекин не обнародовал арктическую стратегию, и заявления китайского правительства по Арктике сдержанны, можно предположить, что главные разработчики политики пока находятся на начальной стадии формулирования позиции в отношении Арктики".

Пекин явно не спешит объявлять арктическое направление приоритетным в своей внешнеполитической, оборонной или экономической деятельности, предпочитая тактику "малых шагов" по укреплению своих позиций в Арктике. КНР не пытается оспаривать ведущую роль арктических государств по определению "правил игры" в этом регионе мире, но стремится обеспечить для себя "место" важного партнера.

"Проблемы Арктики не сводятся только к региональным, но также охватывают межрегиональные аспекты, такие как изменение климата и международное судоходство. Все это требует взаимодействия арктических и неарктических государств", - отмечал Хун Лэй.

Будучи наблюдателем в АС и участвуя в научно- исследовательских региональных проектах, Китай готовит почву для того, чтобы обеспечить себе доступ к природным ресурсам и логистическим преимуществам Арктики в ближайшие десятилетия.

Говоря о намерении КНР усилить присутствие в северной полярной зоне, следует отметить, что Пекин не планирует прибегать к каким-либо дипломатическим или силовым методам для изменения в свою пользу существующего правового режима в регионе, в соответствии с которым данные территории фактически являются полем деятельности только арктических государств. Однако Китай рассчитывает использовать имеющуюся международную правовую базу (Конвенция ООН по морскому праву, Шпицбергенский трактат), а также свою растущую экономическую мощь в целях получения больших возможностей.

Фото: Natalie Tapson/flickr

Источник: ТАСС

Комментарии (0)

Вход

Вход через социальные сети

Регистрируясь через социальные сети, вы даете согласие на получение рассылки портала.
Зарегистрироваться

Читайте также из данного раздела:

Почта для запросов на удаление информации:
[email protected]

Смотреть видео онлайн

Смотреть видео 365 онлайн